Наталья Цыганкова
Музейная педагогика как современная педагогическая технология
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Актуальность данного вопроса также подчёркивается и нормативно-правовым сопровождением, регулирующие работу нашей организации.
Публикация «Музейная педагогика как современная педагогическая технология» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Осознавая важность данной проблемы, перед нами, встал вопрос, какая технология наиболее эффективно решает поставленные задачи. Проанализировав различные педагогические технологии, мы остановились на технологии Музейной педагогики.
Цель данной технологии: Повышение героико - патриотического потенциала детей средствами музейной педагогики.
Конечно, многие могут сказать, что данную технологию можно попытаться реализовать в группе, например с помощью музейной полочки, но опыт показывает, что наибольший эффект будет достигнут, если мини – музей будет иметь своё отдельное помещение.
Ведь фундаментом данной технологии, по мнению кандидата педагогических наук О. Г. Тихоновой, является погружение ребенка в специально организованную среду.
Так же в основу технологии положены основные принципы музейной педагогики, вытекающие из общих современных требований к педагогическому процессу: На ряду с представленными хотелось бы отметить принцип Учёта именно региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующего любовь к семье, городу, краю.
Весомый вклад в эффективное внедрение технологии играет анкетирование родителей и лиц их заменяющих, а также опрос воспитанников.
Так, опираясь на полученные данные, мы определились, что наш мини – музей будет краеведческий, т. е. мини – музей комплексного профиля.
Система и последовательность работы в 2014 – 2015 учебном году посвящена 70 годовщине Победы в ВОВ, совместно с воспитателями и специалистами ДОУ мы разработали целый цикл музейно – образовательных мероприятий, которые представлены в следующих этапах информационный, развивающий и творческий. Подобное выделение условно, поскольку сами этапы изменчивы, подвижны и зачастую тесно связаны между собой либо пересекаются в каких-то аспектах. Предлагаю рассмотреть подробно суть каждого из этапов.
Информационный этап – это первая ступень освоения музейной информации.
Из своего опыта я знаю, что на данном этапе необходимо придерживаться методическим принципам.
Также следует отметить, что использование разнообразных методов является важным условием информационного этапа. Это означает, что ребёнок накапливает определённый объем представлений об интересующем предмете или событии, который будет обсуждаться непосредственно на музейной экскурсии.
Особо хочется отметить наглядный метод. Опираясь на исторические факты и подлинные экспонаты, используя наглядные модели, мы смогли реконструировать события ВОВ, где ярко отразилось слагаемое Победы. Это и великая Дорога Жизни и оружие Победы. А использование различных объёмных моделей, сделали исторические факты доступными для понимания дошкольников.
Как утверждает музейный педагог Т. Н. Понкратова, на этом этапе целесообразно использование таких игровых приемов как игры-путешествия, имитационные игры.
На развивающем этапе организуются непосредственно музейно-образовательные экскурсии.
Здесь хорошо зарекомендовали себя методические приемы именно экскурсионной работы «Прием живой беседы», «Приём ролевой игры», «Самый внимательный слушатель»
И конечно использование игровых приёмов. Например наш мини – музей называется «В гостях у Котофея Ивановича». Котофей Иванович – игровой персонаж, хозяин нашего мини – музея, он создаёт непринуждённую обстановку, активизирует познавательный интерес, регулирует правила поведения. Что является одним из условий успешного проведения экскурсии
На третьем этапе ведется работа по осмыслению и творческому отражению полученных впечатлений. Основу данного этапа, составляют принципы музейной педагогики, и воплощаются в девиз «Ценностям нельзя научиться, ценности нужно пережить», а на практике реализуются в один из принципов «Знание через руки», что является естественной формой закрепления и осмысления полученных в музее впечатлений.
Немаловажное значение имеет для нас, какова эффективность внедрения данной технологии. Повторное анкетирование родителей и лиц их заменяющих, показало, что 85 % считают работу по данной технологии необходимо продолжать, так как отношение к историческим событиям и к старшему поколению у детей стало более уважительное.
Следует заметить, что при внедрении данной технологии — важна тесная взаимосвязь с семьями наших воспитанников, как с представителями старшего поколения, в жизненном опыте которого еще сохранились воспоминания об исторических событиях.
Безусловно, большое влияние на эффективную реализацию педагогической технологии оказывает и то, что наш детский краеведческий мини - музей «В гостях у Котофея Ивановича», прошёл областную паспортизацию,что позволяет вести нашу работу в соответствии с особенностями музейного дела.
Наверное, рано еще говорить о безусловном успехе выбранной нами педагогической технологии, но возросший интерес детей, родителей и педагогов к мини-музею, как эффективному средству героика-патриотического воспитания дает право надеяться на определенный успех. Поэтому наша работа на этом не заканчивается. Впереди много новых встреч и детей.
Более подробно обсудить данную педагогическую технологию предлагаю на страницах международного образовательного портала «Маам. RU» в моём блоге