МААМ-картинки

Специфика урока физической и адаптивной культуры в коррекционной школе

Обухов Сергей Александрович
Специфика урока физической и адаптивной культуры в коррекционной школе
▼ Скачать + Заказать документы

«Специфика урока физической и адаптивной

культуры в коррекционной школе»

Обухов Сергей Александрович, учитель физической культуры, педагог-наставник

Иваненко Евгений Васильевич, учитель адаптивной физической культуры

Специфика урока физической и адаптивной культуры в коррекционной школе заключается в проведении коррекционных, развивающих занятии с детьми, имеющими интеллектуальные, физические, эмоционально-волевые, и другие отклонения в психофизическом развитии. Задачи обучения по физической и адаптивной культуре в коррекционной школе предусматривают максимальное преодоление недостатков физического развития, познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья, сознательное выполнение элементарных правил, здоровьесбережения, формирование навыков здорового образа жизни, расширение круга занятий по физическому воспитанию, совершенствование основных видов движения: ходьба, бег, прыжки, метание.

Публикация «Специфика урока физической и адаптивной культуры в коррекционной школе» размещена в разделах

Цель педагогической деятельности – обеспечить каждому школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Физкультурные занятия, проводимые с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, имеют ряд существенных особенностей. Проблема заключается в том, что низкий интеллект и их моторная недостаточность значительно затрудняют процесс обучения. Уровень развития качеств у детей недостаточен.

Достижение названных целей и задач, решение проблем во время занятий происходит за счет правильного выбора структуры лечебно-оздоровительной работы с применением здоровьесберегающих технологий, как совокупности приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, учитывая заинтересованность детей в целенаправленной двигательной деятельности. Структура занятий строится с учетом методических положений, с использованием современных методов обучения: словесного инструктирования, совместного действия ребенка и педагога, движения в игровой форме под музыкальное сопровождение с осуществлением индивидуального подхода.

Содержание коррекционно-развивающей работы на уроках физической и адаптивной культуры определяется с учетом для каждого обучающегося его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР. Программа коррекционной работы должна обеспечить: выявление образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками их в физическом и психическом развитии; коррекцию и развитие нарушений функций, профилактику, возникновение вторичных отклонений в развитии, оптимизацию социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся. Программа коррекции работы по предмету предусматривает реализацию коррекционно-развивающей области через :

1) коррекционные занятия, что позволяет формировать у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья адекватные учебное поведение и социально-бытовые навыки; преодолевать недостатки аффективной сферы и трудности во взаимодействии с окружающими. Развитие внимания детей к эмоционально личностным проявлениям близких взрослых и пониманию взаимоотношений, чувств;

2) обеспечение коррекционной направленности воспитательных мероприятий в условиях урочной и внеурочной деятельности.

Динамика результативной коррекционно-развивающей работы на уроках обусловлена использованием инновационных, здоровьесберегающих технологий наряду с традиционными методами, приемами, подходами в физкультурно-спортивной деятельности. Коррекционная работа — это оказание помощи, направленной на ликвидацию нарушений в знаниях учащихся, преодоление затруднений и развитие их познавательных способностей. Если ученик не может выполнить задание сам, значит ему надо помочь.

Формы помощи:

— фронтальная — обращённая сразу ко всему классу или группе (в этом случае используют наглядные пособия, плакаты и т. д.)

— индивидуальная — предназначенная именно данному конкретному ученику.

В системе работы коррекционной особое место занимает оказание индивидуальной помощи (стимулирующей, направляющей, обучающей). Виды помощи отличаются степенью и качеством выполнения педагога в зависимости от степени выполнения задания.

Стимулирующая помощь нужна, когда учащийся а) не может включиться в работу (не решает сам как начать действовать после полученного задания); б) работа завершена, но допущена ошибка.

Учитель ободряет ученика, успокаивает, помогает мобилизовать внимание, вселяя надежду и уверенность в том, что он справится с заданием. Понятно ли было задание? В случае отрицательного ответа, повторно разъясняет задание. Указывает на наличие ошибки в работе и предлагает проверку предложенного решения. Такая помощь способствует организации ученика, обостряет внимание, включает учащегося в работу. Реализация стимулирующей помощи оказывает корректирующие воздействия на информационно-ориентировочную часть учебной деятельности.

Направляющая помощь необходима, когда учащийся не может определить способ выполнения задания или выбрать средства деятельности. Учитель непосредственно привлекает внимание учащегося к началу выполнения задания. Направляющая помощь распространяет свое корректирующее воздействие на недостатки в информационно-ориентировочной и операционно-исполнительской частях учебной деятельности.

Обучающая помощь требуется в тех случаях, когда другие виды помощи оказываются недостаточными и надо непосредственно показать, как решить учебную задачу или исправить допущенную ошибку. Обучающая помощь при совместном (учителя с учеником) выполнении задания способствует преодолению затруднений, активному включению учащихся в работу. Как только учащийся делает попытку выполнять самостоятельно задание, оказание любой помощи прекращается. Индивидуальная помощь является необходимым условием успешного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической и адаптивной культуры.

Коррекционно-развивающие задачи направлены на обеспечение полноценного физического развития, повышение двигательной активности, восстановление и совершенствование психофизических способностей, профилактику и предупреждение вторичных отклонений. Коррекционно-развивающие и образовательные задачи решаются на одном и том же учебном материале, но имеют отличия. Для образовательных задач характерна высокая степень динамичности, так как они должны соответствовать программному содержанию обучения. Коррекционно-развивающим задачам свойственно постоянство, так как они решаются на каждом занятии. Физическая и адаптивная культура для детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из эффективных форм их социализации, представляющей широкие возможности для развития способностей и интересов таких детей, коррекции нарушений их развития.

На уроке применяются специальные педагогические приёмы и методы, направленные на развитие интеллектуальной деятельности детей: обучить названию движений и исходных положений, предлагать запоминать комбинации упражнений, различение движений по темпу, объёму, плавности. Широко применяются упражнения, которые требуют чёткой дозировки силовых, временных и пространственных компонентов движений: метание в цель, подбрасывание мяча, бросание мяча об пол, о стену так, чтобы он отлетел на заданное расстояние, перебрасывание мяча в шеренгах, прыжки на точность приземления, упражнения в равновесии; игры, требующие точности движений.

На уроках учитывается точка зрения ребенка, не игнорируются его привычки и эмоции. Физическая и адаптивная культура в нашей школе стала основой здорового образа жизни, гигиены труда, быта и отдыха для детей с ограниченными возможностями здоровья. Лечебно-оздоровительные мероприятия в режиме рабочего дня являются обязательными, и по содержанию соответствуют программному материалу, который адаптирован к возможностям обучающихся с ОВЗ.

Активность, собранность, дисциплинированность, посещаемость уроков физической и адаптивной культуры, продолжительность занятий, результативность работы обучающихся определяется мотивацией занятий. Мотивация базируется на потребностях обучающихся и строится по принципу: хочу, могу, должен. Отсутствует строгая регламентация в характере действий и нагрузки. Ребята могут использовать те действия, которые, по их мнению, наиболее эффективны, но в пределах официальных или условных правил.

Возможность сочетания различных методов, способов, приёмов и форм при проведении уроков способствует повышению эффективности обучения и воспитания, коррекции недочётов двигательной сферы и интеллектуальной деятельности.

Технологии коррекционно-развивающего образования, здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированные, индивидуальный и дифференцированный подход, системно-деятельностный подход широко применяются при организации образовательного процесса на уроках физической и адаптивной культуры, внеклассной работы. При системно-деятельностном подходе учитель должен владеть технологией диалога, обучает учащихся ставить вопросы. У учащихся формируется контрольно-оценочная деятельность (они сами оценивают свою деятельность на уроке, умение находить причины затруднений, определять, что ещё не усвоено на уроке, задачи и тему урока определяют сами учащиеся при помощи учителя, задающего при этом наводящие вопросы и задания.

Результативность усвоения программного материала оценивается по динамике развития физических качеств, которые корригируются и совершенствуются в процессе обучения, степенью усвоения умений и навыков и переносу их в свободную самостоятельную деятельность. Реализация программы предусматривает всестороннее медицинское психолого-педагогическое обследование, определение уровня физической подготовленности и двигательных возможностей, уровня развития психических процессов обучающихся.

Результатом опыта работы является положительная динамика по всем показателям двигательной активности, подтвержденная результатами врачебно-педагогического контроля и проведённого тестирования, а также положительные результаты при участии обучающихся в спортивных мероприятиях, соревнованиях, олимпиадах различного уровня.

Методическая литература

1. Дульнев Г. М. Актуальные вопросы работы с глубоко-отсталыми детьми: Обучение и воспитание умственно отсталых детей. – Москва, 1960.

2. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. /Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2003.

3. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2002.

4. В. И. Ковалько. Здоровьесберегающие технологии. – М. : «ВАКО», 2004.

5. Г. П. Болонов. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения. – М. : «ТЦ Сфера», 2009.

6. В. С. Кагорова. Книга учителя физической культуры. – М. : «Физкультура и спорт», 1973.

7. А. М. Митяева. Здоровьесберегающие педагогические технологии. – М. : «Академия», 2008.

Публикации по теме:

Конспект урока в 5 классе коррекционной школы 8 вида по сказке Г. Скребицкого «Всяк по-своему» Класс: 5 Тема урока: Г. Скребецкий «Всяк по своему» Цели урока: Познакомить с содержанием сказки о животных «Всяк по своему». Развивать.

Конспект открытого урока русского языка «Слова, обозначающие названия признаков» в 4 классе коррекционной школы ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» Конспект открытого урока русского языка в 4 классе Тема.

Конспект урока ритмики в 3 классе коррекционной школы 8 вида «Хоровод» Тема урока: «Хоровод» Цели урока: Учить простейшим хороводным движениям. Развивать чувства ритма. Воспитывать чувство эстетики. Уровневые.

Конспект урока по русскому языку в 1 классе в специальной (коррекционной) школе «Строчная буква «Ц» Тема: «Строчная буква ц». Тип урока: Урок изучения нового материала. Цель урока: формировать умение писать строчную букву ц. Задачи: образовательные:.

Конспект урока в 5 классе коррекционной школы «А. Толстой «Вот уж снег последний тает» Класс: 5 Тема урока: А. Толстой «Вот уж тает последний снег» Цели урока: Познакомить со стихотворением А. Толстого «Вот уж тает последний.

Организация образовательной среды с применением здоровьесберегающих технологий на уроках адаптивной и физической культуры «Организация образовательной среды с применением здоровьесберегающих технологий на уроках адаптивной и физической культуры в условиях основной.

Конспект урока ритмики с элементами здоровьесберегающих технологий «Мы все здоровы и бодры» в 3 классе коррекционной школы План-конспект урока ритмики в 3 классе «Мы все здоровы и бодры» Цель: развитие музыкальности детей, их способности эмоционально воспринимать.

Специфика работы учителя-дефектолога с родителями детей с ОВЗ по формированию педагогической культуры родителей Выступление на региональном научно-практическом семинаре. Слайд 1. «Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это.

Конспект урока чтения во 2 классе коррекционной школы VIII вида «Е. Пермяк «Первая рыбка» Урок чтения во 2 классе. Тема: Е. Пермяк «Первая рыбка». Задачи: • познакомить учащихся с содержанием рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»;.

Конспект урока по основам православной культуры «Пасха» Технологическая карта Ф. И. О. Ерик Алла Александровна Должность Учитель начальных классов Модуль Основы православной культуры УМК А. В. Кураев.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика урока физической и адаптивной культуры в коррекционной школе
Опубликовано: 26 сентября 2018 в 13:12
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Специфика урока физической и адаптивной культуры в коррекционной школе» (включая файлы) размещена пользователем Обухов Сергей Александрович в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД