Обухов Сергей Александрович
Специфика урока физической и адаптивной культуры в коррекционной школе
▼ Скачать + Заказать документы
«Специфика урока физической и адаптивной
культуры в коррекционной школе»
Обухов Сергей Александрович, учитель физической культуры, педагог-наставник
Иваненко Евгений Васильевич, учитель адаптивной физической культуры
Специфика урока физической и адаптивной культуры в коррекционной школе заключается в проведении коррекционных, развивающих занятии с детьми, имеющими интеллектуальные, физические, эмоционально-волевые, и другие отклонения в психофизическом развитии. Задачи обучения по физической и адаптивной культуре в коррекционной школе предусматривают максимальное преодоление недостатков физического развития, познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья, сознательное выполнение элементарных правил, здоровьесбережения, формирование навыков здорового образа жизни, расширение круга занятий по физическому воспитанию, совершенствование основных видов движения: ходьба, бег, прыжки, метание.
Публикация «Специфика урока физической и адаптивной культуры в коррекционной школе» размещена в разделах
Цель педагогической деятельности – обеспечить каждому школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Физкультурные занятия, проводимые с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, имеют ряд существенных особенностей. Проблема заключается в том, что низкий интеллект и их моторная недостаточность значительно затрудняют процесс обучения. Уровень развития качеств у детей недостаточен.
Достижение названных целей и задач, решение проблем во время занятий происходит за счет правильного выбора структуры лечебно-оздоровительной работы с применением здоровьесберегающих технологий, как совокупности приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, учитывая заинтересованность детей в целенаправленной двигательной деятельности. Структура занятий строится с учетом методических положений, с использованием современных методов обучения: словесного инструктирования, совместного действия ребенка и педагога, движения в игровой форме под музыкальное сопровождение с осуществлением индивидуального подхода.
Содержание коррекционно-развивающей работы на уроках физической и адаптивной культуры определяется с учетом для каждого обучающегося его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР. Программа коррекционной работы должна обеспечить: выявление образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками их в физическом и психическом развитии; коррекцию и развитие нарушений функций, профилактику, возникновение вторичных отклонений в развитии, оптимизацию социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся. Программа коррекции работы по предмету предусматривает реализацию коррекционно-развивающей области через :
1) коррекционные занятия, что позволяет формировать у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья адекватные учебное поведение и социально-бытовые навыки; преодолевать недостатки аффективной сферы и трудности во взаимодействии с окружающими. Развитие внимания детей к эмоционально личностным проявлениям близких взрослых и пониманию взаимоотношений, чувств;
2) обеспечение коррекционной направленности воспитательных мероприятий в условиях урочной и внеурочной деятельности.
Динамика результативной коррекционно-развивающей работы на уроках обусловлена использованием инновационных, здоровьесберегающих технологий наряду с традиционными методами, приемами, подходами в физкультурно-спортивной деятельности. Коррекционная работа — это оказание помощи, направленной на ликвидацию нарушений в знаниях учащихся, преодоление затруднений и развитие их познавательных способностей. Если ученик не может выполнить задание сам, значит ему надо помочь.
Формы помощи:
— фронтальная — обращённая сразу ко всему классу или группе (в этом случае используют наглядные пособия, плакаты и т. д.)
— индивидуальная — предназначенная именно данному конкретному ученику.
В системе работы коррекционной особое место занимает оказание индивидуальной помощи (стимулирующей, направляющей, обучающей). Виды помощи отличаются степенью и качеством выполнения педагога в зависимости от степени выполнения задания.
Стимулирующая помощь нужна, когда учащийся а) не может включиться в работу (не решает сам как начать действовать после полученного задания); б) работа завершена, но допущена ошибка.
Учитель ободряет ученика, успокаивает, помогает мобилизовать внимание, вселяя надежду и уверенность в том, что он справится с заданием. Понятно ли было задание? В случае отрицательного ответа, повторно разъясняет задание. Указывает на наличие ошибки в работе и предлагает проверку предложенного решения. Такая помощь способствует организации ученика, обостряет внимание, включает учащегося в работу. Реализация стимулирующей помощи оказывает корректирующие воздействия на информационно-ориентировочную часть учебной деятельности.
Направляющая помощь необходима, когда учащийся не может определить способ выполнения задания или выбрать средства деятельности. Учитель непосредственно привлекает внимание учащегося к началу выполнения задания. Направляющая помощь распространяет свое корректирующее воздействие на недостатки в информационно-ориентировочной и операционно-исполнительской частях учебной деятельности.
Обучающая помощь требуется в тех случаях, когда другие виды помощи оказываются недостаточными и надо непосредственно показать, как решить учебную задачу или исправить допущенную ошибку. Обучающая помощь при совместном (учителя с учеником) выполнении задания способствует преодолению затруднений, активному включению учащихся в работу. Как только учащийся делает попытку выполнять самостоятельно задание, оказание любой помощи прекращается. Индивидуальная помощь является необходимым условием успешного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической и адаптивной культуры.
Коррекционно-развивающие задачи направлены на обеспечение полноценного физического развития, повышение двигательной активности, восстановление и совершенствование психофизических способностей, профилактику и предупреждение вторичных отклонений. Коррекционно-развивающие и образовательные задачи решаются на одном и том же учебном материале, но имеют отличия. Для образовательных задач характерна высокая степень динамичности, так как они должны соответствовать программному содержанию обучения. Коррекционно-развивающим задачам свойственно постоянство, так как они решаются на каждом занятии. Физическая и адаптивная культура для детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из эффективных форм их социализации, представляющей широкие возможности для развития способностей и интересов таких детей, коррекции нарушений их развития.
На уроке применяются специальные педагогические приёмы и методы, направленные на развитие интеллектуальной деятельности детей: обучить названию движений и исходных положений, предлагать запоминать комбинации упражнений, различение движений по темпу, объёму, плавности. Широко применяются упражнения, которые требуют чёткой дозировки силовых, временных и пространственных компонентов движений: метание в цель, подбрасывание мяча, бросание мяча об пол, о стену так, чтобы он отлетел на заданное расстояние, перебрасывание мяча в шеренгах, прыжки на точность приземления, упражнения в равновесии; игры, требующие точности движений.
На уроках учитывается точка зрения ребенка, не игнорируются его привычки и эмоции. Физическая и адаптивная культура в нашей школе стала основой здорового образа жизни, гигиены труда, быта и отдыха для детей с ограниченными возможностями здоровья. Лечебно-оздоровительные мероприятия в режиме рабочего дня являются обязательными, и по содержанию соответствуют программному материалу, который адаптирован к возможностям обучающихся с ОВЗ.
Активность, собранность, дисциплинированность, посещаемость уроков физической и адаптивной культуры, продолжительность занятий, результативность работы обучающихся определяется мотивацией занятий. Мотивация базируется на потребностях обучающихся и строится по принципу: хочу, могу, должен. Отсутствует строгая регламентация в характере действий и нагрузки. Ребята могут использовать те действия, которые, по их мнению, наиболее эффективны, но в пределах официальных или условных правил.
Возможность сочетания различных методов, способов, приёмов и форм при проведении уроков способствует повышению эффективности обучения и воспитания, коррекции недочётов двигательной сферы и интеллектуальной деятельности.
Технологии коррекционно-развивающего образования, здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированные, индивидуальный и дифференцированный подход, системно-деятельностный подход широко применяются при организации образовательного процесса на уроках физической и адаптивной культуры, внеклассной работы. При системно-деятельностном подходе учитель должен владеть технологией диалога, обучает учащихся ставить вопросы. У учащихся формируется контрольно-оценочная деятельность (они сами оценивают свою деятельность на уроке, умение находить причины затруднений, определять, что ещё не усвоено на уроке, задачи и тему урока определяют сами учащиеся при помощи учителя, задающего при этом наводящие вопросы и задания.
Результативность усвоения программного материала оценивается по динамике развития физических качеств, которые корригируются и совершенствуются в процессе обучения, степенью усвоения умений и навыков и переносу их в свободную самостоятельную деятельность. Реализация программы предусматривает всестороннее медицинское психолого-педагогическое обследование, определение уровня физической подготовленности и двигательных возможностей, уровня развития психических процессов обучающихся.
Результатом опыта работы является положительная динамика по всем показателям двигательной активности, подтвержденная результатами врачебно-педагогического контроля и проведённого тестирования, а также положительные результаты при участии обучающихся в спортивных мероприятиях, соревнованиях, олимпиадах различного уровня.
Методическая литература
1. Дульнев Г. М. Актуальные вопросы работы с глубоко-отсталыми детьми: Обучение и воспитание умственно отсталых детей. – Москва, 1960.
2. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. /Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2003.
3. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2002.
4. В. И. Ковалько. Здоровьесберегающие технологии. – М. : «ВАКО», 2004.
5. Г. П. Болонов. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения. – М. : «ТЦ Сфера», 2009.
6. В. С. Кагорова. Книга учителя физической культуры. – М. : «Физкультура и спорт», 1973.
7. А. М. Митяева. Здоровьесберегающие педагогические технологии. – М. : «Академия», 2008.