Алла Александровна Ерик
Конспект урока по основам православной культуры «Пасха»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта
Ф. И. О. Ерик Алла Александровна
Должность Учитель начальных классов
Модуль Основы православной культуры
УМК А. В. Кураев «Основы православной культуры». Издательство «Просвещение»
Тип урока Урок введения в новые знания.
Технология построения урока Системно - деятельностный подход.
Тема урока Пасха
Цель, задачи
Публикация «Конспект урока по основам православной культуры „Пасха“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Пасха, пасхальная тема
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
В предметной области: сформировать у младшего подростка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; сформировать представление о понятии «Пасха»; показать ценность достижений культуры для человечества.
В области формирования УУД:
• познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;
• регулятивные - в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
• коммуникативные - выражать свои мысли, в соответствии возрасту, полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.
• В сфере личностного развития обучающихся: помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха»; дать детям эмоционально-полноценное представление о праздновании «Пасхи» на Руси; содействовать возрождению народных обычаев и традиций в современных условиях в творчестве детей.
Основные термины, понятия Воскресение, Пасха Христова, христианский пост, христосование, жёны-седмицы
Оборудование и инструментарий Карточки, таблицы, дополнительный материал. Учебник, тетрадь по предмету, экран, мультимедийный проектор, презентация
Планируемые результаты урока Адекватная мотивация, адекватная самооценка, рефлексия – осознание содержания последовательности и оснований действий, функционально – структурированная сформированность учебной деятельности.
• Предметные умения: Имеют представление о понятии «Пасха», как празднуют Пасху; уметь различать воскресение как день недели и день возобновления жизни.
• Метапредметные умения
Познавательные УУД Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи
Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы.
Ориентироваться на развороте учебника. Извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов.
Личностные УУД Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним.
Мотивация к обучению; соотнесение с нормой;
оценивать усваиваемое содержание учебного материала; определять правила работы в группах;
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатами.
Регулятивные УУД Получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников.
Умение проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться выдвигать версию; отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;
прогнозировать предстоящую работу (составлять план, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществлять самоконтроль).
Коммуникативные УУД
Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока.
Умение работать в паре, группе; умение слушать и понимать других;
умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;
умение оформлять свои мысли в устной форме. Духовно- нравственное развитие и воспитание
Формы работы: Индивидуальная, работа в паре, групповая, коллективная.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД (с указанием конкретных действий)
1. Орг. момент Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Каков порядок на столе,
Таков порядок в голове.
А мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем. Приветствие учителя.
Доклад дежурных о готовности класса к уроку. Личностные:
проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.
2. Актуализация знаний.
Отрывок из стихотворения К. Роше: Слайд 2.
Христос Воскрес! Он, Царь миров,
Царей могучих Повелитель,
Он – весь смиренье, весь – любовь,
За грешный мир святую кровь
Пролил как ангел – искупитель!
Учебные вопросы:
1. Какова главная мысль стихотворения?
2. Иисус Христос – кто он?
3. Каков Его поступок для человечества?
Дети отвечают на вопросы учителя
Ответы:
1. Христос воскрес.
2. Сын Божий.
3. Был распят не кресте, принял смерть за грехи человеческие. Метапредметные:
внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли, в соответствии возрасту, полнотой и точностью; оценивать правильность выполнения задания, высказывания.
Предметные: умеют объяснить смысл понятий «Иисус Христос».
3. Формулирова-ние темы и планирование деятельности
Рассмотрите, пожалуйста, данные фотографии и картины, они позволят вам сформулировать тему нашего урока. Слайд 3
- Итак, тема нашего урока?. (дети - «Пасха»)
- Верно – тема нашего урока : «Пасха»
Слайд 4
Пасха! В трубы золотые
Ангелы трубят с небес,
Будьте счастливы, все люди,
Радуйтесь! Христос воскрес!
- Что вы знаете об этом празднике?
- Как вы думаете, вы всё знаете об этом празднике?
- Что бы вам хотелось ещё узнать о празднике Пасха на уроке?
- А также на уроке вы узнаете, что воскресенье не только день недели, что такое пасха и как её празднуют. Учащиеся высказывают свои предположения по сути вопросов, поставленных учителем, формулируют тему урока. Метапредметные:
Внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания.
Регулятивные:
Прогнозирование предстоящей работы.
Учиться выдвигать версию ответа;
Уметь выслушивать и анализировать ответы одноклассников.
4. Открытие новых знаний. - Ребята! Кто может мне ответить, какого числа в этом году будет отмечаться этот праздник? (1 мая) Верно!
В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник! Это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости.
На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресением Христовым. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес из мёртвых. На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, колокольный звон звучал кругом, поддерживая радостное, праздничное настроение.
(Прослушивание колокольного звона) Слайд 5.
История Христа не заканчивается Его казнью. Ведь Он сказал Понтию Пилату – это римский префект (судебный и военный администратор) Иудеи с 26 по 36 год Н. Э., что имеет власть снова принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие говорит, что после распятия Христос вернулся к жизни - воскрес.
Я подготовила для вас несколько вопросов, ребята. Но чтобы вы смогли на них ответить, вам необходимо распределиться по 6 человек в группы. Выбрать капитана, для чёткости организации работы. И проведя небольшое исследование, вы сможете найти на все остальные вопросы ответы в текстах.
(По группам раздаются тексты с вопросами. Учащиеся работают с текстами и формулируют ответы на вопросы.)
Слайд 6 Внимательно слушают.
Работа в группах.
Выступления.
Заполнение таблицы.
Удерживать учебную задачу в процессе работы.
Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы
Отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;
Извлекать информацию из текстов.
5. Физкульт -минутка Праздник Пасхи - это не только молитвы. У этого праздника всегда была другая сторона. На Пасху было принято проводить семейные застолья; игры с пасхальными яйцами - катание и битьё, прятание пасхальных яиц. Вот и мы сейчас с вами поиграем.
Все встали. Ребята, вы любите сюрпризы и подарки? - (Конечно) Тогда, я предлагаю, внимательно осмотрите своё рабочее место и найдите свой сюрприз. (У детей, под крышкой стола или сиденьем стула, наклеены конвертики, в которых лежат закладки или маленькие поздравительные открытки с символикой Пасхи.)
Всех с праздником! Христос Воскрес! (-Воистину Воскрес) Коллективное выполнение Эмоциональный настрой
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Работа с учебником.
2. Работа по вопросам: слайд 7
1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя? (Потому что на крест он пошёл ради спасения людей).
2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа? (Они верят, что воскреснут, так же как и Иисус).
4. В чем состоит христианский пост? (В помощи ещё более голодным людям и принятии в свои дома беженцев)
5. Как звучит главный «Пасхальный гимн»? В чём его смысл? (Христос воскрес из мёртвых, победив своей смертью смерть, и прежде умершим даровал жизнь).
Слайд. 8 - Ребята, перед вами таблица. В ней заполнена левая часть, вам заполнить правую часть. Работаем в паре.
1. Праздничная служба: Крестный ход, открытие Царских Ворот
2. Пасхальное приветствие : «Христос воскресе!» «Воистину воскресе!»
3. Приветствие друг друга: Три поцелуя в щёки.
4. Пасхальное угощение : Кулич, пасха, крашеные яйца (почему красят)
5. 7 дней каждый может… Звонить в колокола.
Молодцы, теперь сравните ваши ответы с моими по слайду 9.
Чтение и обсуждение отрывков о ходе праздника на стр. 28-31
Ребята заполняют правую колонку, посовещавшись с соседом по парте. Познавательные:
выявлять сущность, особенности объектов;- умение обобщать знания;
Предметные: актуализировать имеющиеся знания по теме.
Личностные:
проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других.
Регулятивные: Понимать информацию, представленную в виде таблицы.
7. Самостоятельная работа
Слайд 10 - 13. Тест «Найди верный вариант»
1. С каким событием связан праздник Пасхи?
Мария Магдалина подарила императору Тиверию красное яйцо
Христос воскрес из мертвых
С весенним праздником мая.
2. Почему Христа называют Спасителем?
Воскреснув, Христос победил смерть, и теперь за порогом смерти людей ожидает любовь Христа
Он спас израильтян от власти римлян
Он спас людей от глобальных катастроф
3. Что значат слова молитвы, которая поется на пасху : «Смертию смерть поправ»
Умерев как человек, Христос принес Свою любовь и тем, кто перешагнул порог смерти
Теперь все примирились со смертью как с неизбежностью
Люди поняли, что о смерти не нужно думать
4. Какой день недели называют малой Пасхой?
Субботу
Понедельник
Воскресенье
Слайд 14
Проверьте и оцените вашу работу. Ребята самостоятельно находят правильный вариант ответа
Группировать предметы по существенным признакам.
Оценивать правильность выполнения задания,
Внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание
Умение выделять существенную информацию из различных источников.
формирование умения работать в индивидуально, группе; определять правила работы в группах
ориентироваться на развороте учебника
8. Итог урока - О чём узнали на уроке?
- На какие вопросы вы получили ответы?
- Остались ли ещё вопросы, интересующие вас по теме урока?
- Что вам было не понятно? Какие трудности вы ощутили?
Отвечают на вопросы учителя. Личностные:
- проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные
- уметь аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять контроль деятельности партнера и оценивать результат.
Предметные:
актуализировать имеющиеся знания по теме.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Предлагаю каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью. Подчеркните свой вариант ответа: Слайд 15.
1 На уроке я работал активно / пассивно
2 Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3 Урок для меня показался коротким / длинным
4 За урок я не устал / устал
5 Мое настроение стало лучше / стало хуже
6 Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
Оценивают своё участие в уроке.
Оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности;
Проконтролировать усваиваемое содержание учебного материала;
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
10. Домашнее задание Слайд 16.
1. Подготовить рассказ о традициях празднования православного праздника Пасха в семье.
2. Творческое задание.
На выбор:
1. Нарисуй или изготовь из подручных материалов пасхальную открытку.
2. Записать рецепт праздничных блюд: «Пасхи» или «кулича».
3. Пасхальные игры и развлечения.
4. Пасхальное яйцо – способы украшения и росписи.
17 слайд.
Всем спасибо за работу на уроке! Хорошего дня! Записывают домашнее задание в рабочую тетрадь, в дневнике отмечаем, что задание в тетради.
Список использованной литературы:
Дорогое яичко к Христову дню // Начальная школа. - № 2. – 2001.
Пасха – Святое Воскресение//Начальная школа. - № 3 – 2005.
Пасха - самый радостный праздник (электронный ресурс). Режим доступа: https://paskha.ru, свободный.
Сайт праздника Пасха светлое Христово Воскресение (электронный ресурс). Режим доступа: https://www.paskhaday.ru, свободный.
https://www.belonika.woman.ru/home/culinary/article/45975/ -кулич
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений/А. В. Кураев. -М. : Просвещение
. https://www.pravoslavie.ru .
https://svetoch-opk.ru
https://paskha.ga
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ
1 группа.
Пасха наступила –
Радость охватила:
Иисус любимый,
Отстрадав, воскрес!
Поздравляю с праздником,
Чудом из чудес!
Праздник Пасхи является переходящим. Каждый год Пасха приходится на разные даты. Время этого праздника определяется так: за отправную точку берётся день весеннего равноденствия(21 марта). Затем люди смотрят на ночное небо и ждут полнолуния. И то воскресение, которое последует за этим первым весенним полнолунием. И называется Пасхой. Символика такого решения ясна: весна – это время победы жизни и света После весеннего равноденствия день становится длиннее ночи, но и ночь в полнолуние самая светлая. Как оживающий мир природы в это время залит живительным светом, так и Пасха Христова наполняет своим светом души.
1.-Что значит «переходящий» праздник?
2.-С каким природным явлением связан отсчёт Пасхи?
2 группа.
После смерти Христа Его тело положили в гроб – так иудеи называли высеченную в скале пещеру для погребения усопших. Враги Христа приставили стражу, они боялись, что ученики украдут Его тело и скажут, что Он воскрес.
Ни стража, ни печать, ни большой камень не могли удержать во гробе Владыку жизни. По прошествии субботы, ночью на третий день после Своих страданий и смерти, Иисус Христос воскрес из мёртвых.
Рано утром того же дня верные ученицы Христа Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия пришли к Его гробу. И они принесли душистое масло – миро, чтобы, как предписывает обычай, помазать Тело Господа. Они увидели Ангела, который, который сидел на камне у входа в пещеру. Ангел сказал: «Что вы ищите Живого между мёртвыми? Его нет здесь: Он Воскрес. Идите и скажите ученикам Его, что увидят Его в Галилее». И они со страхом и великой радостью пошли возвестить об этом Его ученикам. Потом и Сам Воскресший Иисус Христос являлся ученикам, со словами: «Радуйтесь! Мир вам!» И беседовал Он с ними, чтобы уверовали они в Воскресение Христово.
1.-Кого называют «жёны- мироносицы»?
2.-Кто возвестил жёнам-мироносицам о Воскресении Христа?
3.-Кому первому явился Иисус Христос?
3 группа
По церковным правилам новый богослужебный день начинается с вечерней службы, обычно совершаемой в пять часов вечера. Так и на вечере Великой Субботы уже поются воскресные песнопения - начинается празднование Пасхи Христовой. О каких же событиях они напоминают христианам? В Великую Субботу Иисус Христос, Телом пребывая во гробе, Душою сошёл в ад и вывел оттуда томящихся праведников. А на третий день Он воскрес. Вот об этом и поётся в песнопениях службы субботы и воскресенья.
В полночь, по учению Церкви, Христос Спаситель Воскрес. И вновь в полночь собираются христиане в храме, чтобы встретить Христа Воскресшего. Поклонившись святой Плащанице, священнослужители унесли её в алтарь и положили на Престол для того, чтобы видимым образом показать, что после Воскресения Христос ещё сорок дней пребывал на земле и являлся разным людям.
После этого из глубины алтаря слышится песнь: «Воскресение Твоё Христе Спасе, Ангели поют на небесех…» .Эта песнь была изображением того, что в то ночное время, когда в Иерусалиме жители ещё спали, на небе лики Ангелов уже прославляли Господа Воскресшего.
Первыми на земле получили весть о Воскресении пришедши ещё затемно ко гробу Господню жёны- мироносицы. Подобно им, выходит из храма крестный ход с зажжёнными свечами, и обойдя вокруг храма, останавливается перед закрытыми дверями,как бы при входе в пещеру Гроба Господня. И здесь же священник возглашает слова, некогда сказанные Ангелом жё нам- мироносицам: «Христос Воскресе!» И все христиане, входя в храм, с радостью откликаются на эту радость: «Воистину Воскресе!».
1.-С какого богослужения начинается празднование Пасхи?
2.-Что символизирует крестный ход?
4.-Какими словами возвещают священнослужители радостную весть о Воскресении?
5.-Что отвечает народ?
4 группа
Закончился продолжительный Великий Пост. Неделя после Пасхи называется Светлой седмицей. Каждый день во всех храмах совершаются праздничные Литургии с крестным ходом. До субботы Светлой седмицы в православных храмах день и ночь остаются открытыми Царские Врата, ведущие в алтарь. И то, что они открыты символизирует, что нет преграды между Небом и землёй, она разрушена Спасителем.
Всю Светлую седмицу лился по Святой Руси радостный пасхальный звон : не замолкала с утра до ночи ни одна колокольня, каждый человек мог подняться в эти дни на колокольню храма и позвонить в колокола.
Свято чтили на Руси все обряды христианского благочестия. Всю Светлую неделю ходят в каждом приходе от деревни к деревне богоносцы с крестами. хоругвями и образами. Разнося благостную весть о Воскресении Христовом. Одни богоносцы- певцы сменяют других. «Ходить под Богом» на Святой считалось в народе за благочестивый подвиг. Приступали к нему только с благословения священника.
На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться». Самый лучший подарок в эти дни пасхальное яйцо. «Дорого яичко ко Христову дню!» -говорит народная пословица.
Похристосуются- разговеются, помолятся и во храме Божием, и в своём доме христиане, примут богоносцев с иконами. Светло и радостно станет на душе.
1.-В чём заключались благочестивые пасхальные обычаи?
2.-Как приветствуют друг друга на Пасху православные христиане? Как называется это приветствие?
3.-Что считается лучшим подарком на Пасху?
5 группа
Много угощений готовилось к празднику в каждом доме. После ночной пасхальной службы христиане садятся за праздничный стол. Люди, которые серьёзно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти два месяца до Пасхи православные христиане постятся : не едят мяса, яиц, молока. Во дни поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве, добрым делам. Зато на Пасху- пир горой! На стол подаются крашеные варёные яйца, кулич (сладкий хлеб, похожий на кекс) и творожное блюдо, которое названо в честь праздника, -пасха.
Главный подарок этого праздника- пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца появляется новая жизнь, поэтому оно стало символом воскресного праздника. Христиане расписывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят родным и близким.
1. Как готовятся православные христиане к Пасхе?.
2. В чём заключается пост?
3. Назовите блюда пасхального стола.