Приложение МААМ

Организация образовательной среды с применением здоровьесберегающих технологий на уроках адаптивной и физической культуры

Обухов Сергей Александрович
Организация образовательной среды с применением здоровьесберегающих технологий на уроках адаптивной и физической культуры
▼ Скачать + Заказать документы

«Организация образовательной среды с применением здоровьесберегающих технологий на уроках адаптивной и физической культуры в условиях основной общеобразовательной школы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Подготовили тему:

С. А. Обухов, педагог-наставник,

учитель физической культуры,

Иваненко Е. В., учитель адаптивной

физической культуры

Достучаться до каждого сердца

тех, кого ты решился учить,

Публикация «Организация образовательной среды с применением здоровьесберегающих технологий на уроках адаптивной и физической культуры» размещена в разделах

и откроется тайная дверца

к душам тех, кого смог полюбить.

(Марк Львовский)

В последние десять лет в Российской Федерации делаются важные шаги в направле-нии социального включения и повышения качества жизни детей с ограниченными возмож-ностями здоровья.

Программа «Право быть равным» направлена на:

• реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы и выполнение Фондом плана мероприятий на 2015 – 2017 годы по реализации её важней-ших положений (утверждён распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 167-р);

• достижение целей Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2015 года и выполнение задач Фонда в соответствии с планом мероприятий на 2015 – 2018 годы по реализации первого этапа её реализации (утверждён распоряжением Правительства РФ от 9 апреля 2015 г. № 607-р);

• решение задач, поставленных единой межведомственной Концепцией ранней помощи детям группы риска и инвалидностью, детям с генетическими нарушениями и сопровождения семей, имеющих таких детей, на период до 2020 года;

• достижение целей государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы;

• выполнение комплекса мер по оказанию детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, ежегодно разрабатываемого Фондом и утверждённого решением его попечительского совета.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы: улучшение состояния здо-ровья детей, максимальное развитие их реабилитационного потенциала, более высокий уро-вень интеграции в общество здоровых сверстников и повышения их социального статуса. Открытое и дружественное отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Наше образовательное учреждение – это основная общеобразовательная школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, где принимают и оказывают квалифи-цированную помощь детям с лёгкой, умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточно-стью и сложными (комплексными) дефектами (включая РДА, ДЦП, б. Дауна и т. д.). Состав обучающихся сложен по диагнозу, симптоматике и ряду сопутствующих нарушений эмоци-онально-волевого и физического развития. В последние годы всё чаще к нам приходят дети со сложным дефектом, когда тяжёлая умственная отсталость сочетается с психическими и (или) физическими недостатками. В настоящее время в школе обучается 188 человек, из ко-торых 177 – дети-инвалиды, с ранним детским аутизмом – 70 человек, с ДЦП – 30 человек, с болезнью Дауна – 11 человек.

В процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья используются различные формы занятий по физическому воспитанию, но самым важным является урок физической и адаптивной культуры. Просматриваются данные врачебных осмотров обучающихся и состояние их здоровья. Они нуждаются в особом охранительном режиме, т. к. не могут выполнять упражнения, требующие больших физических усилий и ведущих к возбуждению нервной системы. Задачи обучения по физической культуре предусматривают максимальное преодоление недостатков физического развития. Учитывая нарушения эмоционально-волевой сферы ребят, дефекты познавательной деятельности, прежде всего необходимо развивать двигательные качества (ловкость, выносливость, корректировать и компенсировать нарушения физического развития и психомоторики, формировать познавательные интересы, формирование целенаправленной деятельности, развитие познавательного процесса, формирование речевых функций и развитие мелкой моторики, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре, воспитывать устойчивый интерес к занятиям физическими упражнениями, воспитывать нравственные, морально-волевые качества.

Цель педагогической деятельности – обеспечить каждому школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Физкультурные занятия, проводимые с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, имеют ряд существенных особенностей. Проблема заключается в том, что низкий интеллект и их моторная недостаточность значительно затрудняют процесс обучения. Уровень развития качеств у детей недостаточен.

Достижение названных целей и задач, решение проблем во время занятий происходит за счёт правильного выбора структуры лечебно-оздоровительной работы с применением здоровьесберегающих технологий, как совокупности приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса, учитывая заинтересованность детей в целенаправленной двигательной деятельности. Структура занятий строится с учётом методических положений, с использованием современных методов обучения: словесного инструктирования, совместного действия ребёнка и педагога, движения в игровой форме под музыкальное сопровождение с осуществлением индивидуального подхода.

На уроках физической и адаптивной культуры дети получают возможность много двигаться. Подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребёнка, на развитие всех органов и тканей, закаливание орга-низма. В большом количестве используются игровые упражнения и упражнения с предмета-ми, которые способствуют развитию моторных навыков и воспитанию дифференцированного торможения. Большое внимание на занятиях уделяется формированию правильной осанки, развитию мелкой моторики, т. к. дети имеют психо-речевую патологию. Все упражнения и игровые задания с предметами прямо связаны с развитием предметной ловкости.

Общение с детьми-инвалидами бывает более удачным, когда оно осуществляется в форме игры, но при этом обязательно учитываются возможности ребёнка и его возраст. Во время занятий главным образом ценятся те упражнения, которые выполняют с радостью, без нажима со стороны учителя. Каждое упражнение, каждое занятие и каждая игра имеет свою задачу, цель, значение. Широко используются контрольные занятия: они позволяют выявить уровень физической подготовки детей, наметить план индивидуальной помощи отстающим. Особого внимания требуют малоактивные дети: их деятельность стимулируется. Таких ребят как бы включают в игровую деятельность, а на занятиях создаются такие условия, чтобы они чувствовали себя свободно, и им было интересно.

Способы общения на уроке. Учитывается точка зрения ребёнка, не игнорируются его привычки и эмоции.

Формы организации : фронтальный, групповой, индивидуальный. Физическая и адап-тивная культура в нашей школе стала основой здорового образа жизни, гигиены труда, быта и отдыха для детей с ограниченными возможностями здоровья. Лечебно-оздоровительные мероприятия в режиме рабочего дня являются обязательными и по содержанию соответ-ствуют программному материалу, который адаптирован к возможностям обучающихся, вос-питанников с ограниченными возможностями здоровья.

Изучив индивидуальные психофизические особенности детей, на уроках применяют-ся различные коррекционные методы и приёмы, обеспечивающие более эффективное овла-дение детьми программного материала и социально-бытовых навыков:

– опора на зону ближайшего развития (учение Л. С. Выготского);

здоровьесберегающие технологии : релаксационные упражнения, дыхательная гим-настика, зрительная гимнастика, смена видов деятельности;

– систематическое применение малых форм физического воспитания – это гимнастика до занятий (её цель – оптимизировать уровень возбудимости и функциональной подвижности ЦНС, воздействовать на все органы и системы организма, отодвинуть развитие утомления); физкультминутки во время урока (способствуют снижению утомления, вызванного учебной деятельностью, уменьшают влияние статической нагрузки на мышцы туловища и кисти, повышают положительные эмоции); подвижные игры на удлинённой перемене (динамическая пауза);

– максимально включение анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, осяза-тельного);

– оперантная терапия (ребёнок наблюдает, выполняет методом «рука в руку», по-мощь при самостоятельном выполнении, выполнение по инструкции, образцу;

– эмоциональный стимул (ситуация успеха);

– личностно-ориентированный подход (учёт психических особенностей, работоспо-собности, особенности моторного развития и др.);

– разучивание различных видов игр (подвижные, сюжетно-ролевые, тематические);

– развитие санитарно-бытовых навыков.

Каждая часть урока по физической и адаптивной культуре решает конкретные задачи. При проведении урока учитываются общие принципы коррекционно-развивающего обуче-ния. Одним из таких принципов является комплексный подход по преодолению или ослаб-лению имеющихся у ребёнка нарушений в развитии.

Образовательные задачи направлены на формирование у детей двигательных умений и навыков, получение ими элементарных сведений по гигиене, по состоянию их здоровья.

Воспитательные задачи решаются параллельно с образовательными. На уроках фор-мируется умение владеть своими эмоциями, воспитывается дисциплинированность, сила воли, настойчивость, развивается чувство товарищества и взаимопомощи.

Решение лечебно-оздоровительных задач предполагает включение таких упражнений, которые способствуют укреплению здоровья ученика, помогают развивать сердечно-сосудистую, дыхательную системы. Задача учителя – подобрать специальные упражнения, придав им комплексный характер, и постоянно использовать этот комплекс для исправления нарушения физического развития и моторики.

Отдельно рассматриваются коррекционно-компенсаторные задачи. Они предполагают такую организацию занятий, при которой физические упражнения используются с целью коррекции имеющихся нарушений как в физическом, так и в интеллектуальном развитии.

Уроки физической и адаптивной культуры, особенно в начальных классах, эмоцио-нальны, вызывают интерес обучающихся к двигательной деятельности. Дети с нарушениями интеллекта мало инициативны, быстро устают, отвлекаются, не могут долго слушать объяс-нение учителя и не всегда понимают его. Только через показ учитель может вызвать интерес к выполнению упражнения, чередуя различные упражнения с играми.

На уроках физической и адаптивной культуры создаются такие условия, чтобы детям было интересно, заранее предусматривается организация и структура занятия, подбираются занимательные средства обучения, игры под музыку, сюжетно-ролевые игры, наглядность, в общении с детьми сохраняется спокойствие, понимание. При такой обстановке у детей воз-никает положительная мотивация к познавательной деятельности. стиль обучения разнооб-разен. используются разнообразные виды учебной работы, в т. ч. игрового характера, быст-рого переключения внимания (в начальных классах, средних). Главное внимание уделяется обучению и совершенствованию основных видов движения, ходьбы, бега, прыжков, метания.

В водной части урока решаются организационные задачи. Уделяется большое внима-ние построению. Место построения в зале обозначается для каждого ребёнка в виде круга, квадрата, треугольника или других символов, расположив их на полу. Дети быстрее запоми-нают своё место и учеников, которые стоят рядом.

Подготовительная часть урока решает следующие задачи.

1. Подготавливаем организм обучающихся к предстоящей двигательной нагрузке. Подгото-вительные и подводящие упражнения оказывают первичное коррекционное воздействие.

2. Выбираем два-три упражнения, которые направлены на формирование двигательных уме-ний и навыков.

3. Используем только подготовительные физические упражнения как средство формирова-ния определённого двигательного качества.

4. Включаем в подготовительную часть урока упражнения, направленные на коррекцию ос-новного и сопутствующего дефектов.

В основной части урока решаются образовательные, коррекционные и оздоровитель-ные задачи. Средствами для их решения являются упражнения основной гимнастики, легко-атлетические упражнения, игры различного характера. При проведении основной части уро-ка подбираются упражнения, которые решали бы вышеперечисленные задачи. Соблюдается последовательность выполнения упражнений.

В заключительной части урока решаются две задачи.

1. Подготавливаем обучающихся к следующим урокам или к организованной деятельности во внеурочное время.

2. Подводим итоги урока, оцениваем умения и навыки обучающихся, определяем их отно-шение к уроку.

Структура урока может меняться. Это зависит от задач урока, состава класса и учеб-ного материала. Деятельность обучающихся при разучивании, закреплении упражнений ор-ганизуется различными способами.

При фронтальном способе хорошо заметен ученик, который по какой-то причине не успевает за остальными.

Поточный способ. Суть этого способа заключается в том, что ученики выполняют уп-ражнения друг за другом. Один ученик ещё не закончил выполнять упражнение, а другой уже приступает к выполнению (в это время совершенствуются двигательные умения и навыки).

Посменный способ организации обучающихся заключается в том, что они выполняют упражнения сменами по несколько человек (или по два) одновременно.

Круговой способ предполагает выполнение упражнений учащимися друг за другом.

На уроках физкультуры очень важна индивидуальная работа, преимущество которой состоит в том, сто можно быстро определить виды ошибок и помочь устранить их сразу или постепенно. Кроме того, большое внимание уделяется обучающимся с более слабой двига-тельной подготовкой.

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится ис-пользование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников с ограниченными возможностями здоровья умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

В связи с разработкой Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования обучающихся с умственной отсталостью, в основу которых положен деятельностный и дифференцированный подход, осуществление которых предполагает: признание в качестве основного средства достижения цели образования обучающихся с ум-ственной отсталостью организации познавательной и предметно-практической деятельности, обеспечивающей овладение или содержания образования; признание того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью зависит от характера организации в образовательном процессе доступной им деятельности; развитие личности обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социальной адаптации.

Практикуется на уроках системно-деятельностный подход. Изменяется деятельность учителя и учащихся. В зависимости от степени сложности задание учащиеся могут выбирать из нескольких, предложенных учителем. Изменяются этапы урока и формы учебной дея-тельности. На уроке осуществляется самоконтроль и взаимоконтроль. Учащиеся формули-руют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно. Используется групповой и индивидуальный методы работы. Домашнее задание предлагается с учётом индивидуальных возможностей. основная оценка работы на уроке осуществляется самими учащимися. Увели-чивается познавательная активность и самостоятельность ученика. Урок становится совре-менным, а образовательный процесс развивающим. В современном уроке оцениваются не только и не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные.

Обучать деятельности – значит делать учение мотивированным, учить детей самосто-ятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства её достижения. Он должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящие приёмы решения учебных задач, находить свои собственные. Исходя из общей структуры учебной деятельности, общеобразо-вательный процесс необходимо строить таким образом, чтобы каждый ученик имел возмож-ность системно выполнять весь комплекс учебных действий, сохраняя и укрепляя при этом своё здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты.

При внедрении системно-деятельностного подхода необходимо проводить линию сравнения с прежним традиционным обучением, где весь процесс обучения был направлен на приобретение знаний, умений и навыков (ЗУНов) :

– в традиционном обучении тем и цели урока определяются учителем без участия учащихся, а при системно-деятельностном подходе цели, задачи и тему урока определяют сами учащиеся при помощи учителя, благодаря наводящим вопросам и заданиям;

– в отличие от урока в традиционном обучении на уроках при системно-деятельност-ном подходе учитель обучает детей осуществлять рефлексивное действие (т. е. оценивать свою готовность, обнаруживать незнание материала, находить причины затруднений, опре-делять, что ещё не усвоено);

уроки при системно-деятельностном подходе отличаются от традиционных уроков тем, что на них преобладают разнообразные формы, методы, приёмы и формы обучения, ко-торые повышают степень активности учащихся в учебном процессе;

– на уроках при системно-деятельностном подходе учитель обязательно должен вла-деть технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы; сочетает репро-дуктивную и проблемную формы обучения, учит детей не только работать по правилу, но и творчески;

– у учащихся формируется контрольно-оценочная деятельность (они сами выставляют себе отметки за работу и оценивают свою деятельность на уроке).

Важную роль играет умение учащихся оценивать свою учебную деятельность в тече-ние всего урока. Для этого необходимо предлагать понятные и доступные для наших детей критерии оценивания, знакомить с ними в начале урока и работать по ним весь урок, в конце необходимо подвести итог этой работы. Конечно, наши дети не всегда объективно оценивают свои знания или выполненные работы, после подведения итога обязательна обоснованная корректировка со стороны учителя.

Активность, собранность, дисциплинированность, посещаемость уроков физической и адаптивной культуры, продолжительность занятий, результативность работы обучающихся определяется мотивацией занятий. Мотивация базируется на потребностях обучающихся и строится по принципу: хочу, могу, должен. Отсутствует строгая регламентация в характере действий и нагрузки. Ребята могут использовать те действия, которые, по их мнению, наиболее эффективны, но в пределах официальных или условных правил.

Комплексное применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые позволят не только укрепить здоровье учащихся, но и сформировать у них осознанное отношение к сво-ему здоровью, привычку к здоровому образу жизни. Внедрение новых педагогических тех-нологий, обучения и воспитания имеет важное значение в активизации познавательной дея-тельности обучающихся.

Технологии коррекционно-развивающего образования, здоровьесберегающие, игро-вые, личностно-ориентированные, индивидуальный и дифференцированный подход, системно-деятельностный подход широко применяются при организации образовательного процесса на уроках физической и адаптивной культуры, внеклассной работы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Положительная динамика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья реальна.

Таким образом, уроки физической и адаптивной культуры приобретают творческий характер. В условиях атмосферы сотрудничества, благоприятного эмоционального фона и стиля общения повышается двигательная и познавательная активность обучающихся, рас-ширяется их общий кругозор. При снижении динамического напряжения укрепляется эмо-циональное и психическое здоровье, изменяется отношение ученика к самому себе и окру-жающим. Приобретаются практические навыки поддержания собственного здоровья, фор-мируется положительное отношение к урокам физической и адаптивной культуры и спорта.

Методическая литература

1. Дульнев Г. М. Актуальные вопросы работы с глубоко-отсталыми детьми: Обучение и воспитание умственно отсталых детей. – Москва, 1960.

2. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. /Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2003.

3. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2002.

4. В. И. Ковалько. Здоровьесберегающие технологии. М. : «ВАКО», 2004.

5. Г. П. Болонов. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обуче-ния. – М. : «Т Сфера», 2009.

6. В. С. Кагорова. Книга учителя физической культуры. – М. : «Физкультура и спорт», 1973.

7. А. М. Митяева. Здоровьесберегающие педагогические технологии. – М. : «Академия», 2008.

Публикации по теме:

Консультация «Роль дифференцированного подхода к ученику на уроках физической культуры» «Роль дифференцированного подхода к ученику на уроках физической культуры» (печатался в Всероссийском научно – методическом журнале изда-тельской.

Консультация «Создание специальных образовательных условий на уроках физической культуры для разных категорий детей с ОВЗ» Тема: «Создание специальных образовательных Условий на уроках физической культуры для разных категорий детей с ОВЗ» (Публикация. Российский.

Использование современных здоровьесберегающих технологий в развитии физической культуры у детей с ОВЗ Использование современных здоровьесберегающих технологий в развитии физической культуры у детей с ОВЗ Аннотация. В статье рассматриваются.

Логопедическое занятие в подготовительной группе с применением здоровьесберегающих технологий по лексической теме «Зима» Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с применением здоровьесберегающих технологий по лексической теме: «Зима».

Методическое пособие с применением здоровьесберегающих технологий «Руль-помощник»Методическое пособие с применением здоровьесберегающих технологий «Руль-помощник» В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Это объясняется тем, что к воспитанникам предъявляются.

Методы контроля обучения на уроках физической культуры рекомендуемых в начальной школе Контроль в физическом воспитании является разновидностью деятельности специалиста и необходимым составным элементом целесообразного построения.

План-конспект открытого занятия с применением здоровьесберегающих технологий «Чудо-овощи» Целевая аудитория: несовершеннолетние 3-7 лет Формы и методы: словесные, наглядные, игровые, практические действия, художественное слово.

План-конспект открытого занятия с применением здоровьесберегающих технологий «Разговор о вредных привычках» .

План-конспект спортивного развлечения «Веселый стадион» с применением здоровьесберегающих технологий Цель: укрепление здоровья воспитанников. Задачи: - развитие опорно-двигательного аппарата; -развитие спортивных умений и навыков; -закрепление.

Конспект занятия по развитию речи с применением здоровьесберегающих технологий «Строители» Комплексное занятие в средней группе. Задачи: Образовательная: Учить детей поддерживать беседу, правильно отвечать на вопросы воспитателя,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация образовательной среды с применением здоровьесберегающих технологий на уроках адаптивной и физической культуры
Опубликовано: 12 апреля 2018 в 05:07
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация образовательной среды с применением здоровьесберегающих технологий на уроках адаптивной и физической культуры» (включая файлы) размещена пользователем Обухов Сергей Александрович (УИ 1349094) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД