Светлана Русских
Конспект урока чтения во 2 классе коррекционной школы VIII вида «Е. Пермяк «Первая рыбка»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок чтения во 2 классе.
Тема: Е. Пермяк «Первая рыбка».
Задачи:
• познакомить учащихся с содержанием рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»;
• развивать технику плавного, слогового чтения;
• активизировать процессы запоминания и воспроизведения вербальной памяти (пересказ текста);
• воспитывать мотивацию к учению.
Публикация «Конспект урока чтения во 2 классе коррекционной школы VIII вида „Е, Пермяк „Первая рыбка“» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Начальная школа. 1-4 классы
- Пермяк Е.А.
- Рыбы и рыбки
- Темочки
Учебно-наглядное пособие: мультимедийная установка; колобки для выполнения артикуляционной гимнастики; игрушка – слонёнок, Ильина С. Ю. Чтение. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – СПб. : Филиал изд-ва Просвещение, 2013.
I. Организационный момент. СЛАЙД 1.
Посмотрите-ка, на нас:
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться,
Ни минутки не лениться,
Не скучать, не отвлекаться,
А стараться заниматься!
II. Речевая зарядка.
1. Работа с Колобками.
- Начнём урок с речевой разминки. СЛАЙД 2.
- Повторим песенки Колобка без голоса.
- Что произнесли? (гласные звуки)
- Включим голосок.
2. Развитие речевого внимания.
- Вместе с нами речевую зарядку будет выполнять ….слонёнок (игрушка).
- У человека – нос, а у слонёнка - …. хоботок.
- Выполним упражнение «Хоботок».
Подражаю я слону,
Губы хоботком тяну.
Потяну – перестану,
И нисколько не устану.
Губы не напряжены,
А – расслаблены.
- Какой произносили звук, когда выполняли упражнение «Хоботок»? (у)
СЛАЙД 3.
- Назовите изображённые предметы.
- Поиграем в игру «Подскажи словечко».
- В названии какой части головы есть звук «у»? (уши)
- Мы слышим усами? (нет, ушами)
- У ужей нет … ушей.
- А у нас два … уха.
СЛАЙД 4.
- Прочитайте предложения и скажите, какие слова «заблудились»?
3. Работа с таблицей согласных.
СЛАЙД 5.
- Делаем вдох и называем согласные каждого ряда на одном дыхании.
- По какой большой теме читаем произведения на уроках чтения и развития речи? («Всё мы сделаем сами и своими руками».)
- О чём читаем рассказы по этой теме?
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ. СЛАЙД 6-9.
III. Сообщение темы урока.
1. Выявление фамилии и имени писателя.
- Продолжим читать произведение о труде нового автора.
СЛАЙД 10.
- Внимательно рассмотрите запись.
- Определите имя и фамилию писателя, с которым вы сегодня познакомитесь на уроке. Для этого обратите внимание только на буквы русского алфавита.
Рассматривание портрета писателя.
СЛАЙД 11.
- Евгений Андреевич Пермяк не только детский писатель. Свои книги он писал для всех, писал о том, что видел и сам пережил.
2. Знакомство с названием произведения.
- Как называется суп, который варят из рыбы? (уха)
- Сейчас вы узнаете, как ловил рыбу для ухи мальчик в рассказе Е. Пермяка.
СЛАЙД 12.
IV. Изучение нового материала.
1. Чтение текста учителем. Стр. 132.
- Как автор назвал свой рассказ?
- Как зовут главного героя – мальчика?
2. Словарная работа.
а). Работа по слоговой таблице.
СЛАЙД 13.
- Прочитайте слоги по таблице, чётко выделяя звуки. (Чтение слогов по одной строчке 3-мя учащимися.)
- Прочитайте слоги, записанные синим цветом.
- Прочитайте слоги, записанные зелёным цветом.
- Прочитайте слоги, записанные красным цветом.
- Назовите слоги, обозначающие слова. (вся, для)
б). Выявление значения слов из текста.
СЛАЙД 14.
в). Чтение многосложных слов по слогам и целым словом.
СЛАЙД 15.
ФИЗМИНУТКА. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
3. Чтение текста учащимися и работа по содержанию.
- Будем работать над содержанием каждой части рассказа.
а). 1-я часть: до слов «… для ухи».
- Какой была семья, в которой жил Юра?
- Куда поехала Юрина семья? (ловить рыбу)
- Как иначе можно сказать об этом? (Юрина семья поехала на рыбалку.)
- Сколько рыбы поймал Юра? (одну рыбку)
- Что это была за рыбка? (ёрш)
- Посмотрите, как выглядит ёрш.
СЛАЙД 16.
- Расскажите, что сделал Юра со своей первой пойманной рыбкой?
б). 2-я часть: до слов «… что ершище жирнее сома».
- Что сварили из всей пойманной рыбы? (уху)
- Что взрослые говорили об ухе? Зачитайте.
- Как вы думаете, почему вся семья хвалила рыбный суп?
в). 3-я часть: со слов «А Юра хоть и маленький был…» и до конца текста.
- Сказано ли в рассказе, сколько лет Юре?
- А что сказано о возрасте мальчика?
- Чему радовался Юра?
- Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (крохотный ершишка)
- Можно ли сказать, что Юра тоже трудился? Почему?
- Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то
СЛАЙД 17.
- Одну и ту же рыбку называют по-разному, потому что, когда шутили, хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «БОЛЬШУЩИЙ», не просто ёрш, а «ЕРШИЩЕ».
- А Юра понял шутку. Понял, что на самом деле всё по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «БОЛЬШУЩИЙ ЕРШИЩЕ», а «КРОХОТНЫЙ ЕРШИШКА».
4. «Жужжащее» чтение.
- Соберите фразы и найдите их в тексте. СЛАЙД 18.
- Продолжите предложения. СЛАЙД 19.
5. Работа по сюжетной иллюстрации.
- Посмотрите на картинку. СЛАЙД 20.
- Можно ли эту иллюстрацию отнести к рассказу «Первая рыбка»?
- Докажите.
- Найдите и прочитайте ту часть текста, которая подходит к рисунку.
6. Хоровое чтение с замазанными окончаниями.
- Перечитаем хором последний абзац рассказа. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
- Читать надо внимательно, так как это текст с замазанными окончаниями.
- Как вы понимаете последнее предложение рассказа?
7. Пересказ текста.
- Сейчас кто-то из вас попробует пересказать рассказ. А пересказывать нужно по плану так.
СЛАЙД 21.
V. Домашнее задание.
СЛАЙД 22. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
VII. Итог урока.
- О ком читали рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка»? (о Юре и его семье)
- Кто из героев рассказа вам понравился? Почему?
- Задам трудный вопрос. Подумайте, только ли о рыбалке мы узнали из рассказа Е. Пермяка? А о ком ещё?
- Что ещё хотел сказать нам автор? (Писатель, рассказывая только один случай из жизни маленького мальчика, хотел поделиться с нами очень важными мыслями о том, как хорошо жить в семье, где все трудятся, друг друга уважают и любят.)
- Прочитаем по стрелке главное предложение в рассказе. СЛАЙД 23.
- Какое задание было самым интересным?
- Подведём итоги по развитию читательских умений учащихся нашего класса и проведём присвоение различных званий. (награждение учащихся медалями)
СЛАЙД 24.
Приложение 1.
Вверх ладошки. Хлоп! Хлоп!
По коленкам – шлёп, шлёп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай!
Можем хлопнуть за спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем, влево можем!
И правильно руки сложим!
Приложение 2.
А Юр хоть и маленьк был, а поним, что взросл шут. Велик ли нав от кро-хот-но - ершиш? Но он всё рав радовал. Радовал пото, что в больш семей ухе была и его кро-хот- рыб.
Приложение 3.