Татьяна Ладутько
Создание телепередачи как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Создание образовательного пространства, в котором ребенок сможет раскрыть и развить свои способности на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми является одной из форм организации дошкольного образования. Фундаментальными составляющими такого образовательного пространства являются:
- возможность и целесообразность воспитания разносторонне развитой личности,
- реализация творческих интересов и способностей,
- развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Публикация «Создание телепередачи как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В связи с тем, что мы живем во время информационных технологий, и цифровая техника уверенно вошла в нашу жизнь, хотим мы того или нет, нам приходится осваивать культуру общения в цифровом информационном поле. Постоянными партнерами, осваивающими данное информационное пространство, являются наши дети. Дети дошкольного возраста воспринимают цифровые приборы как игрушки, хотя они являются средствами и мощными инструментами открытия другого мира – мира информации. Основными механизмами развития ребенка являются познавательно-исследовательская деятельность, игра, общение.
Поиск новых форм и методических приемов в условиях детского сада, направленный на повышение эффективности развития детей привел нас к совместному созданию телепередач, что позволяет детям познакомиться с такими профессиями как: оператор, фотограф, журналист, осветитель, монтажёр, а также их орудиями труда.
Работа над созданием телепередачи является дополнительным стимулом для ребенка по поиску материалов научных фактов, информации, иллюстрации, составлению рассказов, заучиванию стихов, оформлению фона, интервьюированию, представлению полученной информации перед камерой. Помимо этого, решаются и психологические задачи: преодоление робости, стеснительности, повышается самооценка.
Эффективность данного метода как сильного, но ненавязчивого педагогического средства усиливается за счет того, что в распоряжении педагогов и детей есть современное оборудование, которое позволяет совместно создавать познавательные телепередачи. Применение технических средств стимулирует детей, укрепляет чувство ответственности за свою роль, вдохновляет работать на результат. Ребенок осознает, что не только он видит себя со стороны, но и другие люди (родители, дети) его видят и слышат. Также привлечение родителей к созданию телепередач позволяет раскрыть их интересы, таланты.
Такая форма взаимодействия как совместное созданию телепередачи доказывает родителям, что детский сад открыт для сотрудничества. Мы заинтересованы в участии родителей в образовательном процессе не потому, что это необходимо педагогу, а потому, что это, необходимо для развития их собственного ребенка.
Таким образом, данная деятельность не только создает деятельностную среду общения и ознакомления с миром телевидения, но и формирует зону ближайшего развития ребенка в результате совместной партнерской деятельности взрослых и детей.
Цель: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами совместного создания телепередачи.
Ключевые задачи:
1. Повышение профессиональной компетентности через изучение вопроса по данному направлению
2. Подбор и апробация материалов и инструментария в рамках указанной проблемы
3. Анализ полученных результатов и определение перспектив работы по теме.
Ожидаемые результаты для педагога
1. Создание и эффективное использование телепередачи «Час улыбки».
2. Открытие познавательных и творческих способностей детей.
3. Распространение педагогического опыта работы.
4. Повышение социального статуса учреждения.
Достигнутые результаты будут способствовать повышению имиджа ДО.
Ожидаемый результаты для детей
1. Наличие познавательной мотивации детей, творческого потенциала.
2. Наличие наглядности для эффективного восприятия и запоминания нового материала детьми.
3. Наличие ервичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
4. Умение самостоятельно организовать свою деятельность (познавательно-исследовательская, изобразительная, конструктивная и др.)
Какие задачи решает воспитатель в рамках познавательного развития детей согласно ФГОС ДО?
1. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
2. Формирование познавательных действий, становление сознания;
3. Развитие воображения и творческой активности;
4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Как расширить кругозор дошкольников, если всё их внимание занимает компьютер?
Задачи познавательного развития детей помогут решить тематические презентации, видеоролики и виртуальные экскурсии.
Для реализации содержания образовательной программы нами используются ноутбук, смартфон, интерактивная доска, телевизор, проектор.
Мы активно разрабатываем и используем эффективные формы работы с применением ИКТ:
• создание видеороликов;
• интерактивные (виртуальные) экскурсии;
• различные презентации;
• монтаж видеофрагментов;
• электронные энциклопедии.
Рассмотрим подробнее каждую из них.
Создание видеоролика
Вы хотите познакомить детей с историей города, поздравить его с днем рождения?
Для поиска информации можно использовать ресурсы сети Интернет. Большинство сайтов предоставляет огромное количество фото и видеоматериалов. Можно найти информацию об истории возникновения, развития города. Найти выдающихся людей в сфере культуры, научной деятельности.
Интерактивная экскурсия активизирует дошкольников, формирует интерес к окружающему миру и представление об изучаемой теме, стимулирует на поиски дополнительной информации.
Родители и педагоги не всегда имеют возможность сходить с детьми в музеи, в дома творчества. Тем более сейчас увидеть все физически невозможно. На помощь придет виртуальное посещение.
Чтобы поздравить город можно предложить детям на выбор выучить и рассказать стихотворения; выполнить какую-то аппликацию; нарисовать рисунок; создать постройку из конструктора сфотографировать и все эти видеоматериалы смонтировать в один поздравительный ролик.
Не знаете, как рассказать детям о дне матери и о истории возникновения или традициях этого праздника?
Например, в ходе одной из образовательной деятельности мы с воспитанниками нашли информацию о том, как и когда этот праздник появился в России. Нашли интересные статьи о том какие есть картины и скульптуры, посвященные образу матери. О том, что в России есть почетное звание «Мать -героиня». Также мы узнали о том, что традиционно дарят открытки с плюшевым медведем и незабудкой, цветком, который является символом вечной памяти и дорогом и близком человеке. Подобрали стихотворения, которые дети вместе с родителями дома выучили. Сняли каждого ребенка, смонтировали целую поздравительную передачу.
Посещение с детьми музеев — большая проблема и в плане доставки, а сейчас в связи с эпидемиологической ситуацией. С помощью ИКТ можно познакомить воспитанников с любым музеем нашего города, виртуально посетить картинные галереи. Так, мы сейчас делаем фотоподборку из разных музеев нашего города, собираем различные статьи, чтобы в дальнейшем сделать телепередачу об этом.
Интерактивные презентации викторины
В своей работе часто используем различные тематические презентации, викторины, используем презентации как диафильмы к разным произведениям.
Рисование с помощью графических редакторов
Дошкольники любят рисовать. Мы знакомим их с возможностями графического редактора — программой для создания и редактирования графических изображений на компьютере point3D.
Занятия в компьютерном классе формируют у детей умение работать с компьютерной программой, развивают творческое мышление, креативный подход к материалу.
Предложите дошкольникам создать с помощью графического редактора картинки, поздравительные открытки, рекламные буклеты (например, к театрализованным представлениям, приглашения на утренник, иллюстрации и анимации.
Закрепить навыки работы в графическом редакторе дети могут дома, выполняя с родителями небольшие задания.
Электронные энциклопедии
Дошкольники любопытны и непосредственны в восприятии мира. Они задают взрослым множество вопросов о предметах, событиях, явлениях. Не всегда педагоги и родители могут сразу и полно ответить на них. Ответы на вопросы маленьких почемучек можно найти в электронных энциклопедиях. Они содержательны, интересны по форме, могут включать красочные иллюстрации. Тематические разделы разнообразны и не ограничены книжным форматом.
Из электронных энциклопедий дети смогут узнать о народных промыслах, видах динозавров, планетах Солнечной системы и т. д.
Совместное создание электронной энциклопедии, и их общение с компьютером станет содержательным и полезным. Подобный навык пригодится им при обучении в школе.
При использовании ИКТ в образовательном процессе повышается роль и ответственность педагога. Причем взаимодействие участников образовательного процесса должно строиться по модели: взрослый (педагог или родитель) — ребенок — ИКТ. Исключение взрослого из этой цепочки недопустимо.
Если педагог грамотно организует образовательную деятельность, дети не зациклятся на примитивных компьютерных играх. Правильный режим работы за компьютером позволит избежать негативного влияния на психическое и физическое здоровье ребенка, предотвратит раннюю компьютерную зависимость и искусственную аутизацию.
Педагоги и родители должны придерживаться той позиции, что компьютер — это средство решения образовательных задач. С его помощью можно оптимизировать образовательную деятельность, повысить познавательный интерес ребенка, но ни в коем случае не использовать в качестве бесцельного просмотра мультфильмов. Необходимо помнить: компьютер должен дополнять воспитателя, а не заменять его.
Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми
Современные дошкольники легко и с удовольствием обращаются с гаджетами.
Гаджет (англ. gadget – принадлежность) – техническое приспособление (в т. ч. с цифровыми технологиями, обладающее повышенной функциональностью, но ограниченными возможностями (специализация).
Дети знакомятся с гаджетами очень рано. В каждой семье есть электронные устройства: компьютер или ноутбук, планшет, телефон и т. д. Поэтому оградить ребенка от них невозможно. Задача родителей и педагогов в этой ситуации – создать такие условия, чтобы развивать детей и не навредить их здоровью.
Электронные устройства развивают, если наполняют детскую деятельность новым содержанием, а не заменяют ее. Поддерживать интерес дошкольника к электронным устройствам необходимо с помощью игр, приложений и функций, которые расширяют кругозор, помогают осваивать новые навыки. Кроме того, когда взрослый участвует в занятиях ребенка с гаджетом, проблема замены живого общения не возникает.
Педагоги активно внедряют информационные технологии на всех уровнях образования. В детском саду воспитатели и специалисты используют интерактивные доски и мультимедийные презентации. Игровые моменты, персонажи, графика, анимация, звук и видеоматериалы обогащают детскую деятельность, помогают воспитанникам усваивать новый материал.
Рациональное введение гаджетов в образовательный процесс позволяет повысить его качество. Согласно ФГОС ДО принцип индивидуализации является основополагающим. Поэтому в перспективе гаджеты могут стать одним из средств индивидуализации дошкольного образования.
Использовать гаджеты в совместной и самостоятельной детской деятельности можно по-разному. Прежде всего предоставить детям возможность самостоятельно искать, изучать и сохранять личностно значимую информацию. В результате этой деятельности накапливаются познавательные материалы различной тематики, к которым дети, педагоги, родители неоднократно обращаются в дальнейшем. Все это создает вариативную образовательную информационную среду в ДОО.
Остановимся на доступных педагогам и дошкольникам электронных устройствах.
5 причин использовать гаджеты в работе с детьми:
1. Вы научите воспитанников использовать гаджеты правильно.
2. Сможете активизировать самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность детей.
3. Наглядно покажете коллегам и родителям, что гаджеты развивают детей, формируют новые навыки и умения.
4. Создадите условия для совместной деятельности детей и родителей в новом формате.
5. Дошкольники получат положительные эмоции, научатся самостоятельно находить нужную информацию с помощью разных электронных устройств.
Фотоаппарат для развития познавательной активности
Фотоаппарат имеет большие возможности. С его помощью ребенок может:
• сохранять информацию из разных источников (со страниц книг, иллюстраций, изображений на мониторе компьютера и т. д.);
• фиксировать важные для него объекты окружающего мира, явления и события;
• проводить длительные наблюдения;
• фиксировать этапы познавательно-исследовательской деятельности.
Детское фотографирование – способ использования фотоаппарата в образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста. Этот процесс положительно влияет на дошкольников:
• вызывает у них яркие эмоции;
• развивает познавательную активность;
• создает условия для рефлексии;
• формирует способность выделять личностно значимые объекты в окружающем пространстве;
• служит средством самоопределения в мире интересов.
Фотоаппарат позволяет визуализировать и сопоставлять этапы развития любого процесса: сезонные изменения, рост растений и т. д. Ребенок снимает интересующий объект с определенной периодичностью с одного и того же ракурса. По фотографиям длительного наблюдения он делает вывод о происходящих изменениях, выделяет характерные особенности исследуемого объекта.
Дошкольник может зафиксировать процесс собственной познавательно-исследовательской деятельности. Сделанный фоторепортаж позволит проанализировать ход деятельности и оценить полученный результат. На основе этих материалов воспитатель совместно с детьми создает алгоритмы опытно-экспериментальной деятельности.
Детское фотографирование позволяет дошкольникам выразить себя, а педагогу – создать благоприятные условия для реализации личностного потенциала каждого воспитанника. Кроме того, анализ продуктов детского фотографирования помогает определить область интересов воспитанников.
Фотографии, которые делают дети, отличаются по трем параметрам: тематикой, дистанцией и способами фотографирования. Например, если ребенок интересуется растительным миром, то на большей части его фотографий обязательно присутствуют растения: комнатные цветы, трава, кустарники, деревья и все, что с ними связано (иллюстрации из энциклопедий, дневника наблюдений за рассадой, схемы роста и развития).
Важную информацию дает беседа по фотографиям:
• Что ты фотографировал?
• Почему сфотографировал именно это?
• Как у тебя получилась эта фотография?
• Чем отличается данная фотография от других?
Ответы детей отражают их внутреннее намерение сделать определенный кадр, что демонстрирует заинтересованность в той или иной области познания. Сопоставляя ответы ребенка и характер фоторепортажа, педагог определяет общую направленность его интереса.
Анализируя фотографии, сделанные детьми, педагог разделяет их по интересам:
• мир живой природы;
• мир неживой природы;
• рукотворный мир;
• социальный мир.
Количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности) характеризует объем интересов в конкретной области. По определенным показателям педагог выделяет ведущий интерес дошкольника.
При просмотре фотографий педагог определяет дистанцию фотографирования для разных детей: от очень близкой до панорамной съемки. Характер фотографий отражает личностную дистанцию ребенка во взаимодействии с окружающими. Об углубленном интересе свидетельствуют сокращение дистанции, фокусировка на выбранном объекте.
Часть детей изучают фотоаппарат и экспериментируют с возможностями устройства. Об этом говорят фотографии с неясными изображениями. В ходе беседы педагог выясняет, что ребенок пытался фотографировать объекты в движении или делал фотографии различных поверхностей, пробуя микросъемку.
Таким образом, обобщение и обсуждение с воспитанником продуктов его деятельности дают возможность педагогу понять направленность и глубину его интересов и определить индивидуальную траекторию развития.
Степень выраженности параметра: 0 – отсутствует; 1– слабо выражен; 2 – явно выражен.
Степень выраженности параметра: 0 – отсутствует; 1– слабо выражен; 2 – явно выражен.
Диктофон для развития коммуникативных навыков
Интересные занятия можно организовать с помощью диктофона. Наиболее эффективными они будут с детьми старшего дошкольного возраста, которые умеют планировать и осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность. Ели нет диктофона, то эта функция есть в смартфоне.
Дошкольники могут пользоваться диктофоном без помощи взрослого: брать интервью, искать нужную информацию, фиксировать результаты наблюдений и опытов. Ребенок может выступать в роли интервьюера: задавать вопросы сверстникам, педагогу, родителям. В другой игровой ситуации он сам отвечает на вопросы. Такие задания формируют у детей умение выслушивать друг друга, давать четкие ответы, высказывать собственные суждения.
Занятия с диктофоном развивают произвольность поведения: дети подбирают слова, стараются точно формулировать мысль. Воспроизведение записи позволяет дошкольникам услышать себя со стороны, оценить качество речи, что формирует у них адекватную самооценку.
Дети могут исследовать звуковое окружение (как журчит вода, шумит листва, поют птицы и т. д.) и фиксировать с помощью диктофона результаты наблюдений или опытов. Возможность использовать аудиозаписи неоднократно позволяет им делиться опытом с окружающими, возвращаться к исследованию, углублять знания.
Ноутбук и смартфон для организации совместной деятельности
Ноутбук и смартфон помогут найти необходимую информацию в голосовом режиме, организовать коллективный или индивидуальный просмотр видеоматериалов по интересующей теме, смонтировать видеоролики и соединить в готовый продукт.
Искать информацию в голосовом режиме позволяет команда «О’кей, Google», которая переводит приложение Google в режим управления голосом. Ребенку достаточно озвучить, что он хочет узнать. Приложение предоставляет ответ из сети Интернет в режиме реального времени. Дошкольники, которые не умеют набирать текст, быстро получают необходимую информацию и удовлетворяют собственные интересы.
Голосовой режим стимулирует правильное звукопроизношение, формирует у ребенка умение формулировать запрос и самостоятельно находить нужный ответ.
Чтобы сохранять найденную информацию педагог создает специальную презентацию в программе PowerPoint, где в дальнейшем дети смогут сохранять нужные файлы для будущего ролика.
С помощью специальной программы все слайды презентации сохраняются в определенном формате, а дальше их можно вставлять в программу для монтажа фильма Movavi.
Такая работа способствует развитию умения четко строить последовательность действий, учит работать сообща.
Промежуточный результат
На сегодняшний день мы имеем следующее:
- Дети знают где можно найти информацию;
- Они познакомились с некоторыми возможностями интерактивной смарт доски;
- Познакомились с программами Power point, Movavi;
- научились обрезать (кадрировать) части видео, которые не должны попасть в кадр;
- научились накладывать различные видеоэффекты;
- добавлять и убирать кадры;
- в работе со слайдами научились менять размер изображения в соответствии со слайдом.
- научились снимать видео и выставлять свет для съемки;
- познакомились, как перенести с телефона на ноутбук видео или фотофайл.