Виола Павловна Жевлакова
Шахматное образование в сельском ЦДТ: проблемы и перспективы развития
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУДО ЦДТ с. Красногорск МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области
Методист Жевлакова Виола Павловна
Тема: «Шахматное образование в сельском ЦДТ : проблемы и перспективы развития».
Для нового социального этапа – этапа развития информационного общества – очень важно научить человека общим, универсальным способам деятельности. При этом важную роль играют современные средства обучения, которые лежат в основе формирования новой информационно-образовательной среды.
Публикация «Шахматное образование в сельском ЦДТ: проблемы и перспективы развития» размещена в разделах
- ДШИ. Детская школа искусств
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
До сих пор в России ведется дискуссия о том, как воспринимать шахматы. Это развлечение, игра или наука, а может искусство? Оспаривать нельзя лишь только то, что шахматы полезны для формирования и развития личности.
Величайший педагог В. А. Сухомлинский в конце 60-х годов ХХ-го века в книге «Сердце отдаю детям» писал: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры». Эту мысль высказала и министр образования РФ Васильева : «Кроме того, я убеждена, что в школе должны играть в шахматы. Со статистикой трудно спорить. В нашей стране и за рубежом у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35–40%. Эта интеллектуальная игра развивает ребенка».
Шахматы представляют собой универсальный инструмент для педагогики.
Многократный чемпион мира по шахматам А. Карпов говорил, что шахматы учат контролю за временем, анализу, планированию, прогнозированию и самодисциплине, т. е. шахматы учат грамотно вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения, эффективно взаимодействовать с партнёрами, а это позволяет растить из наших учеников креативно мыслящих людей, способных принимать ответственные и логичные решения.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста может помочь детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, стеснительность, повысить собственную самооценку.
Исследования зарубежных и российских учёных, накопленный опыт преподавания шахмат в общеобразовательных школах говорит о том, что идеальный возраст для начала занятий приходится на интервал от 7 до 12 лет. Вслед за овладением громадной знаковой системой родного языка, завершающимся в основном к возрасту примерно 5 лет, начинает разворачиваться следующий чрезвычайно важный процесс – формирование умения действовать в уме.
Привлекательность шахмат для интеллектуального развития детей очевидна. Она проявляется в следующем:
1) Шахматы развивают "интеллектуальную выносливость", шахматист любого возраста сохраняет внимание на протяжении любого школьного урока;
2) Шахматы развивают внимательность, поскольку выиграть хочет каждый, а для шахматных побед просто приходится стараться быть внимательным;
3) Шахматы развивают умение находить выход из нестандартных ситуаций - именно этим, в основном, занимаются партнёры во время шахматных баталий;
4) Шахматы воспитывают характер, поскольку для достижения победы надо постоянно во время партии преодолевать сопротивление партнера;
5) Шахматы развивают абстрактное мышление, поскольку без обобщения собственного шахматного опыта и опыта, накопленного другими шахматистами, невозможно повысить практическую силу своей игры;
6) Шахматы являются элементарным введением в теорию управления и в общую теорию игр, доступным для детей с возраста 3-4 года, что потом очень может пригодиться при выборе оптимальной жизненной дороги на перепутье.
В 2017 году один из родителей обратился к нам в ЦДТ с просьбой обучить его ребенка игре в шахматы, о чем тот давно мечтает. Идя навстречу пожеланию заказчика образовательных услуг и предвидя перспективность данного направления было принято решение разработать дополнительную программу сроком на 1 год для индивидуальных занятий.
К началу нового учебного года заниматься шахматами пришли уже 4 человека и у нас есть уверенность, что на следующий учебный год это число еще увеличиться. К сожалению, наш ЦДТ занимает всего 6 кабинетов, которые арендует у школы, поэтому количество детей в кружке ограничивается площадью кабинета. К концу учебного года мы предполагаем провести анкетирование среди детей и родителей начальной школы с целью выявить желающих для занятия в шахматном кружке на новый учебный год и постараться решить проблему с помещением для занятий.
Из уже имеющегося опыта могу сказать, что для знакомство с игрой и осовением начального уровня игры в шахматы достаточно занятий в течении 1 года. Конечно, если основной целью кружка является популяризация шахмат среди школьников, приобщение подрастающего поколения к древнейшей игре, развитие интереса к интеллектуальным играм на фоне всеобщей компьютерной зависимости от «бегалок» и «стрелялок».
Если ребенок заинтересован в продолжении обучения, то одного часа занятий в неделю катастрофически мало, тем более что еще одной из проблем является отсутствие шахмат в семьях дома, неумения родителей самих играть в шахматы. То есть ребенок не может в течении недели в свободное время закрепить и развить полученные навыки дома, а играет только на кружке. Выход из данной ситуации мы нашли следующий- предложили играть в шахматы в сети Интернет онлайн или ходить друг другу в гости для игры. В нашей ситуации в селе это приемлемо, т. к. детей мало, все они примерно одной возрастной категории и хорошо знают друг друга. Однако если говорить о развитии шахмат в школе, то данный вариант не всегда может быть приемлемым, а в больших городах неприемлем вообще.
В ходе обсуждения на встрече министра образования и науки РФ Ольги Васильевой с президентом Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Кирсаном Илюмжиновым 26 июля 2017 года мнения о введении шахмат отдельным предметом в школьную программу разделились.
Так Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, академик РАО сказал:
- Вопрос о введении шахмат в школе поднимался уже неоднократно. Еще Анатолий Карпов активно проводил эту идею, и тогда договорились о том, что делать шахматы отдельным предметом в школе, обязательным для всех детей, мягко говоря, не совсем осмысленно. Надо создавать шахматные кружки и школы. Кстати, лично я к шахматам отношусь с большим уважением, с удовольствием играем с друзьями.
Если посмотреть на эту инициативу с точки зрения сегодняшнего дня, то возникает целый ряд вопросов. Школьная программа перегружена, и если вводить еще один предмет, то это будет лишь еще один кирпич в рюкзак школьника. Если вводить вместо чего-то, то вместо чего? А кто это будет преподавать?»
Виталий ПОЛОУДИН, руководитель Научно-методического центра шахматного образования при Фонде развития шахматной культуры им. гроссмейстера В. А. Алаторцева, кандидат педагогических наук:
- Я знаю, что сегодня во многих школах шахматы уже преподают как дисциплину или факультатив. Но обучение ведется с явным спортивным уклоном. Я категорически против такого подхода. По моему мнению, на первом этапе в школах нужно ввести кружок шахмат в рамках дополнительного образования. И пусть туда приходят дети, которым это интересно. И уже после того как ребята освоят азы и пройдут некий пропедевтический курс, они сами определят, что им более интересно - шахматы как спорт или шахматы для общего развития. Как и в любом другом деле, здесь не должно быть никакой принудиловки.
Ольга КОСИВЕЦ, заместитель директора школы №2 с углубленным изучением английского языка, Кисловодск, Ставропольский край:
- Как обязательный предмет шахматы у нас ввести не получится - ФГОС уже расставил акценты по базовым предметам, к тому же вся вариативная часть уже разобрана. Но вот в рамках дополнительного образования это вполне приемлемо.
Как мы видим, противоречий в данном вопросе много. На наш взгляд было бы правильнее вести данное направление работы именно в дополнительном образовании, и не с первого класса, т. к. некоторые исследования, которые были направлены, в частности, на изучение комплекса нейродинамических показателей, характеризующих психофизиологическое развитие младших школьников, прежде всего качеств, необходимых как для успешного усвоения учебной программы, так и шахматной подготовки.
Учитывая интенсификацию обучения, широкое внедрение в учебный процесс компьютеров, интеллектуальных игр (прежде всего - шахмат, необходимым условием дальнейшего продвижения инновационных педагогических технологий является организация мониторинга за состоянием здоровья детей, оценка «цены адаптации» к повышенному уровню умственных и психоэмоциональных нагрузок. В значительной мере это относится к учащимся-шахматистам, которые подвержены воздействию значительного дополнительного (к учебным занятиям) информационного потока, а также психо-эмоциональным нагрузкам. В ходе исследований проводилась оценка адаптации детей-шахматистов к влиянию различных видов умственной нагрузки («учебные», «шахматные»). В ходе данных исследований выяснилось, что шахматисты-учащиеся 4-х классов справились с предъявленной нагрузкой при меньшем напряжении адаптационных механизмов по сравнению с шахматистами-второклассниками.
Были выявлены также возрастные и тендерные различия ряда показателей, позволившие определить наличие сензитивных* и критических периодов развития определенных психофизиологических и нейровегетативных характеристик учащихся младших классов. Так, повышение уровня помехоустойчивости у шахматистов 4-х классов по сравнению с шахматистами-второклассниками позволяет считать данный возрастной отрезок сензитивным для развития данного качества внимания. Несомненно, способность сопротивляться воздействию фоновых помех при восприятии какого-либо объекта (выполнении умственной нагрузки) является одним из важнейших факторов адаптации к интеллектуально-игровым нагрузкам шахмат и получает свое развитие в процессе учебно-тренировочных занятий и соревновательной деятельности.
Исходя из вышеизложенного можно сказать, что предпочтительнее начинать занятия шахматами все же не в первом, а во втором классе, чтобы снизить умственную и эмоциональную нагрузку на детей.
С методическими материалами проблем у нас не не возникло, при разработке программы мы использовали УМК по шахматам, разработанный И. Г. Сухиным, УМК «Шахматы в школе. 1-4 классы» Э. Э. Уманской, Е. А. Прудниковой, Е. И. Волковой. (М. : Просвещение, 2017., созданный при поддержке фонда «Шахматы в школе», другие книги И. Г. Сухина, в которых, в том числе, очень много джидактических занимательных игр, которые очень нравятся моим юным шахматистам, повышают их интерес к занятиям. Используя описания и материалы из интернета мы сами с детьми готовим некоторые игры и раздаточный материал.
В перспективе мы видим работу нашего объединения «Дебют» с большим количеством детей, разделенного на потоки по уровню обучения, планируем программу на следующий год разработать для более глубокого изучения шахмат сроком реализации на 2 года.
Опыт работы показывает, что с резким возрастанием учебной нагрузки при переходе учеников в среднюю школу из начального звена(5 класс, а так же их возрастающим интересам к другим областям художественного и спортивного развития, интерес к посещению занятий, требующих интеллектуальных усилий падает. Это одна из проблем, с которой мы можем столкнуться в ближайшем будущем. Поэтому мы стараемся привить интерес к игре в шахматы учащимся начальной школы, чтобы потом они могли самостоятельно организовывать свой досуг, а те 10-12% детей (как показывают исследования, именно такой процент детей в дальнейшем продолжает заниматься шахматами на более профессиональном уровне, которые захотят усовершенствовать свои навыки могут продолжить свое обучение.
Отсюда вытекает следующая проблема, которую озвучила еще в августе 2017года в Общественной палате РФ на заседании круглого стола «Шахматное образование в школах : задачи и перспективы развития» первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Людмила Дудова. Она обратила особое внимание на такой аспект внедрения шахмат в школы, как подготовка кадров: «На сегодняшний день учителей шахмат у нас не готовят, это означает, что у нас нет возможности обеспечить доступность преподавания этого предмета в школах. Здесь нужно внедрять большую программу повышения квалификации и переподготовки кадров».
Дело в том, что если с шахматной программой первого класса преподаватели начальных классов, скорее всего, справятся (при желании пройти обучение, как и с программой второго класса, которую в пилотном варианте ввели в отдельных регионах в 2017-18 учебном году, то, начиная с третьего класса, процесс школьной шахматной внеурочки может зайти в тупик, поскольку учителя шахмат для третьеклассников должны понимать практические шахматы на уровне второго спортивного разряда, и в Российской Федерации просто не найдется столько квалифицированных шахматистов, которые смогут вести преподавание по рабочим дням с 13-00 до 15-00 (требование внеурочки). А для сел, подобных нашему, это вообще неразрешимая проблема, так как в нашей школе, например, от силы 1-2 учителя владеют начальными навыками игры в шахматы, и это вовсе не преподаватели начальных классов. Да и нашем ОУ только 1 педагог играет в шахматы, и тоже не имеет спортивного разряда.
Данные проблемы будут, конечно, решаться и на муниципальном и на государственном уровне. А пока мы потихоньку прилагаем все усилия, чтобы возродить у современного поколения детей интерес к одной из древнейших интеллекутальных игр.
*Сензитивные периоды развития - Возрастные интервалы индивидуального развития, в течение которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира.
Выступление на дискуссионной площадке «Шахматное образование : опыт и перспективы развития» в рамках Областного образовательного форума «Региональная система дополнительного образования : становление и развитие»(г. Южно- Сахалинск, 2018г)
Список литературы
1. Сухин И. Г. Программы курса «Шахматы – школе : Для начальных классов общеобразовательных учреждений». – Обнинск: Духовное возрождение, - 2011. – 40 с.
2. "Учительская газета", 1990, №48).
3. Статья кандидата психологических наук Н. Г. Алексеева "Шахматы и развитие мышления", 1990
4. Материалы встречи министра образования и науки РФ Ольги Васильевой с президентом Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Кирсаном Илюмжиновым 26 июля 2017 года. https://www.moscowchess.org/news/9513
5. Материалы круглого стола «Шахматное образование в школах : задачи и перспективы развития», прошедшего Общественной палате РФ 29.08.2017г. https://mosoblchess.ru/news/other/V-Obshchestvennoy-palate-RF-proshel-kruglyy-stol-SHakhmatnoe-obrazovanie-v-shkolakh-zadachi-i-perspe/
6. Шахматы как учебный предмет. – М. : Практика административной работы в школе, 2004, №7, с. 37-43.
7. Роль международных организаций в разработке новых подходов в развитии личности школьника (с. 99-124) //в сборнике "Роль международных организаций в развитии современного образования". Институт теории и истории педагогики РАО. – М., 2005. 156 с. Деп. в ИТИП РАО.
8. Материалы студенческой научно-практической конференции, состоявшейся в рамках реализации программы развития деятельности студенческих объединений Российского государственного социального университета в 2017 г., студенческого научного кружка «Проблемы и перспективы шахматного образования и инновации в системе подготовки шахматистов».Сборник трудов конференции. ISBN : 978-5-906955-61-6. Год издания: 2017 Число страниц: 115. Издательство: Столица
9. Материалы диссертации кандидата биологических наук Рязанцева А. В. «Особенности психофизиологического развития и адаптации к умственным нагрузкам учащихся младших классов, занимающихся шахматами». https://www.dissercat.com/content/osobennosti-psikhofiziologicheskogo-razvitiya-i-adaptatsii-k-umstvennym-nagruzkam-uchashchik#ixzz5Y0jVaaMM