Папки-передвижки

Информационно-коммуникативные технологии в ДОО: проблемы и перспективы

Якимова Елена Аликовна
Информационно-коммуникативные технологии в ДОО: проблемы и перспективы
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация : В данной статье проанализирован опыт применения информационно-компьютерных технологий в детских дошкольных учреждениях, раскрываются основные проблемы и возможности в использовнии ИКТ в дошкольном образовании.

Ключевые слова : информационно-коммуникативные технологии (ИКТ, компьютерные технологии, дошкольное образование, дошкольные образовательные организации (ДОО).

Публикация «Информационно-коммуникативные технологии в ДОО: проблемы и перспективы» размещена в разделах

В новых социально-экономических условиях, с ростом технического прогресса в области информационных технологий, а также с новыми запросами государства и общества к качеству образования в России и введению стандартов образования, особое значение приобретает использование информационно-коммуникативных технологий не только в школьном, но и дошкольном образовании.

Информационно-коммуникативные технологии в образовании – это педагогические технологии, использующие специальные программные и технические средства, которые позволяют строить познавательный процесс более высокого уровня на основе восприятия зрительного (графика, анимация, текст, слухового (звук, видео, осязательного (клавиатура, интерактивная доска и т. д.). [2]

Использование ИКТ технологий уже пронизывает все сферы нашей жизни, они стали частью культуры и социальной нормой. Большинство авторов отмечают, что развитие образования невозможно без использования ИКТ, т. к. именно они позволяют решить проблему качественного изменения состояния всей информационной среды сферы образования, а также расширяют возможности опережающего развития, интеллектуального, творческого и производительного роста человечества в целом.

Еще совсем недавно использование компьютера в детских дошкольных учреждений вызывало удивление, а то и недоумение и носило эпизодический характер. Часто такой опыт подвергался критике, говорилось о недопустимости использования компьютера в работе с маленькими детьми. Однако, как Л. А. Венгер,И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.). по использованию ИКТ технологий в ДОО нашлись подтверждения тому, что компьютер может оказывать содействие в интеллектуальном и личностном развитии детей.

Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А. В. Запорожца исследователями под руководством Л. А. Парамоновой, Л. С. Новоселовой, Л. Д. Чайновой. Обобщение опыта использования ИКТ технологий у дошкольников позволяет утверждать, что такой опыт является положительным и свидетельствует о том, что ИКТ позволяют детям получать определенные образовательные навыки, улучшать пространственное и логическое мышление, повышать самооценку и уверенность в себе, увеличивает возможности в решении проблем, улучшает долговременную память, а так же, что очень важно, позволяют формировать интегративные качества и осуществлять компетентностный подход в обучении и развитии, что полностью соответствует современным образовательным запросам и новой концепции образования.

В Великобритании проведенные исследования показали растущую популярность применения компьютерных игр и технологий в воспитании и образовании детей. В проведенном опросе 80% респондентов заявили о том, что современные дети имеют более широкий кругозор, нежели предыдущие поколения именно благодаря компьютерным технологиям. [1]

Кроме того, многие авторы указывает на то, что использование компьютера и компьютерных технологий у дошкольников позволяет повысить мотивацию к обучению, т. к. позволяют преподнести информацию наиболее образно и ярко. Использование звуковых эффектов, света, движения, мультипликации позволяет привлечь и удержать внимание ребенка, вызвать

эмоциональный отклик, который так необходим для освоения и запоминания нового материала.

Стоит отметить, что неоценимую роль компьютерные технологии оказывают в методической работе воспитателя. Они создают огромный простор для поиска информации, самообразования, накопления опыта, а также для его транслирования. Компьютерные технологии позволяют расширять творческие способности педагога, обогащать его педагогическую деятельность и во многом облегчать труд.

Несмотря на то, что проводится достаточно много исследований о влиянии компьютера на детей дошкольного возраста, накаливается опыт его использования следует отметить, что существует ряд проблем, которые мешают эффективному использованию компьютерных средств в дошкольной практике.

Одной из таких проблем является отсутствие системы применения компьютерных технологий. В большинстве случаев, за редким исключением, если компьютерное обучение и применяется в детских садах, то носит эпизодический и фрагментарных характер. Воспитателям часто не хватает методических пособий, разработок для правильной и эффективной интеграции ИКТ в образовательный процесс. Разрабатываются копьютерные игры, мультимедийные пособия, презентации, пишутся отдельные занятия, но нет четкой системы, встроенной в классическую систему дошкольного образования. К сожалению, даже в самых новых дошкольных программах нет даже минимальных рекомендаций по использованию ИКТ, не разработаны и циклы занятий с включением мультимедийных и других технологий.

Многие авторы одним из минусов использования ИКТ в дошкольном детстве указывают на вред здоровью, который оказывают компьютеры. Однако, другие исследования показывают, что использование компьютера возможно без вреда для здоровья детей, если соблюдать условия их применения, правильно дозируя и не в коем случает не подменяя компьютером другие виды деятельности. С нашей точки зрения, разработка систем занятий с применением ИКТ, который бы интегрировался в образовательный процесс

вполне бы мог решить данную проблему и нивелировать негативные последствия использования ИКТ. Процесс использования ИКТ в ДОО должен быть контролируемым и управляемым.

Среди проблем применения компьютерных технологий в ДОО следует так же отметить низкую компьютерную грамотность педагогическх кадров и плохое материально-техническое оснащение детских садов. Ведь за продуктивным использованием таких технологий стоит не только грамотный и творческий педагог, но и современная качественная техника, которая позволяет не навредить, а помогать и развивать.

Использование информационных технологий в дошкольном образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Разумеется, что современная система дошкольного образования уже не сможет обойтись без дальнейшего интенсивного внедрения в воспитательно-образовательный процесс, который сможет выйти на качественно новый уровень, расширить границы и возможности в развитии детей. Однако такое внедрение требует дальнейшего осмысления, качественных исследований и четких методических разработок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Матюлина О. О. Опыт применения компьютерных игр в развитии дошкольников. https://paidagogos.com/?p=6088#hcq=vjXjnNp

2. Морозов К. А. Информационно-коммуникативные технологии и их применение в педагогической деятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXX междунар. науч. -практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.

3. Новоселова С. Л. В чем проблема информатизации дошкольного образования? //Детский сад от А до Я. – 2003. – № 1. – С. 6-13.

4. Пучкова Д. А. Роль компьютерных игр в развитии познавательной деятельносоти детей старшего дошкольного возраста. // Современные

проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.; URL :https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17583

5. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного

воспитания / Под ред. Л. А. Венгера; Науч. -исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1986. — 224 с….” [ Источник:https://psychlib.ru/mgppu/VRp-1986/RPV-001.HTM]

6. Ставцева Ю. Г. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении. //Психолого-педагогический журнал Гаудеамус – 2015- №1 (25) – С. 132-137

7. Явич М. П. Некоторые особенности использования ИКТ и компьютерных технологий в дошкольном образование и в начальной школе // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 1 [Электронный ресурс].URL :https://web.snauka.ru/issues/2013/01/19788

8. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера; Науч. -исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1986. — 224 с….” [ Источник:https://psychlib.ru/mgppu/VRp-1986/RPV-001.HTM]

9. Явич М. П. Некоторые особенности использования ИКТ и компьютерных технологий в дошкольном образование и в начальной школе // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL : https://web.snauka.ru/issues/2013/01/1978

10. Матюнина О. Опыт применения компьтерных игр в развитии дошкольника// https://paidagogos.com/?p=6088#i&hcq=gSWd4Gp

11. Корецкая С. В. Использование информационно-коммуникативных технологий в ДОУ для создания единой информационной среды //https://festival.1september.ru/articles/559339/

Публикации по теме:

«Педагогические технологии, часто используемые в ДОО» Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология.

Презентация «Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ» Без использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании в настоящее время просто не обойтись. Песни, музыка,.

Информационно коммуникационные технологии в распространении педагогического опыта Все в хорошо знаете, что сегодня интернет предоставляет педагогу большое количество ресурсов и инструментов для создания своего интернет.

Информационно-коммуникативные технологии в образовании I. Информационно – коммуникативные технологии в образовании. Актуальность использования информационных технологий обусловлена.

Инклюзивное образование детей в ДОО. Современное состояние, перспективы развития на примере своего ДОО Сухомлинский В. А. : «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости.

Обобщение опыта работы «Информационно-коммуникативные технологии» В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для.

Педсовет «Взаимодействие воспитателя с семьей воспитанников: достижения, проблемы, перспективы»Педсовет «Взаимодействие воспитателя с семьей воспитанников: достижения, проблемы, перспективы» Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов МБДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников по здоровьесбережению,.

Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании Екатерина Вячеславовна Шипулина, воспитатель Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании Детский сад является частью.

Использование информационно-компьютерные технологии в детском саду Во всех семьях, предприятиях, учебных учреждениях, используют информационно-компьютерные технологии. ИКТ стало частью культуры и необходимой.

Выступление на педсовете: «Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ» Выступление на педсовете: «Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ»МАДОУ ЦРР д/с №21 "Надежда" г. о. Ступино, Московской области.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационно-коммуникативные технологии в ДОО: проблемы и перспективы
Опубликовано: 29 марта 2019 в 23:18
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Информационно-коммуникативные технологии в ДОО: проблемы и перспективы» (включая файлы) размещена пользователем Якимова Елена Аликовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД