Якимова Елена Аликовна
Информационно-коммуникативные технологии в ДОО: проблемы и перспективы
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация : В данной статье проанализирован опыт применения информационно-компьютерных технологий в детских дошкольных учреждениях, раскрываются основные проблемы и возможности в использовнии ИКТ в дошкольном образовании.
Ключевые слова : информационно-коммуникативные технологии (ИКТ, компьютерные технологии, дошкольное образование, дошкольные образовательные организации (ДОО).
Публикация «Информационно-коммуникативные технологии в ДОО: проблемы и перспективы» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В новых социально-экономических условиях, с ростом технического прогресса в области информационных технологий, а также с новыми запросами государства и общества к качеству образования в России и введению стандартов образования, особое значение приобретает использование информационно-коммуникативных технологий не только в школьном, но и дошкольном образовании.
Информационно-коммуникативные технологии в образовании – это педагогические технологии, использующие специальные программные и технические средства, которые позволяют строить познавательный процесс более высокого уровня на основе восприятия зрительного (графика, анимация, текст, слухового (звук, видео, осязательного (клавиатура, интерактивная доска и т. д.). [2]
Использование ИКТ технологий уже пронизывает все сферы нашей жизни, они стали частью культуры и социальной нормой. Большинство авторов отмечают, что развитие образования невозможно без использования ИКТ, т. к. именно они позволяют решить проблему качественного изменения состояния всей информационной среды сферы образования, а также расширяют возможности опережающего развития, интеллектуального, творческого и производительного роста человечества в целом.
Еще совсем недавно использование компьютера в детских дошкольных учреждений вызывало удивление, а то и недоумение и носило эпизодический характер. Часто такой опыт подвергался критике, говорилось о недопустимости использования компьютера в работе с маленькими детьми. Однако, как Л. А. Венгер,И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.). по использованию ИКТ технологий в ДОО нашлись подтверждения тому, что компьютер может оказывать содействие в интеллектуальном и личностном развитии детей.
Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А. В. Запорожца исследователями под руководством Л. А. Парамоновой, Л. С. Новоселовой, Л. Д. Чайновой. Обобщение опыта использования ИКТ технологий у дошкольников позволяет утверждать, что такой опыт является положительным и свидетельствует о том, что ИКТ позволяют детям получать определенные образовательные навыки, улучшать пространственное и логическое мышление, повышать самооценку и уверенность в себе, увеличивает возможности в решении проблем, улучшает долговременную память, а так же, что очень важно, позволяют формировать интегративные качества и осуществлять компетентностный подход в обучении и развитии, что полностью соответствует современным образовательным запросам и новой концепции образования.
В Великобритании проведенные исследования показали растущую популярность применения компьютерных игр и технологий в воспитании и образовании детей. В проведенном опросе 80% респондентов заявили о том, что современные дети имеют более широкий кругозор, нежели предыдущие поколения именно благодаря компьютерным технологиям. [1]
Кроме того, многие авторы указывает на то, что использование компьютера и компьютерных технологий у дошкольников позволяет повысить мотивацию к обучению, т. к. позволяют преподнести информацию наиболее образно и ярко. Использование звуковых эффектов, света, движения, мультипликации позволяет привлечь и удержать внимание ребенка, вызвать
эмоциональный отклик, который так необходим для освоения и запоминания нового материала.
Стоит отметить, что неоценимую роль компьютерные технологии оказывают в методической работе воспитателя. Они создают огромный простор для поиска информации, самообразования, накопления опыта, а также для его транслирования. Компьютерные технологии позволяют расширять творческие способности педагога, обогащать его педагогическую деятельность и во многом облегчать труд.
Несмотря на то, что проводится достаточно много исследований о влиянии компьютера на детей дошкольного возраста, накаливается опыт его использования следует отметить, что существует ряд проблем, которые мешают эффективному использованию компьютерных средств в дошкольной практике.
Одной из таких проблем является отсутствие системы применения компьютерных технологий. В большинстве случаев, за редким исключением, если компьютерное обучение и применяется в детских садах, то носит эпизодический и фрагментарных характер. Воспитателям часто не хватает методических пособий, разработок для правильной и эффективной интеграции ИКТ в образовательный процесс. Разрабатываются копьютерные игры, мультимедийные пособия, презентации, пишутся отдельные занятия, но нет четкой системы, встроенной в классическую систему дошкольного образования. К сожалению, даже в самых новых дошкольных программах нет даже минимальных рекомендаций по использованию ИКТ, не разработаны и циклы занятий с включением мультимедийных и других технологий.
Многие авторы одним из минусов использования ИКТ в дошкольном детстве указывают на вред здоровью, который оказывают компьютеры. Однако, другие исследования показывают, что использование компьютера возможно без вреда для здоровья детей, если соблюдать условия их применения, правильно дозируя и не в коем случает не подменяя компьютером другие виды деятельности. С нашей точки зрения, разработка систем занятий с применением ИКТ, который бы интегрировался в образовательный процесс
вполне бы мог решить данную проблему и нивелировать негативные последствия использования ИКТ. Процесс использования ИКТ в ДОО должен быть контролируемым и управляемым.
Среди проблем применения компьютерных технологий в ДОО следует так же отметить низкую компьютерную грамотность педагогическх кадров и плохое материально-техническое оснащение детских садов. Ведь за продуктивным использованием таких технологий стоит не только грамотный и творческий педагог, но и современная качественная техника, которая позволяет не навредить, а помогать и развивать.
Использование информационных технологий в дошкольном образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Разумеется, что современная система дошкольного образования уже не сможет обойтись без дальнейшего интенсивного внедрения в воспитательно-образовательный процесс, который сможет выйти на качественно новый уровень, расширить границы и возможности в развитии детей. Однако такое внедрение требует дальнейшего осмысления, качественных исследований и четких методических разработок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Матюлина О. О. Опыт применения компьютерных игр в развитии дошкольников. https://paidagogos.com/?p=6088#hcq=vjXjnNp
2. Морозов К. А. Информационно-коммуникативные технологии и их применение в педагогической деятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXX междунар. науч. -практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
3. Новоселова С. Л. В чем проблема информатизации дошкольного образования? //Детский сад от А до Я. – 2003. – № 1. – С. 6-13.
4. Пучкова Д. А. Роль компьютерных игр в развитии познавательной деятельносоти детей старшего дошкольного возраста. // Современные
проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.; URL :https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17583
5. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного
воспитания / Под ред. Л. А. Венгера; Науч. -исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1986. — 224 с….” [ Источник:https://psychlib.ru/mgppu/VRp-1986/RPV-001.HTM]
6. Ставцева Ю. Г. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении. //Психолого-педагогический журнал Гаудеамус – 2015- №1 (25) – С. 132-137
7. Явич М. П. Некоторые особенности использования ИКТ и компьютерных технологий в дошкольном образование и в начальной школе // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 1 [Электронный ресурс].URL :https://web.snauka.ru/issues/2013/01/19788
8. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера; Науч. -исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1986. — 224 с….” [ Источник:https://psychlib.ru/mgppu/VRp-1986/RPV-001.HTM]
9. Явич М. П. Некоторые особенности использования ИКТ и компьютерных технологий в дошкольном образование и в начальной школе // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL : https://web.snauka.ru/issues/2013/01/1978
10. Матюнина О. Опыт применения компьтерных игр в развитии дошкольника// https://paidagogos.com/?p=6088#i&hcq=gSWd4Gp
11. Корецкая С. В. Использование информационно-коммуникативных технологий в ДОУ для создания единой информационной среды //https://festival.1september.ru/articles/559339/