Лариса Тихомирова
Проблемы речевого развития у детей дошкольного возраста и их решения
▼ Скачать + Заказать документы
Речь как основа деятельности ребёнка
Речь является основой в развитии всех видов детской деятельности таких, как общение, познание, исследование и даже игра. В связи с этим развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем. Именно от владения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Проблемы в речи детей дошкольного возраста
Основными проблемами в речи детей являются :
Публикация «Проблемы речевого развития у детей дошкольного возраста и их решения» размещена в разделах
- Односложная, состоящая только из простых предложений речь;
- Неспособность грамматически правильно построить предложение;
- Употребление "нелитературных" слов и выражений;
- Неспособность построить монолог (сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему);
- Отсутствие навыков культуры речи (неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.);
- Недостаточный словарный запас;
- Плохая дикция.
Развитие речи ребёнка
Для развития речи у детей педагоги и родители должны создавать комфортные
условия. Необходимо побуждать дошкольника разговаривать, создавать соответствующую среду, интересно и разнообразно организовывать занятия и быт. Очень важно проводить совместные игры, знакомить ребёнка с художественной литературой, разучивать с ним стихи. При этом речь педагога должна быть примером для подражания и являться образцом.
Формировать у детей связную речь следует учитывая их возраст. Для этого можно использовать:
- Потешки; хороводы; игры с сюжетными игрушками; игры-инсценировки; звукоподражательные игры;
- Чтение и рассказывание сказок, стихов, историй;
- Рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской
литературы;
- Игры-занятия с предметными и сюжетными картинками;
- Разгадывание простых загадок;
- Игры направленные на развитие мелкой моторики.
Так например, потешки и хороводы полезны тем, что речь взрослого воспринимается детьми в связке с собственными действия и движениями. Входе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребенком. По мере овладения игрой ребёнок начинает самостоятельно играть в неё.
Игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки способствуют развертыванию
диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического
строя речи.
В звукоподражательных играх развивается фонетический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения.
При чтении книг и рассматривании иллюстраций также происходит обогащение словарного запаса и эмоциональное общение.
Особое место в работе по развитию речи принадлежит занятиям и играм с
предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым,
дети узнают персонажей, охотно называют их, вспоминают, что знали раньше. Именно картинки играют важную роль в формирование способности оперировать образами, вызванными словом.
Игры направленные на развитие мелкой моторики включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью. Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центрального мозга.
Необходимо понимать, что правильное формирование речи у ребёнка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и
полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных
условий нормального развития малыша. Все дети любят рассматривать игрушки, картинки в книгах – делайте это вместе с ними, просите их рассказывать, что там изображено, давайте задание описать игрушку.
Считалки, потешки, загадки легко запоминаются и развивают память, что
способствует расширению словаря. Чистоговорки помогают выработать правильное звукопроизношение.
Родители и педагоги должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и
сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно
отразиться на грамотности, так как письменная речь формируется на основе устной.
Помните, что только взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему правильного развития речи у дошкольника.