Юлия Долинская
Образование в России. Особенности речевого развития дошкольников и его влияние на дошкольное образование
▼ Скачать + Заказать документы
За последние три десятилетия в России произошло значительное развитие институционального дошкольного образования. Однако верно сказать, что это развитие носит скорее качественный, чем количественный характер. Единственным исключением из этого утверждения является короткая программа подготовки к школе, которая охватывает 100% дошкольников.
Публикация «Образование в России, Особенности речевого развития дошкольников и его влияние на дошкольное образование» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В последние два десятилетия в России, несмотря на крайне неблагоприятные социально-экономические условия, были достигнуты значительные результаты в развитии теории дошкольного образования, практика обучения и повышения квалификации работников образования. Сохранение качества дошкольных образовательных программ и услуг, в том числе расширение их охвата на наиболее уязвимые и безнадзорные группы детей, а также улучшение условий труда стали возможными в течение последних двух десятилетий, во многом благодаря многочисленным программам и проектам, осуществляемым и/или поддерживаемым правительством России.
Дошкольное образование в России представляет собой уникальную образовательную программу, разработанную по двум моделям (модель А и модель Б). Обе модели могут одинаково применяться и комбинироваться на практике. Общей чертой обеих моделей является взаимодействие с окружающей средой для достижения целей дошкольного учреждения. Модель А ближе к открытой системе образования и предполагает активное развитие программ в зависимости от интересов детей. Модель Б имеет характеристики когнитивно-развивающей программы и содержит разработанные образовательные цели, задачи педагогов и
виды деятельности (учителя могут выбрать их разработку в соответствии с потребностями, способностями и интересами детей).
Общая основа дошкольной программы дает педагогам общие ориентиры и определенную свободу в реализации подготовительной дошкольной программы.
Функции дошкольных учреждений в России в общих планах дошкольной программы :
- обеспечить безопасные условия, в которых дети могут улучшить свое физическое и психическое здоровье;
- обеспечение разнообразных контактов со сверстниками, взрослыми, различными моделями поведения;
- дополнять и обогащать семейное образование;
- смягчать культурные, образовательные и медицинские различия превентивно и компенсаторно;
- интегрировать детей с особыми потребностями, подготовить их к школе.
Приведенный ниже текст посвящен особенностям речевого развития дошкольников и его влиянию на дошкольное образование.
Нейробиологическая основа, которую ребенок приносит в мир с рождения только через взаимодействие с окружающей средой, может развиться в речь для поддержания ценностного общения. Хотя речь связана с корковой деятельностью, она не может развиваться сама по себе без драйверов, функционирующих в социальном поле ребенка.
Речь, по мнению многих ученых, изучающих их происхождение и развитие, начинает изучаться с того момента, как ребенок впервые плачет. Это начало так называемого долингвистического этапа в речевом развитии ребенка.
С этого момента обучение речи в первые дни жизни состоит в обучении звуковой артикуляции. В течение первых месяцев жизни ребенка обучение речи ограничивается вокализацией и производством звуков. Тщательное изучение развития речи ребенка от рождения до первого или второго года жизни показывает, что звуки, которые ребенок произносит во время этого периода, зависят от его эмоционального состояния. Итак, первые звуки выражают состояние удовольствия или досады и эмоционально заряжены, то есть ребенок в состоянии удовольствия издает один вид звуков, а в состоянии потребности - другой.
Считается, что ребенок начинает говорить, когда он/она впервые использует слово сознательно. Сознательное употребление первого слова завершает доязыковую стадию и начинает языковую фазу в речевом развитии детей. Первое слово, согласно некоторым исследованиям, встречается через 15-16 месяцев после рождения. С этого момента происходит резкое увеличение объема детского словаря и развитие детского любопытства. Ребенок начинает соединять два или три слова в предложении. На третьем и четвертом году жизни ребенок артикулирует определенные звуки с почти правильным произношением и начинает использовать более сложные предложения. Пятый и шестой годы жизни отмечены дальнейшим увеличением объема детского словаря; ребенок начинает употреблять всевозможные слова и определенные термины, обозначающие пространство, время и чувства. С развитием логического мышления, где-то около шести лет, дети также усваивают правила грамматики. С этого момента и до начала обучения в школе они овладевают достаточным словарным запасом, перенимают основные синтаксические структуры и грамматику родного языка, успешно развивают различные формы речи. Однако языковое развитие детей в этом возрасте еще не завершено, но все еще продолжается с момента их поступления в школу.
"Развитие звуков идет от простых к более сложным. Само развитие артикуляции является непрерывным процессом, так как между последовательными возрастами нет существенных различий” Однако, помимо непрерывности, развитие артикуляции у дошкольников имеет еще одну характеристику – постоянство, а это значит, что каждый возраст качественно и
количественно в плане артикуляции звуков от возраста, который ей предшествует. На самом деле, в одних возрастах прогресс детей в артикуляции звуков быстрее, а в других медленнее. Таким образом, темпы развития артикуляции в разные возрастные периоды различны.
Развитие звуков продолжается в среднем семь лет, но отдельные вариации возможны в обоих направлениях. На самом деле, есть дети, которые способны правильно произносить 30 звуков русской голосовой системы в возрасте четырех лет, в то время как другие нуждаются в год или два больше. Развитие артикуляции у детей достигает взрослого уровня к семи-восьми годам (мальчики в семь лет, девочки в восемь, но произношение звуков может продолжать изменяться до девяти или даже десяти лет, когда оно автоматизируется и стабилизируется. Однако эти изменения не являются существенными для качества самой артикуляции.
Как и в общем развитии, в развитии звуков тоже у каждого ребенка свой темп развития, который, в большей или меньшей степени, может отклоняться от стандартов определенной возрастной группы детей. На самом деле психомоторное развитие у одних детей идет медленнее, чем у других, поэтому к моменту поступления в школу процесс созревания еще продолжается. Другие дети, происходящие из так называемой субкультурной, обездоленной среды, хотя и потенциально готовые, не получают достаточного позитивного стимула для того, чтобы развивать свои потенциальные преимущества до уровня, соответствующего этому календарному возрасту.
Есть дети с задержкой общего психомоторного развития или только с задержкой артикуляции звуков, вызванной объективными причинами. Такими объективными причинами могут быть заболевания в раннем детстве, анатомические и неврологические проблемы, по сути, патологические случаи.
И, наконец, есть группа здоровых и хорошо развитых детей, которые в процессе своего развития подвергались воздействию неправильного произношения в семье и общине, где они жили и развивали то произношение, которое они слышали или которое их стимулировало.
Здесь следует подчеркнуть тот факт, что необходимо знать время толерантности к созреванию каждого звука, чтобы иметь веские основания для выводов о том, задерживается или нет произношение конкретного звука у ребенка. Индивидуальные образцы произношения сравниваются с нормами для определенных возрастных групп, и, в соответствии с этим, определяется, имеем ли мы расстройство произношения или отклонения от стандартного произношения, которые являются нормальными для конкретного возраста. Правильное произношение всех гласных и согласных должны быть актуальны для ребенка в возрасте от трех до пяти лет. Все остальные различия в произношении считаются патологией или задержкой в развитии произношения.
Знание вышеприведенной последовательности важно для педагогов, поскольку облегчает создание плана работы по развитию культуры речи у детей, когда речь идет о построении звуков.
Экспрессивная форма языка имеет двигательную характеристику и очень сложную функцию, а процесс ее овладения продолжается как минимум до восьмилетнего возраста