Приложение МААМ

Открытое занятие по развитию речи «Мир поговорок и пословиц» в подготовительной группе

Светлана Андреевна Бокарева
Открытое занятие по развитию речи «Мир поговорок и пословиц» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

• закрепление знаний детей о пословицах и поговорках.

• формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса кустному народному творчеству.

• продолжать обогащать словарный запас и активизировать речь

• учить выслушивать мнение товарищей

• развивать речевую и познавательную активность детей

• развивать мышление, воображение, зрительную память,наблюдательность

• воспитывать интерес к поговоркам и пословицам.

• формировать навык сотрудничества, доброжелательности. Предварительная работа:

• чтение поговорок и пословиц

• заучивание наизустьход занятия

Воспитатель

Дети давайте встанем с вами в круг. Я буду бросать ваммячик и называть предмет, а вы должны будете вернуть мне мяч иназвать этот предмет ласково. (стол, карандаш, ложка, кукла, мяч,машина итд.)

Молодцы, а теперь присядем на стулья. И внимательно послушайтеменя.

Тысячелетиями народ передавал из уст в уста сокровенные знания омире, его устройстве и законах, о том, как человеку жить в мире ненарушая его законов, не разрушая его.

Все эти сокровенные, важныезнания о мире собраны в пословицах и поговорках.

Каждая пословица может чему-то научить или наоборотЧем же пословица отличается от поговорки?

Это мы сейчас и узнаем. Пословица - логически законченное выражение, которое предполагаеткакое-то действие. Состоит, как правило, из 2-х частей. Пословица обязательно подразумевает некое назидание, поучение или мораль. О чем бывают пословицы?

Ответы детей.

О дружбе, о труде, о Родине,об уважении.

Воспитатель давайте вспомним пословицы. Не забываем поднимать руку перед ответом.

(Дети по очереди поднимают руку и рассказываютпословицы)

-Нет друга, ищи – нашёл, береги.

- Сам пропадай, а товарища выручай.

- Для друзей пироги – для врагов кулаки.

- Человек без друзей – что дерево без корней.

- Живи не скупись, с друзьями делись.

- Береги землю родимую – как мать любимую

.- Кто за Родину горой – тот и герой.

- С родной земли – умри не сходи.

- Расставшись с другом, плачут семь лет.

- Без труда не вынешь и рыбку из пруда

- За много дел не берись, а в одном отличись.

- Глаза бояться, а руки делают.

-Живы родители почитай, померли – поминай.

- Кто матери не послушает – тот в беду попадает.

- Отца и матерью почитать – горя не знать.

Воспитатель. Очень хорошо. Молодцы вы много знаете пословиц и поговорок, а чтобы их закрепить и узнать новые я вам предлагаювыполнить следующие задания.

Давайте поиграем с вами в игру «Вспомни пословицу» Посмотрите все на экран. (появляются слайды скартинками)

Вам необходимо восстановить пословицу по двум картинкам.

Смотрим внимательно

.1. Лес – дрова. (Чем дальше в лес, тем больше дров.)

2. Дело – мастер (Дело мастера боится)

3. Дело – безделье. (Маленькое дело лучше большого безделья)

4. Дело – потеха. (Делу – время, потехе – час.)

5. Язык – дело. (Не спеши языком, торопись делом)

6. Тише – дальше. (Тише едешь – дальше будешь)

Воспитатель С этим заданием вы справились очень хорошо,послушайте следующее задание

«Скрытый смысл»

Нужно объяснить значение предложенных пословиц и поговорок.

Воспитатель:

Заблудился в трёх соснах

Ответ детей (Не суметь разобраться в чём – нибудь простом,несложном; не суметь найти выход из небольшого затруднения.)

Воспитатель Обещанного три года ждут.

Ответ детей (говорят в шутку, когда не верят в чьи- то обещания иликогда исполнение того, что обещано, затягивается на неопределённое.

Воспитатель. Жить в четырёх стенах.

Ответ детей (Жить, не общаясь ни с кем. Пребывая в одиночестве, невыходя из дома)

Воспитатель. Старый друг лучше новых двух.

Ответ детей (Говорят, когда хотят подчеркнуть верность, преданностьи незаменимость старого друга)

Воспитатель давайте с вами отдахнем и сделаем пальчиковую гимнастику МАЛАНЬЯУ Маланьи, у старушки (Хлопки в ладоши, то правая, то левая рукасверху.)

Жили в маленькой избушке (Сложить руки углом, показать избушку)Семь сыновей, (Показать семь пальцев)

Все без бровей (Очертить брови пальцами)Вот с такими ушами, (Растопыренные ладони поднести к ушам)

Вот с такими носами, (Показать длинный нос двумя растопыреннымипальцами)

Вот с такими усами, (Очертить пальцами длинные "гусарские" усы)

Вот с такой головой, (Очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой! (Показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили, не ели, (Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой -"ложку".)

На Маланью все глядели, (Держа руки у глаз похлопать пальцами, какресницами)

И все делали вот так. (Дети показывают загаданные действия)

Воспитатель А теперь послушайте такую историю. /

Чтение рассказа «чудный день», иллюстрирующего пословицу.

В деревне Понарошкино жила –была бабушка. Была у нее внучка Аленушка и коза Нюрка.

Пошли бабушка с внучкой в лес по грибы даягоды и Нюрку хотели взять с собой. А козе так уж сильно идти нехотелось. Пришлось оставить ее дома. В лесу хорошо: птички поют,ягод, грибов видимо не видимо. набрали полные лукошки бабушка с Аленкой. Наварили с ягод вкусного варенья, с грибами испекли пирог,сели чай пить и рассказывать Нюрке, как весело и быстро прошел день. А козе и поделиться не чем. У нее день тянулся долгим и скучным. Загрустила Нюрка и призадумалась…Скучен день до вечера, коли делать не чего.

Воспитатель Что означает эта последняя фраза?

Ответ детей

Вочпитатель Молодцы ребята, вы хорошо постарались и каждый из васполучил новые знания о пословицах и поговорках, а значит, стал умнее, смог лучше узнать культуру русского народа.

А сейчас пройдите к столам, там у вас лежит пластелин.

Давайте слепим грибы и ягоды и сложим их вот в эти лукошки.

Заключительная часть

Воспитатель Дети что вам сегодня запомнилось и сегодняшнегозанятия?А что вам понравилось больше всего?А что не понравилось?

Публикации по теме:

Картотека пословиц и поговорок об учебе, знаниях для начальной школы С самого детства человека сопровождают короткие и мудрые изречения - пословицы и поговорки. В них - народная мудрость. Они актуальны на.

Конспект НОД по развитию речи «Конкурс знатоков пословиц и поговорок» Тема: Конкурс знатоков пословиц и поговорок Цель: вызвать интерес к пословицам и поговоркам как яркой, образной форме народного творчества.

Конспект занятия «День пословиц и поговорок» в старшей группеКонспект занятия «День пословиц и поговорок» в старшей группе Конспект занятия «День пословиц и поговорок» в старшей группе Цель: познакомить детей с понятием «пословицы и поговорки», их значением и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Открытое занятие по развитию речи «Мир поговорок и пословиц» в подготовительной группе
Опубликовано: 4 февраля 2025 в 20:17
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытое занятие по развитию речи «Мир поговорок и пословиц» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Андреевна Бокарева (УИ 3523988) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 февраля 2025 среда
Читаем детям вслух!
Проводим викторины и интеллектуальные игры!
Собираем пирамидки!
06 февраля 2025 четверг
Поздравляем солдат с Днем Защитника Отечества!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД