Светлана Андреевна Бокарева
Открытое занятие по развитию речи «Мир поговорок и пословиц» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• закрепление знаний детей о пословицах и поговорках.
• формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса кустному народному творчеству.
• продолжать обогащать словарный запас и активизировать речь
• учить выслушивать мнение товарищей
• развивать речевую и познавательную активность детей
• развивать мышление, воображение, зрительную память,наблюдательность
• воспитывать интерес к поговоркам и пословицам.
• формировать навык сотрудничества, доброжелательности. Предварительная работа:
• чтение поговорок и пословиц
• заучивание наизустьход занятия
Воспитатель
Дети давайте встанем с вами в круг. Я буду бросать ваммячик и называть предмет, а вы должны будете вернуть мне мяч иназвать этот предмет ласково. (стол, карандаш, ложка, кукла, мяч,машина итд.)
Молодцы, а теперь присядем на стулья. И внимательно послушайтеменя.
Тысячелетиями народ передавал из уст в уста сокровенные знания омире, его устройстве и законах, о том, как человеку жить в мире ненарушая его законов, не разрушая его.
Все эти сокровенные, важныезнания о мире собраны в пословицах и поговорках.
Каждая пословица может чему-то научить или наоборотЧем же пословица отличается от поговорки?
Это мы сейчас и узнаем. Пословица - логически законченное выражение, которое предполагаеткакое-то действие. Состоит, как правило, из 2-х частей. Пословица обязательно подразумевает некое назидание, поучение или мораль. О чем бывают пословицы?
Ответы детей.
О дружбе, о труде, о Родине,об уважении.
Воспитатель давайте вспомним пословицы. Не забываем поднимать руку перед ответом.
(Дети по очереди поднимают руку и рассказываютпословицы)
-Нет друга, ищи – нашёл, береги.
- Сам пропадай, а товарища выручай.
- Для друзей пироги – для врагов кулаки.
- Человек без друзей – что дерево без корней.
- Живи не скупись, с друзьями делись.
- Береги землю родимую – как мать любимую
.- Кто за Родину горой – тот и герой.
- С родной земли – умри не сходи.
- Расставшись с другом, плачут семь лет.
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда
- За много дел не берись, а в одном отличись.
- Глаза бояться, а руки делают.
-Живы родители почитай, померли – поминай.
- Кто матери не послушает – тот в беду попадает.
- Отца и матерью почитать – горя не знать.
Воспитатель. Очень хорошо. Молодцы вы много знаете пословиц и поговорок, а чтобы их закрепить и узнать новые я вам предлагаювыполнить следующие задания.
Давайте поиграем с вами в игру «Вспомни пословицу» Посмотрите все на экран. (появляются слайды скартинками)
Вам необходимо восстановить пословицу по двум картинкам.
Смотрим внимательно
.1. Лес – дрова. (Чем дальше в лес, тем больше дров.)
2. Дело – мастер (Дело мастера боится)
3. Дело – безделье. (Маленькое дело лучше большого безделья)
4. Дело – потеха. (Делу – время, потехе – час.)
5. Язык – дело. (Не спеши языком, торопись делом)
6. Тише – дальше. (Тише едешь – дальше будешь)
Воспитатель С этим заданием вы справились очень хорошо,послушайте следующее задание
«Скрытый смысл»
Нужно объяснить значение предложенных пословиц и поговорок.
Воспитатель:
Заблудился в трёх соснах
Ответ детей (Не суметь разобраться в чём – нибудь простом,несложном; не суметь найти выход из небольшого затруднения.)
Воспитатель Обещанного три года ждут.
Ответ детей (говорят в шутку, когда не верят в чьи- то обещания иликогда исполнение того, что обещано, затягивается на неопределённое.
Воспитатель. Жить в четырёх стенах.
Ответ детей (Жить, не общаясь ни с кем. Пребывая в одиночестве, невыходя из дома)
Воспитатель. Старый друг лучше новых двух.
Ответ детей (Говорят, когда хотят подчеркнуть верность, преданностьи незаменимость старого друга)
Воспитатель давайте с вами отдахнем и сделаем пальчиковую гимнастику МАЛАНЬЯУ Маланьи, у старушки (Хлопки в ладоши, то правая, то левая рукасверху.)
Жили в маленькой избушке (Сложить руки углом, показать избушку)Семь сыновей, (Показать семь пальцев)
Все без бровей (Очертить брови пальцами)Вот с такими ушами, (Растопыренные ладони поднести к ушам)
Вот с такими носами, (Показать длинный нос двумя растопыреннымипальцами)
Вот с такими усами, (Очертить пальцами длинные "гусарские" усы)
Вот с такой головой, (Очертить большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой! (Показать руками большую окладистую бороду)
Они не пили, не ели, (Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой -"ложку".)
На Маланью все глядели, (Держа руки у глаз похлопать пальцами, какресницами)
И все делали вот так. (Дети показывают загаданные действия)
Воспитатель А теперь послушайте такую историю. /
Чтение рассказа «чудный день», иллюстрирующего пословицу.
В деревне Понарошкино жила –была бабушка. Была у нее внучка Аленушка и коза Нюрка.
Пошли бабушка с внучкой в лес по грибы даягоды и Нюрку хотели взять с собой. А козе так уж сильно идти нехотелось. Пришлось оставить ее дома. В лесу хорошо: птички поют,ягод, грибов видимо не видимо. набрали полные лукошки бабушка с Аленкой. Наварили с ягод вкусного варенья, с грибами испекли пирог,сели чай пить и рассказывать Нюрке, как весело и быстро прошел день. А козе и поделиться не чем. У нее день тянулся долгим и скучным. Загрустила Нюрка и призадумалась…Скучен день до вечера, коли делать не чего.
Воспитатель Что означает эта последняя фраза?
Ответ детей
Вочпитатель Молодцы ребята, вы хорошо постарались и каждый из васполучил новые знания о пословицах и поговорках, а значит, стал умнее, смог лучше узнать культуру русского народа.
А сейчас пройдите к столам, там у вас лежит пластелин.
Давайте слепим грибы и ягоды и сложим их вот в эти лукошки.
Заключительная часть
Воспитатель Дети что вам сегодня запомнилось и сегодняшнегозанятия?А что вам понравилось больше всего?А что не понравилось?