Вероника Анатольевна Кубасова
Развитие речевой активности младших дошкольников в процессе ознакомления с малыми фольклорными формами
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие коммуникативных способностей дошкольников и приобщение их к художественной литературе посредством детского фольклора.
В последнее время у дошкольников возникают проблемы в развитии связной, интонационной, выразительной речи. Почему наши дети плохо говорят? Может быть потому, что мы разучились с ними разговаривать? В семьях все меньше и меньше знают произведения устного народного творчества, родители помнят лишь несколько наиболее распространенных потешек, например «Сорока-белобока», Ладушки…Не используется потенциал народных произведений, в том числе и для развития речи. А ведь овладение коммуникативными навыками является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно в дошкольном возрасте особенно хорошо усваивается речь. Поэтому процесс коммуникации в современном дошкольном образовании, рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей.
Значение детского фольклора еще и в том, что он несёт в себе огромный воспитательный заряд. С помощью фольклора взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт и общение. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения, благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
В воспитании дошкольников, использую фольклор, который способствует формированию эмоционально – положительного отношения к миру как к «чуду», познавательному и речевому развитию, так как фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком…
Работу по ознакомлению с фольклором провожу одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире.
Широко использую произведения детского фольклора: на прогулке,во время игр в режимных моментах,в ходе непосредственной образовательной деятельности. Речь взрослого, это основа, ребенок начинает договаривать, подговаривать слова,играя. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в младшем возрасте. А в дальнейшем уже самостоятельно рассказывает потешки, прибаутки, поговорки и др.
Для развития коммуникативных способностей детей на разных этапах применяю разные формы фольклора.
Заклички, приговорки, потешки помогают не только привлечь их внимание к природе, но и развить интерес к русскому народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям. Яркие заклички, потешки, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.
Часто использую и такой прием, как прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогают детям вслушаться в мелодии, вдуматься в характер героев, насладиться напевностью родного языка.
Важное значение в работе придаю обучению детей народным сюжетным, подвижным и хороводным играм. Даже научив детей свободно общаться с традиционной игрой, нельзя еще достичь главной цели - чтобы дети играли сами, без участия взрослых. Это одна из проблем - дети очень мало и неохотно играют в сложные игры, если ими не руководят взрослые. Во многом это объясняется отсутствием соответствующих игровых навыков. Постепенно, побуждая интерес детей к совместному и самостоятельному проведению игр, я знакомлю их с обрядовыми, досуговыми, подвижными, сюжетными играми. Рассматривая иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовываю национальными обычаями, фольклором. Рассказываю о сюжете игры, поясняю роль водящего, применяю считалки.
Почти все музыкальные занятия, праздники, вечера развлечений, досуги включают в себя хороводные игры, элементы фольклора, использование народных инструментов.
Применяя фольклор в своей работе, я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном; развивает коммуникативные способности детей, приобщает к художественной литературе».