Елена Александровна Юрина
Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру
▼ Скачать + Заказать документы
Ранее детство – особый период становления органов и систем детского организма и прежде всего функций головного мозга. Доказано, что функции головного мозга не фиксированы наследственно. Они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих всё дальнейшее развитие организма ребёнка.
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, таких как:
• форма
• цвет
• величина
• положение в пространстве
• запах
• вкус.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
• является основой для интеллектуального развития;
• упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
• развивает наблюдательность;
• готовит к реальной жизни;
• позитивно влияет на эстетическое чувство;
• является основой для развития воображения;
• развивает внимание;
• даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
• обеспечивает освоение сенсорных эталонов;
• обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
• влияет на расширение словарного запаса ребёнка;
• влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Сенсорное развитие детей раннего возраста происходит в различных видах деятельности. Особое место отводится играм. При помощи игр на сенсорное развитие ребёнка мы демонстрируем малышу, насколько интересен и разнообразен этот мир.
Вашему вниманию представлены дидактические игры по сенсорному развитию детей.
Игры на развитие тактильных ощущений :
- «Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру. Например, вы говорите ребё нку: «Достань кубик»).
- «Найди пару» (предлагается на ощупь найти пары одинаковых предметов).
Игры для закрепления понятия формы:
- «Найди предмет указанной формы» (ребёнку предлагается найти картинки с изображением предметов по форме похожих на заданную форму).
- «Из каких фигур состоит?» (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их).
- «Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки).
- «Какая фигура лишняя?» (определить лишнюю фигуру в ряду из четырёх геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения. К примеру, несколько квадратов разного цвета и размера и один круг. Идеальный ответ: это круг, остальные - квадраты. Они имеют разную форму).
Игры на закрепления понятия величины:
- «Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной).
- «Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет каждого последующего кружка).
- «В какую коробочку?» (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробочкам в зависимости от размера).
- «Пирамидки» (предложить собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе).
- «Матрёшки» (предложить собрать двух (трёх) матрёшек, состоящих из 3-6 штук, одновременно выложенных и разобранных на столе).
Игры на закрепление цвета:
- «Какого цвета не стало?» (выкладываете на стол одинаковые предметы различных цветов (допустим, кубики, после чего предлагаете ребёнку запомнить их. Далее малыш закрывает глаза, и один из кубиков убираете. Ребёнок должен вспомнить последовательность, понять какой кубик исчез и назвать цвет).
- «Найди матрёшке ведёрко» (предложить найти ведёрко для матрёшки по цвету).
- «Собери гирлянду» (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом).
Игры на восприятие звуков, запахов, вкуса:
- «Угадай на вкус» (предложите ребёнку закрыть глаза и разжевать кусочек (яблока, груши, сливы, огурца, моркови, редиса) и спросить, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, солёный) и как называется то, что он ест).
- «Угадай по запаху» (предложите ребёнку закрыть глаза и понюхать знакомые ему продукты, например, хлеб или какой-то фрукт, после чего определить, что именно ему давали. Заниматься таким образом, можно во время прогулки прося ребёнка понюхать различные цветы, а в следующий раз – по аромату определить растение).
- «Музыкальная минутка» (вам потребуется колокольчик, погремушка, и, например, барабан (список «музыкальных инструментов» можно поменять, главное – они должны хорошо известны ребёнку). Вы просите ребёнка закрыть глаза и издаёте с их помощью звуки. Ребёнок должен догадаться, какой инструмент был использован).
Таким образом, дидактическая игра является ведущей формой сенсорного развития детей раннего возраста. Благодаря которой ребёнок подготавливает почву для успешного интеллектуального развития, открывает собственные таланты и учится взаимодействовать с окружающими людьми.