Татьяна Грачева
Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру»
▼ Скачать +Заказ
Уважаемы коллеги. Предлагаю Вашему вниманию опыт работы по теме «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру». Дети раннего и младшего дошкольного возраста легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность. Внимание детей следует сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой, так как в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут долго сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени - им необходимы постоянная смена действий.
Публикация «Опыт работы „Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Опыт работы, практика
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Основным видом детской деятельности является игра. Именно она позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Организовывая игру с детьми младшего дошкольного возраста, следует учитывать их психологические особенности. Ведущая деятельность у этих малышей вначале предметная, но многие дети ближе к трём годам всё увереннее чувствуют себя в играх, где требуется не только манипулировать с предметами, но и общаться, проявлять фантазию и смекалку.
После трёх лет на первый план выходит игровая деятельность. Ребёнок может взять на себя определённую роль в игре, придерживаться сюжета, придумывать игровые реплики в диалогах со сверстниками.
При организации экологической игры, необходимо решать следующие задачи:
-вызвать интерес к природе, её многообразию,
-стимулировать желание больше узнавать о явлениях и объектах мира природы,
-формировать первичные навыки бережного и заботливого отношения к растениям, животным.
-игра должна нести образовательную нагрузку, не быть только средством развлечения;
-должна быть создана дружелюбная и доверительная атмосфера.
Используя дидактические игры, я учитываю следующие дидактические принципы :
1. Доступность
2. Повторяемость
3. Постепенность выполнения заданий
4. Учет возрастных особенностей детей.
Дидактическая игра состоит из следующих компонентов: 1. Сообщение игровой задачи. Нередко её содержит само название игры: «Найди детёнышей», «Посадим огород», «Сварим компот». Игровая задача — это краткое описание последующих игровых действий и их результата.
2. Сообщение правил игры. Даже самым маленьким необходимо чётко сообщать правила, чтобы они учились слушать их и следовать им. На сообщение игровой задачи и правил в целом уходит около 1 минуты.
3. Основная часть игры. Состоит из ряда последовательных действий, необходимых для достижения результата. Длится от 5 до 7 минут.
4. Итоговая часть, обсуждение результата. Следует подчеркнуть, что задача игры выполнена, похвалить детей и подчеркнуть важность достигнутого. Длится недолго, до полуминуты, но играет важную роль: дети учатся доводить начатое до конца и видеть результат своих действий.
Дидактические игры в первой младшей группе длятся 5–6 минут, во второй младшей можно увеличить до 8–10, но не стоит затягивать игру, даже если дети хотят продолжать. Лучше отвлечь внимание детей другим видом деятельности, а к игре вернуться во второй половине дня или спустя день-два.
В ходе проведения дидактических игр экологического содержания я применяю наглядный художественно оформленный материал, придумываю интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Игру провожу и с музыкальным сопровождением. Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания.
Я провожу разные дидактические игры по экологии. Игра «Найди детеныша для мамы». Цель: дети закрепляют названия домашних животных и их детенышей. На столе лежат карточки мамы домашних животных, дети находят детеныша и прикладывают к карточке маме. Я спрашиваю, как кричит кошка - «Мяу». Кошка обрадовалась, что нашелся ее котенок. Аналогичным образом соединяютя остальные животные с картинками.
Дидактическая игра «Птицы, рыбы, звери». Цель: дети учатся группировать птиц, рыб и зверей, воспитывается выдержка и дисциплинированность у детей. Я раздаю карточки, дети их группируют – птицы, рыбы, звери.
Игра «Беседа с деревьями». Цель - учить детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе; воспитывать гуманное отношение к ней. На прогулке я говорю, что на участке много деревьев. Выберете дерево, какое вам нравится, подойдите к нему, обнимите и постойте с закрытыми глазами. Послушайте, что дерево вам расскажет. И по моему сигналу возвращайтесь. Потом дети по желанию рассказывают о своем дереве. Также беседу можно провести с цветами в уголке природы, беседу с животными с использованием животных из уголка природы.
Игра «Угадай, что лишнее». Цель: закрепление знаний детей о питании птиц. У меня на подносе лежит пища для птиц, пуговицы. Дети раскладывают на поднос, чем питаются птицы – это семечки, тыквенные семечки, горох. Пуговицы не ложили на поднос. Дети сказали, что птицы пуговицы не едят.
В рамках проведения муниципального конкурса «Каждой пичужке по кормушке» приняли участие воспитанники первой младшей группы.
В муниципальной экологической акции праздник «День птиц» дети с родителями приняли участие в номинации «Домик для птиц».
У нас идет постоянно работа по экопросвещению это проект «Снежный городок эколят». Дети знакомятся с эколятами-дошколятами. Детям я сказала кто они – защитники природы, какую роль играют - защищают природу.
В мастерской педагогов-наставников в рамках муниципального проекта «Наставник-онлайн» я с детьми провела игру с детьми младшего дошкольного возраста «Зимующие птицы в гостях у синички». Дети играли в разные дидактические игры – «Найди синичку», «Найди лишнее».
Экологическое воспитание в моей группе строится на усвоении детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека на природу. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать и облагораживать природу.
Дидактическая игра доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У дошкольников развивается интерес к игровой деятельности, сознательное, ответственное отношение к природе.