Нора Ерицян
Опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Ерицян Н. В.
В последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного развития. Дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы.
Публикация «Опыт работы „Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
В группах младшего дошкольного возраста развитие сенсорных способностей детей является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольника. Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группы показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.
Огромная роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводится дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию контроля состояния сенсорного развития детей.
Актуальность моей работы заключается в расширении кругозора каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создании условий для развития самостоятельной познавательной активности. Поэтому возникала необходимость в создании системы взаимодействия всех субъектов воспитательно-образовательного пространства по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Была определена цель работы : формирование и развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.
Поставлены следующие задачи:
- создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины;
- разработать и апробировать комплекс дидактических игр;
- выявить уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета;
- пополнить предметно-пространственную развивающую среду группы;
- обеспечить единство работы ОО и семьи по сенсорному развитию детей.
Создание благоприятных условий для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в тесном сотрудничестве с семьёй в образовательном пространстве ОО способствует развитию сенсорных способностей, усвоению сенсорных эталонов и познанию целостной картины окружающего мира. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка – совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.
Исследования развития детей младшего дошкольного возраста показывают, что развитие сенсорных функций ребенка этого возраста определяется предметной деятельностью (Ш. А. Абдуллаева, С. Л. Новоселова, Н. М. Щелованов и др.). Внешние свойства предмета при этом перестают определять собой действие, они, с одной стороны, дают возможность узнать предмет, а с другой – должны быть учтены при выполнении предметного действия.
В повседневной жизни для самостоятельной деятельности детям предлагаются игры на закрепление цвета: «Ура. Радуга», «Мозаика», «Укрась бабочку», «Собери бусы», «Разноцветные колечки», «Цветное лото».
Дети очень полюбили подвижную игру «Собери колечки». Сначала разбрасывали колечки двух цветов (красные и желтые, дети подбегали, ловили их и раскладывали по коробочкам в соответствии с цветом. Игра всегда проходила с хорошей активностью и эмоциональным подъемом. Усложнение шло за счет увеличения количества колец разного цвета. Если кто-то из детей ошибался, остальные старались сразу же исправить, подсказать.
Детям нравится раскладывать кубики и кирпичики по своим домикам-коробкам, сортировать строительный материал по цвету. Очень активно дети играют в игры «Одень матрешку», «Посади грибы на полянку» (большие, средние и маленькие, «Собери пирамидку», «Построй башенку».
С родителями проводились индивидуальные беседы «Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации «Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей», родительские собрания, были оформлены папки-передвижки по теме. Совместно с родителями изготовили атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей и сенсорному развитию.
Игры по сенсорному развитию способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей.
Литература
1. Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцинковской. – М., 2012. – 253 с.
2. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М. : Триво-ла, 2012. – 203 с.
3. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М. : Мозаика-Синтез, 2011.