Перминова Елена Александровна
Сенсорное развитие детей 2–3 лет посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» — слова советского педагога В. Сухомлинского точно отражают задачи воспитания дошкольника. В раннем детстве (от 1 до 3 лет) развитие происходит через предметную деятельность, в которой формируется образное мышление. Детям важно почувствовать предмет на вкус, ощутить его структуру, прикоснуться к поверхности. Взаимодействуя с окружающими объектами, ребенок учится воспринимать и анализировать информацию. В этом ему помогают органы чувств и соответствующие анализаторы:
• зрительные;
• слуховые;
• тактильные;
Публикация «Сенсорное развитие детей 2–3 лет посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
• обонятельные;
• вкусовые.
Через эти системы формируются представления об окружающей реальности, которые закреплены в сенсорных эталонах — общепринятых свойствах предметов. Такими эталонами являются формы, цвета, размер, вкус, уровень звука, температура.
Развитие сенсорики позволяет:
• воспитание
• позволяет улучшить внимание.
• обогатить словарный запас;
• сформировать правильную структуру речи;
• улучшить познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие;
• развить фантазию;
• получить полную информацию об окружающей действительности;
• улучшить коммуникативные навыки.
Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста 2-3 лет
Дидактический материал для сенсорного воспитания — систематизированные наборы предметов или картинок, которые дают детям возможность упражняться в выделении тех или иных признаков предметов, сравнении одних предметов с другими, в группировке предметов, решении задач на их пространственное расположение. По мере развития познавательных способностей материал усложняется.
1. Дидактическая игра "Собери бусы"
Цель: учить различать четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый) путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу, обобщить и закрепить знания о цвете, учить равномерно чередовать два-три цвета при раскладывании бусинок. Учить обозначать словом названия воспринимаемых свойств предметов.
Материал: карточки с нарисованными ниточками, на которых располагаются контурные бусинки. (Ниточки с бусами предлагаются в различных вариантах).
Описание игры:
Игровая ситуация: у куклы Кати рассыпались бусы. Давайте поможем ей собрать бусинки на ниточку.
В ходе игры дети должны научиться различать одинаковые предметы (бусинки) по цветовому признаку, пользуясь методом наложения, а также оценивать результат своих действий «Такая бусинка - не такая». В ходе выполнения игровой задачи дети усваивают поисковые способы ориентировки - пробы.
2. Дидактическая игра: "Угостим кукол".
Цель: учить сортировать предметы по цвету, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материал: крупные бусины трех цветов.
Описание игры:
Предлагается сложить в коробку бусинки трех цветов. Необходимо придумать угощение для кукол, например, конфетки, ягодки. Предложить разложить их по трем тарелочкам.
Предложить перекладывать по одной бусинке. При этом показывается, как брать бусины тремя пальцами.
3. Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»
Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.
Материал: непрозрачный мешочек, предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела).
Описание игры:
положить несколько блоков в мешочек и предложить найти квадратные, круглые или треугольные фигуры.
попросить достать большой круглый блок или маленький квадратный. Предложить достать разные по толщине фигуры. Можно уточнить, какого цвета блок.
4. Дидактическая игра: «Узнай фигуру».
Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие мелкой моторики рук.
Материал: непрозрачный мешочек, несколько пар одинаковых геометрических фигур.
Описание игры: на столе раскладываются геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит достать из мешочка такую же.
5. Игра «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?»
Расставьте на столе 5-6 знакомых малышу игрушек: зайца, мишку, петуха и пр.
Попросите детей внимательно посмотреть и отвернуться, а сами уберите одну игрушку. Спросите: «Чего не хватает?».
Игру можно усложнять, вводя в нее большее количество предметов.
Вариант: «Что прибавилось?».
6. Дидактическая игра «Собери матрешку»
Цель: продолжать учить соотнесению предметов по величине, развивать более тонкое зрительное восприятие. Формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком. Совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.