Юлия Калинина
Роль художественного образования в сохранении и развитии национальной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Художественное образование Белгородчины.
Художественное образование – это высочайшее достижение того или иного народа. Оно прошло долгий путь через вековой отбор настоящего, истинного. Очень велико в народной культуре нравственное начало. В нем концентрируются общечеловеческие нравственные устои, выступая в качестве критерия, образца. Переживание добра, справедливости, красоты, мира, любви вело к созданию основополагающих принципов человеческой личности. Это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.
Публикация «Роль художественного образования в сохранении и развитии национальной культуры» размещена в разделах
В национальной культуре – это важнейшая составляющая образовательного пространства, необходимая для воспитания достойного будущего нации, здорового в нравственном отношении поколения, не дающая быстрых результатов, но приближающая перспективы построения нового интеллектуального и культурного общества. А в нашем детском саду – открытая, динамичная, сохраняющая традиции и одновременно постоянно меняющаяся система, гибко реагирующая на запросы и потребности основного социального заказчика – населения области. Сутью модернизации художественного образования является переход к построению образовательного процесса от эстетических потребностей личности, через индивидуальный проект образовательного учреждения, к созданию саморазвивающейся системы художественного образования, ведущей к сохранению и развитию национальной культуры.
За счет постоянного обновления содержания образовательной практики, основанной на развитии традиций отечественной художественной школы (изобразительной, музыкальной, хореографической, театральной) и традиционной культуры Белгородской области, культуры людей, проживающих на территории области, профессионального творчества белгородских деятелей искусства, появляется взаимозависимость и единство воспитывающего характера обучения и образовательного эффекта воспитания, приобщение детей и молодежи к общечеловеческим и национальным духовным ценностям через собственное творчество и освоение художественного опыта.
Художественное образование выступает одним из показателей социального развития области, имеет важное социокультурное значение, так как раскрывает творческий потенциал личности, приобщая к достижению общественно значимых результатов и здоровому образу жизни.
Образовательные учреждения культуры и искусства, наряду с библиотеками, клубными, театральными, музейными и концертными организациями, развиваются в едином социокультурном пространстве. Их взаимодействие определяет уровень культурной жизни, обеспечивая качество профессионального творчества, и формирует заинтересованную его результатами публику.
Белгородская область представляет собой уникальный регион, имеющий огромный духовный потенциал, накопленный его многонациональным населением на протяжении веков. На территории области находятся около 100 тысяч памятников истории и культуры различных исторических эпох, являющихся не только духовным наследием, но и огромным культурным ресурсом, основой для развития регионального этнографического и культурно-познавательного туризма.
Художественное образование Белгородчины – само по себе достижение культуры, имеющее глубокие корни, давние и богатые традиции. Дошкольные образовательные учреждения – фундамент и необходимая база всего будущего художественного образования, основа профессиональной и любительской культуры. В них выявляются творческие способности, склонности, интересы и дарования, происходит ранняя профессионализация детей по большинству направлений подготовки в области музыкального, изобразительного, хореографического и театрального искусства.
Воспроизводство художественной интеллигенции – одно из основных, но не единственное направление деятельности детских садов. Дошкольные образовательные учреждения, как профессионально-ориентированные программы, так и образовательные программы общего художественно-эстетического развития, выполняют культурно-просветительскую и культурно-досуговую функции, воспитывают у детей качества потребителей художественных ценностей : грамотных посетителей театров, выставочных и концертных залов. Во многих населенных пунктах эти учреждения являются единственными очагами культуры, позволяющими развивать творчество детей, решать проблему их занятости. Художественное образование позволяет ребенку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.
Образование, осуществляемое в детских садах, по существу является «зоной ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями.
Анализ ситуации в культурно-образовательной сфере Белгородской области свидетельствует о том, что система художественного образования востребована населением, выполняет образовательные запросы населения области, стабильно сохраняет свои основные параметры деятельности и по ряду позиций активно развивается и инициирует прогрессивные начинания. Образовательные учреждения культуры и искусства края продолжают являться важным инструментом в выявлении творческих дарований и профессиональной ориентации детей и молодежи, давать плодотворные и значимые результаты, создавать необходимые условия для личностного развития, художественного творчества и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Передавая следующим поколениям обогащенную культурную традицию, приобщая детей и молодежь к общечеловеческим и национальным духовным ценностям, образовательные учреждения культуры и искусства также выполняют и одну из важнейших социальных задач – воспроизводство профессии, обеспечивая потребность для социально-культурной и информационной среды региона.
Высокий потенциал педагогического мастерства подтверждают успешные выступления дошкольников и учащихся на международных, российских и краевых конкурсах, фестивалях исполнительского мастерства, выставках художественного творчества.
В образовательный процесс успешно внедряются инновационные педагогические технологии, развивающие модели обучения, обеспечивающие активную творческую деятельность детей в сфере искусства и индивидуальный подход к ребенку на всех этапах обучения.
Таким образом, художественное образование – это как фиксированная память человечества о себе самом. Только наличие ценностей альтруизма, красоты, природы и творческой деятельности не позволит человеческой культуре и цивилизации прийти к самоуничтожению, а поднимет ее на новый духовный уровень.