Кирпилянская Анастасия
Роль физической культуры в системе современного школьного образования
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического воспитания подрастающего поколения. Нынешнему развивающемуся обществу нужны здоровые, образованные, предприимчивые люди, которые могут принимать ответственные решения, прогнозировать их последствия. В то же время современная молодежь должна быть толерантной к окружающему миру, способной к сотрудничеству, мобильности, обладать чувством ответственности за себя и судьбу страны.
Публикация «Роль физической культуры в системе современного школьного образования» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Современное развитие школьного образования характеризуется сменой целевой установки учебного процесса.
Для образования в области физической культуры такая смена отражается в смещении педагогических акцентов с преимущественной физической подготовки учащихся, на преимущественное формирование физической культуры личности. На практике это означает, что учащиеся должны не только заучивать готовые «образцы» движений или физических упражнений, но учиться активному их использованию в своей жизнедеятельности, в соответствии со своими интересами и потребностями. В свою очередь, развитие физических качеств должно характеризоваться не только физической подготовкой школьников, обеспечивающей им выполнение «государственных» нормативных требований, но иметь и личностный смысл для самих учащихся.
В условиях введения ФГОС выдвигаются новые требования к педагогической теории и практике в области подготовки подрастающего поколения к жизни и труду. Особую актуальность в современных условиях приобретает проблема формирования мотивов к учению, в частности к занятиям физической культурой. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Сегодня, с учетом общих требований Федеральных государственных образовательных стандартов, изучение физической культуры должно обеспечивать формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Сегодня особенно важно, чтобы физическое и духовное развитие школьников стало одним из способов жизни и развития целостной личности.
Преподавание физической культуры должно обеспечивать школьникам возможность овладевать ценностями физической культуры и здорового образа жизни, познавать себя и особенности своего организма, учиться понимать и целостно развивать себя, посредством активного использования самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Обладая широкими возможностями в воспитании личности учащихся, учебный предмет «Физическая культура» должен способствовать ориентировке обучающихся на укрепление здоровья, повышение уровня физического развития, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
В процессе освоения предмета «Физическая культура» целесообразно формирование системы знаний о физическом совершенствовании человека, приобретении опыта организации самостоятельных занятий физической культурой с учётом индивидуальных особенностей и способностей, формирование умения применять средства физической культуры для организации учебной и досуговой деятельности.
Следовательно, в структуре общего среднего образования предмет «Физическая культура» должен занимать одно из ведущих мест и способствовать решению важных общепедагогических задач. Очевидно, что физическая культура не должна быть лишь школьным предметом, она должна быть образом жизни детей.
Однако современная система физического воспитания в общеобразовательных школах нуждается в обновлении, как в содержательном, так и в технологическом планах. Устарели методики преподавания предмета "Физическая культура", его материальная база, подготовка кадров, что не позволяет оказывать серьезного влияния на оздоровление и социализацию учащихся.
В настоящее время, для повышения качества преподавания физической культуры в образовательных организациях, ведется работа инновационной направленности, поиск новых педагогических технологий, где отрабатываются структура и содержание образования школьников, апробируются разнообразные формы учебной деятельности. Наряду с примерными основными образовательными программами используются инновационные программы, построенные на основе освоения спортивной и соревновательной деятельности учащихся, так как участие в соревнованиях является мощным фактором мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом в школе.