Елена Чистоклетова
Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями в осуществлении логопедической помощи дошкольникам
▼ Скачать + Заказать документы
Опираясь на опыт работы в логопедической группе, наблюдаю недостаточную осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценку ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них. Ложные установки в отношении речи детей говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Чтобы реализовать принцип партнерства и учета интересов семьи мы используем не только традиционные формы работы. Набрав новых детей, на первом организационном родительском собрании «Давайте познакомимся», возникла идея создания наиболее интересной и продуктивной формы сотрудничества - родительского клуба. Мы предположили, что создание клуба для родителей, объединенных одной проблемой (квалифицированная логопедическая помощь детям) – это возможность в дружеской атмосфере оказания теоретической и практической поддержки родителям в развитии речи детей, коррекции и профилактике речевых нарушений. Поскольку в нашей группе приоритетным направлением является речевое развитие, это и обусловило название клуба «Мы учимся говорить».
Публикация «Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями в осуществлении логопедической помощи дошкольникам» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Основная цель работы клуба : формирование активной сознательной позиции родителей к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.
Задачи работы клуба :
• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
• Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, пробудить интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.
• Обучить родителей конкретным приемам логопедической работы.
• Привлечь специалистов к работе клуба с целью формирования у родителей представлений и практических умений в разных областях развития ребенка.
• Обсуждение и распространение личного опыта по коррекции речи среди членов клуба.
Наши мероприятия с родителями в рамках родительского клуба мы разделили по двум направлениям совместной работы:
3. Обучение практическим умениям и просвещение[2].
Работу в этом направлении реализуем через совместные мероприятия педагогов, специалистов и родителей : конференции, мастер классы, практикумы, «педагогические гостиные», обсуждение и распространение семейного опыта, тренинги и т. д.
4. Вовлечение в образовательный процесс[1]. Работа осуществляется через совместные мероприятия педагогов, родителей и детей : дни открытых дверей, участие в НОД, семейные праздники, викторины, спортивные соревнования, экскурсии, выпуск газет, создание коллажей, выставки совместного творчества и т. д.
Участники клуба руководствуются принципами добровольности, компетентности, соблюдения педагогической этики, взаимоуважения. Планирование работы клуба и тематику коллективных встреч выстраиваем на основе анализа запросов родителей, полученных через анкетирование и «телефон доверия», данных мониторинга, опираясь на опыт работы. Организация работы клуба осуществляется под руководством учителя-логопеда в тесном сотрудничестве с воспитателями группы и другими специалистами ДОУ. Коллективное заседание членов клуба проводится 1 раз в месяц. На первом заседании рассматривали вопросы на тему: «Роль семьи в преодолении дефектов речи». Форма проведения – тренинг. На встрече актуализировали необходимость тесного сотрудничества родителей и логопеда, воспитателей группы. Родители получили знания об артикуляционной гимнастике. А непосредственно в тренинге знакомились с комплексами, упражнялись в правильности выполнения гимнастики для языка в парах: дети и родители. Внимание родителей было обращено на то, что развитие артикуляции у детей напрямую связано с формированием движения пальцев. Поэтому был проведен тренинг «Пальчиковая гимнастика» с детьми и родителями. По традиции в завершении тренинга родители получили памятки «Язычок – путешественник» и буклеты «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!»
Решая задачи первого направления, состоялось коллективное заседание членов клуба по теме : «Учите, играя». Оно было организовано в форме мастер класса и практикума. Большой интерес у родителей вызвал мастер класс воспитателя по развитию логического мышления у дошкольников. Мышление и речь тесно связаны между собой, ведь результатом мышления является мысль, выраженая в словах. Познакомились с различными играми по развитию мыслительных процессов, особенно привлекли внимание родителей логические блоки Дьенеша и многообразие развивающих упражнений с ними. В практикуме, проведенном учителем – логопедом, родители расширили свои представления об игре, как средстве обучения грамоте. Весь материал представлен в игровой, занимательной форме.
Заинтересовало родителей коллективное заседание, проведенное в форме педагогического капустника на тему: «Семейный вечер красивой речи». В капустнике подвели итоги работы за прошедший учебный год родители, педагоги. дети. Родителям был предложен опрос с мячом о результатах пребывания детей в нашей логопедической группе, об отношении к работе клуба. Отмечали улучшение качества речи у детей, положительную динамику в развитии мелкой моторики, мыслительных процессов, усидчивости детей. Прозвучали высказывания о повышении педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития, о получении помощи в обучении конкретным приемам логопедической работы с детьми. Получили дипломы самые инициативные семьи. Дети продемонстрировали свои достижения в музыкально-речевой фантазии «Тень, тень, потетень». В театрализации мы услышали в чистоговорках поставленные звуки у детей, увидели артистично переданные образы. В постановке родители были вовлечены в совместную музыкально – ритмическую игру. После аплодисментов артистам учитель – логопед вручила каждому ребенку диплом, выделив успехи в речи каждого индивидуально. Во второй части вечера был предложен мастер класс специалистом по изодеятельности. Родители и дети осваивали нетрадиционную технику рисования, развивая мелкую моторику, соответственно и речь.
Определенная работа проводится по реализации задач второго направления – вовлечение в образовательный процесс. Так в рамках клуба родители с большой активностью приняли участие в конкурсе «Дары осени». Благодаря совместному творчеству родителей и детей были созданы условия для интересного и полезного времяпровождения, развития мелкой моторики у детей, коммуникативных навыков. Все участники конкурса получили дипломы в разных номинациях, а номинации определили сами родители и сотрудники ДОУ путем голосования. Вручение дипломов, впечатления детей стали хорошей мотивацией для дальнейшего активного сотрудничества с ДОУ.
Начали практиковать такую форму, как приглашение родителей для проведения ими непосредственно - образовательной деятельности. Так, работая по лексической теме «продукты питания», предложили принять участие в НОД маме воспитанника. Она провела беседу о полезных и вредных продуктах, загадывала загадки по теме. А затем дети совместно с ней занялись приготовлением печенья. В процессе замешивания теста дети обогатили словарь, называя качества и свойства используемых продуктов, развивали мелкую моторику, работая со скалками и формочками.
Проводя работу в рамках клуба, замечаем, что родители стали активнее проявлять интерес к жизни группы, успехам детей. Примерами могут служить организация экскурсий в пожарную часть по инициативе с помощью одной из семей, в парикмахерскую по приглашению бабушки Ильи, изготовление семьями в ходе проектной деятельности «Защитник Отечества» фотоколлажей, которые вызвали активные обсуждения среди детей, развивая познавательный интерес.
Несмотря на непродолжительное существование клуба, активные родители уже делятся личным опытом в автоматизации звуков. Этому способствовали: коллективное заседание клуба «Развиваем, играя», тематическая выставка литературы «Домашний логопед», акция «Литература на прокат», распространение буклетов «Игротека в кругу семьи», индивидуальные беседы логопеда и воспитателей. Распространить семейный опыт решили оформлением газеты «Дома играем, звуки закрепляем» под рубрикой «Семейный опыт».
Из вышесказанного можно сделать вывод, что объединение усилий родителей и специалистов ДОУ – это главное в коррекционно-воспитательной работе с детьми с речевыми нарушениями. Подтверждением эффективности взаимодействия с родителями в форме родительского клуба являются доверительные отношения между членами клуба, увеличение количества родителей – активных участников и помощников образовательного процесса, повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, освоение конкретных приемов логопедической работы с детьми, распространение семейного опыта среди членов клуба, конечно. положительная динамика в устранении дефектов речи детей.