Ирина Бакулина
Родительский университет в ДОО, как активная форма взаимодействия с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
«Родительский университет
как активная форма взаимодействия с родителями»
Ребенок - зеркало семьи;
как в капле воды отражается солнце,
так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
В. Сухомлинский
Актуальность
Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения.
Публикация «Родительский университет в ДОО, как активная форма взаимодействия с родителями» размещена в разделах
Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Родительский университет – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.
Взаимодействие дошкольных учреждений с семьями воспитанников – одно из важных направлений деятельности ДОУ. Для многих коллективов дошкольных учреждений актуальным стал поиск таких форм и методов работы, которые позволят учесть потребности родителей, будут способствовать формированию активной родительской позиции.
Данная форма интересна тем, что участвовать могут одновременно все родители детского сада.
В работе Родительского университета принимают участие все работники ДОО. Основой взаимодействия с семьей является создание благоприятных условий для полноценного социального становления, развития и воспитания детей.
Новизна
Новизной и отличительной особенностью Родительского университета является вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ как равных партнеров, создание условий для обмена семейным опытом. А также формирование семейных традиций на положительном эмоциональном фоне в семье.
Ожидаемые результаты:
• Родители становятся партнерами педагогов,
активными участниками воспитательно-образовательного процесса;
• Распространение положительного семейного опыта воспитания ребенка;
• Повышение психолого-педагогической культуры родителей;
• Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности;
• Сформируется психологическая культура воспитания родителей и педагогов;
• Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.
Цель деятельности:
• комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи;
• создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогами дошкольного образовательного учреждения ;
• гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи Родительского университета :
Первый этап:
• познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного эмоционального климата в семье;
• осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания психически здорового ребенка;
• формировать активную позицию родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов и учетом индивидуальных особенностей дошкольника.
Второй этап:
• развивать взаимопонимание взрослых и детей, используя вербальные и невербальные средства общения (мимику, жесты, речь и т. д)
• развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения.
Критерии
• Повышение количественного состава участников Родительского университета
• Возрастание потребности в общении со специалистами дошкольного образовательного учреждения.
• Инициативность и активность родителей в работе клуба Родительского университета
• Способность рефлексии родителями собственных возможностей.
Основные принципы работы Родительского университета
• родители и педагоги – партнеры в воспитании и образовании детей;
• единство целей и задач педагогов и родителей;
• взаимное доверие и поддержка в совместной деятельности;
анализ взаимодействия семьи и педагогов.
В рамках Родительского университета проходят практические занятия совместно с детьми направленные на гармонизацию детско-родительских взаимоотношений.
В рамках Родительского университета прошли мероприятия : «Игры с водой и песком», «Мастерская деда Мороза», «Интеллектуальные игры», «Осенний калейдоскоп».
Участие в таких мероприятиях помогает родителям активизировать воспитательные навыки, у них появляется вера в собственные педагогические возможности.
Родительский университет направлен на взаимодействие дошкольного учреждения и семьи, на развитие творческих способностей детей и родителей и вовлечение семьи в игровое пространство ДОУ, трансляцию опыта семейного воспитания, создание благоприятного эмоционального климата в семье
В целях повышения активности родителей в работе Родительского университета большая роль отводится наглядной информации :
• буклеты по темам, которые организуются в рамках Родительского университета;
• памятки, советы-подсказки, помогающие выбрать верное поведение в той или иной ситуации, связанной с воспитанием детей.
Родительский университет - это мероприятия, информационные встречи, тематические выставки, консультации, практические обучения родителей. Заседания Родительского университета проводятся раз в квартал. Продолжительность встреч 1 час, но время не ограничено, так как продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку часто родители ограничены во времени в силу объективных и субъективных причин.
Методы:
• Метод проблемной постановки вопроса.
• Метод педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий.
• Метод анализа. Основным методом формирования родителя как педагога - является анализ их собственной воспитательной деятельности, способствующей развитию самонаблюдения и самооценки. Все это формирует родительскую позицию, повышает активность участников клуба, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребенка, понять его.
• Метод игрового моделирования. В игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком.
Метод беседы. Беседа является одним из основных методов работы клуба «Дружная семейка». Беседа, легкий музыкальный фон, атмосфера игр, все это оказывает содействие эмоциональному раскрепощению родителей, дающему возможность, открыто высказывать собственное мнение делиться успехами и трудностями семейного воспитания.
В Родительском университете родители получают ответы на интересующие их вопросы.
Мероприятия планируются с учетом интересов и запросов родителей, по результатам анкетирования в конце учебного года.
В целом, общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению педагогов, родителей и детей. Дает возможность открыто высказывать собственное мнение, делиться успехами и трудностями семейного воспитания. Мамы и папы видят собственного ребенка в другой обстановке, наблюдают его общение со сверстниками и педагогами, открывают в нем новые черты и способности. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.