Добкина Надия
Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на тему: «Метод проектов
как эффективная форма работы по экологическому воспитанию"
В современных условиях, когда происходит воздействие общества на природную среду и не всегда в пользу природы, возникает необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, природа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание – важный компонент общего образования современного человека. Дошкольные учреждения являются начальным элементом системы экологического воспитания.
Целью экологического воспитания для дошкольников выступает оформление комплекса практических и научных знаний о мире животных и растений, природных явлениях. У ребенка формируется ответственное отношение к уникальному миру природы, установка на сбережение природных богатств.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.
В своей практике я использую разные формы работы с детьми : НОД, экологические гостиные, праздники и развлечения, экскурсии, организуем наблюдения, рассматриваем картины и иллюстрации о природе, слушаем музыкальные произведения. Но, учитывая современные требования к качеству дошкольного образования, мы, педагоги, встаем перед необходимостью выбора более эффективных средств и методов обучения и воспитания дошкольников.
Одним из методов наиболее эффективным в работе с детьми по экологии является проектная деятельность, основная цель которой – развитие активной, творческой личности ребенка.
Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
При организации проектной деятельности педагогический процесс осуществляется так, что у детей возникает желание добыть новые экологические знания и сделать свое собственное открытие.
Мы создаем условия, в которых ребенок является субъектом экологической деятельности (он умеет ставить перед собой цель, прогнозирует результат, имеет представления о действиях и средствах достижения цели, учится владеть экспериментальной, исследовательской и опытной деятельностью, имеет право выбора (темы, средств, методов достижения результатов и способов их демонстрации).
В процессе овладения навыками проектной деятельности в ДОУ были разработаны мной и апробированы на практике несколько проектов, разные по классификации, но объединенные в одно тематическое пространство – «Прикоснись к природе сердцем» :
- познавательный проект «Маленькие огородники».
Выращивание болгарского перца в группе и в огороде (открытом грунте) в сравнении.
В ходе проектной деятельности :
-дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
-у детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
-в результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
-дети увидели многообразие посевного материала.
-дети стали бережнее относиться к растительному миру.
-в группе был создан огород на окне.
-дети стали более уважительно относиться к труду.
-наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
- межгрупповой долгосрочный исследовательско-творческий проект «Деревья нашего участка», направленный на исследовательскую деятельность по изучению жизни дерева во взаимосвязи с его экосистемой. Он состоит из разработанных детьми мини-проектов «Добрый друг – дедушка дуб», «Почему дрожат листья у осины», «Почему лиственницу называют лиственницей», «Как зовут тебя, березка?», «В гости к клёну»;
Используя проектную деятельность как метод, необходимо помнить, что она является, прежде всего, методом сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей. Поэтому к организации проектной деятельности я подключаю родителей воспитанников. В ходе работы над проектом родители консультируют детей, отслеживают выполнение плана, решают оперативные вопросы, участвуют в подготовке презентации. Так появился семейный информационный проект «Выходные в осеннем лесу.
Многие дети приняли участие в разработке практико-ориентированного проекта «Наши друзья птицы». Ребята придумывали и рисовали эскизы кормушек, скворечников совместно с родителями изготовили их.
Некоторые ребята стали участниками творческого проекта «Мир природы в детских рассказах». Результатом их работы стала совместно изготовленная книга «Сказки и рассказы, придуманные детьми», книжки-малышки «Растения и животные в народных приметах».
Таким образом, мы видим, что именно проектная деятельность помогает интегрировать общественное и семейное воспитание дошкольников, вовлекает родителей в единое образовательное пространство «детский сад – семья». Полученные результаты анкетирования родителей и диагностирования детей демонстрируют повышение уровня аналитических, прогностических и рефлексивных умений детей, педагогов и родителей, которые приблизились за время реализации проектной деятельности к современным критериям оценки качества дошкольного образования.
Благодаря использованию технологии проектной деятельности в работе по экологическому воспитанию детей были решены такие задачи как воспитание эстетических и патриотических чувств через общение с природой; формирование у дошкольников гуманного отношения к окружающему миру; установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогом, родителями и детьми; укрепление дружеских взаимоотношений в детском коллективе; развитие творчества, мышления, воображения, внимания.
Следовательно, внедрение проектной деятельности как метода в образовательный процесс дошкольного учреждения способствует введению активных форм работы с родителями и детьми по повышению их экологической компетентности и повышению качества образовательного процесса в ДОУ.