Елена Левченко
«Модель семейного клуба-как эффективная форма социального партнёрства в инклюзивном образовании ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Согласно исследованию, проводившемуся в нашем ДОУ были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях наших подопечных – детей с ОВЗ.
Публикация «„Модель семейного клуба-как эффективная форма социального партнёрства в инклюзивном образовании ДОУ“» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Семейный клуб.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
По инициативе специалистов ДОУ был организован семейный клуб «Коррекционная мозаика». Деятельность семейного клуба позволяет активизировать возможности родителей как воспитателей своих детей, развивать у них педагогическую компетентность; привлечь родителей к участию в образовательном процессе ДОУ, способствует личностному росту и взаимному обогащению всех участников совместной образовательной деятельности, а также индивидуализации развития воспитанников детского сада.
Основные направления работы Клуба:
«Общение без границ» (оказание психолого – педагогическая помощи);
«Логопедическая игротека» (знакомство с лого-коррекционными методами и приёмами работы с детьми);
«Цветные ладошки» (развитие творческого потенциала детей и родителей);
«Здоровые дети – здоровая семья» (формирование устойчивого интереса к физической культуре и спорту);
«Ладушки» (работа с родителями и детьми раннего возраста; профилактика отставания в формировании речи и психических процессов).
Направление семейного клуба «Ладушки»
Одно из направлений клуба «Ладушки» - работа с родителями и детьми раннего возраста, когда в игровой деятельности можно провести профилактику по речевому отставанию и отставанию в формировании психических процессов. Работа направления осуществляется по перспективно-тематическому плану.
Решение задачи повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждения их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через различные формы организации работы:
Мастер – классы, тренинги, практикумы направлена на знакомство с лого-коррекционными методами и приёмами работы с детьми. Родители во время таких встреч узнают новое для себя в плане воспитания, обучения детей, а также могут обсудить некоторые трудности с детьми по данной теме друг с другом.
На протяжении многих лет я работаю над решением проблемы повышения эффективности социального партнёрства семьи и дошкольного образовательного учреждения. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования.
Однако для того, чтобы родители стали активными творческими участниками коррекционно-развивающего процесса, необходима междисциплинарная оценка потребностей семьи ребенка, ее специфических особенностей на функциональном, структурном, динамическом уровнях и на этой основе индивидуальное комплексное сопровождение (патронат) таких семей.
Опыт работы показывает, что центральное место в работе с родителями занимают такие направления деятельности, как:
-психологическая помощь и поддержка родителей и семьи (консультации, тренинги, родительский клуб и др.);
-повышение уровня педагогической компетентности родителей (консультации, лекторий, практикумы, семинары и др.)
- информационная поддержка и помощь в установлении и поддержании контактов (информационные стенды, консультации и др.).
ЦЕЛЬ: повышение уровня педагогической компетенции родителей в вопросах профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста
Основные задачи направления:
- формирование речевой активности ребёнка в повседневной жизни, как наиважнейшей формы социальной адаптации ребёнка в обществе;
- оказание консультативно-методической помощи родителям в профилактике речевых нарушений у детей;
- внедрение в практику нетрадиционных форм работы с родителями;
- перевести родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.
Модель организации работы направления «Ладушки»:
Решение задачи повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждения их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через следующие формы организации работы:
Формы работы:
игры и упражнения;
мини-беседы, лекции;
презентация информационных буклетов;
круглые столы;
мастер-классы, семинары;
элементы арттерапии, хромотерапии, сказкотерапии;
проектная деятельность;
дискуссии.
Перспективно - тематический план на 2016-2017 учебный год
ТЕМА: «Вышли пальчики гулять»
Цель: повышение компетентности родителей в значимости пальчиковых игр детей младшего дошкольного возраста
Участники: учитель-логопед, родители
Форма проведения: мастер-класс
Сроки проведения: октябрь
ТЕМА: «Фонематических слух-основа речи»
Цель: познакомить родителей с понятием «Фонематическое восприятие», обосновать необходимость его развития, дать рекомендации по осуществлению данного направления в домашних условиях.
Участники: учитель-логопед, родители
Форма проведения: семинар-практикум
Сроки проведения: ноябрь
ТЕМА: «Умелые пальчики»
Цель: повысить компетентность и знания родителей о значении работы по развитию мелкой моторики рук у детей.
Участники: учитель-логопед, родители, воспитатели, дети.
Форма проведения: проектная деятельность
Сроки проведения: декабрь
ТЕМА: «Весёлые прогулки язычка»
Цель: повысить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Участники: учитель-логопед, родители, воспитатели, дети
Форма проведения: проектная деятельность
Сроки проведения: февраль
ТЕМА: «Игрушки»
Цель: установление и развитие отношений партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком
Участники: учитель-логопед, родители, воспитатели, дети
Форма проведения: семейная гостиная
Сроки проведения: апрель
Наглядно
ть
Цель: пополнение знаний и навыков, необходимых для воспитания и обучения ребёнка, позволяющих родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома
Участники: учитель-логопед, воспитатели
Форма проведения: «Уголок для родителей»:
– оформление папки «Здоровьесберегающее пространство дома»;
– оформление ширмы «Азбука здоровья»;
– оформление папки «Артикуляционная гимнастика»;
– оформление папки «Мелкая моторика»
- оформление ширмы «Речевое дыхание»;
Сроки проведения: Октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель