Екатерина
Реализация игровой технологии развития графомоторных навыков в формировании правильного звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление по теме
«Реализация игровой технологии развития графомоторных навыков в формировании правильного звукопроизношения»
1 слайд Тема презентации:
«Реализация игровой технологии развития графомоторных навыков в формировании правильного звукопроизношения»
Публикация «Реализация игровой технологии развития графомоторных навыков в формировании правильного звукопроизношения» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
2 слайд Нарушения звукопроизношения у детей с ЗПР встречаются гораздо чаще, чем у детей без нарушений психического развития. Чаще всего нарушаются артикуляторно сложные звуки : свистящие, шипящие, сонорные.
У большого количества детей с ЗПР нарушения звукопроизношения связаны с дефектами строения артикуляторного аппарата. У детей с ЗПР обнаруживаются различные аномалии артикуляторного аппарата: аномалии прикуса, укороченная подъязычная связка, толстый массивный язык, высокое узкое или уплощенное твердое небо, дефекты строения зубного ряда.
Отмечается недостаточность речевой моторики у детей с ЗПР, которая особенно ярко проявляется в движениях языка. Движения языка характеризуются неточностью, излишним напряжением, трудностью удержания позы, переключения от одного движения к другому. У некоторых детей движения языка хаотичны, неорганизованны, замедленны.
Часто речь таких детей напряженная, аритмичная. При этом отдельные слоги и слова ребенок произносит четко, однако, спонтанная речь неясная, смазанная.
Одним из факторов, вызывающих нарушения звукопроизношения у детей с ЗПР, в частности, смешения звуков, является недостаточная сформированность фонематического восприятия. Нарушения проявляются как в трудностях дифференциации звуков, так и в несформированности фонематического анализа и синтеза.
Нарушения звукового анализа и синтеза у этих детей оказались очень стойкими. Они сохраняются в течение нескольких лет, вызывая нарушения чтения и письма. Особенно большую трудность представляет определение количества, последовательности звуков, установление позиционных соотношений звуков в слове. На формирование фонематического анализа отрицательное влияние оказали и трудности слуховой дифференциации звуков.
3 слайд Решение поставленных задач осуществляется не только на специально организованных занятиях логопеда и воспитателя, но и в течение всего дня, когда ребенок находится в дошкольном учреждении.
Логопед проводит работу с детьми ежедневно. После полдника воспитатель 30 мин занимается с детьми по заданию логопеда и проводит вечерние занятия по одному из видов учебной деятельности.
Утренняя гимнастика, логопедическая гимнастика (дыхательная, артикуляционная, пальчиковая. Логопедическая гимнастика (дыхательная, артикуляционная, пальчиковая)
Занятия воспитателя по заданию логопеда, логопедические игры
Раздача заданий для родителей.
4 слайд
Одним таким немаловажным аспектом является работа над мелкой моторикой и тонкой моторикой пальцев рук. Уже достаточно давно была установлена взаимосвязь между речью и моторикой рук, то есть уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Также мы можем наблюдать следующую закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и сама речь. И действительно, на практике при диагностическом обследовании, у 80 % детей имеющих патологию речи, наблюдаются низкие показатели развития общей моторики и моторики рук. (1). Дети, страдающие общим недоразвитием речи, имеют разной степени выраженности недостаточность в развитии общей моторики и подвижности пальцев рук, т. к. это тесно связано с речевой функцией. В дальнейшем, это сказывается на отношение к обучению в школе, уже на самых первых этапах.
5 слайд
Исходя из этого была определена основная цель: формировать моторные умения, необходимые для овладения основами письма.
Данная цель реализовывалась в процессе решения следующих задач:
1. Формировать навык правильно держать карандаш, кисточку, фломастер.
2. Развивать графомоторные навыки : плавность, точность, скоординированность движения рук.
3. Развивать пространственную ориентацию на листе бумаги.
4. Стимулировать интерес детей к творческой изобразительной деятельности.
6 слайд
Развитие графомоторных навыков – процесс интегративный, реализация которого отражается во всех образовательных областях Адаптированной основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад № 111»
Образовательная область «Речевое развитие» - дети проговаривают слова и строят предложения при выполнении пальчиковых игр и «шагания» по пальчиковым дорожкам. Рассказывают о своих творческих работах, формулируют свое эмоциональное отношение к ним.
Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»- дети проявляют разные эмоции в процессе игр и упражнений, учатся работать в парах, отмечая не только свои успехи, но и удачи сверстников, совместно переживают чувства удовлетворения от выполненной работы. Подбирают пальчиковые дорожки и игры для себя и своих сверстников. Оказывают помощь в случае необходимости, учатся самостоятельно преодолевать трудности (если не получилось, можно повторить еще раз, если затрудняешься, тебе поможет подсказка- указка.
Образовательная область «Познавательное развитие» - дети знакомятся с предметным миром в процессе изодеятельности, закрепляются и расширяются представления о сенсорных эталонах, расширяются представления о мире животных и растений, неживой природе. Развивая графомотрные навыки, дети учатся ориентироваться на листе бумаги.
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» - дети знакомятся с выразительными средствами в передаче образов, учатся применять их в своей практической деятельности. Овладевают графомоторными навыками в процессе рисования карандашом.
Образовательная область «Физическое развитие» - передача в имитационных играх образов игровых персонажей, развитие мелкой моторики в процессе пальчиковых игр и упражнений.
7 слайд 3 этап- организационно - практический
Были выбраны основные средства формирования графомоторных навыков :
• Пальчикрвые шаги, на которых я остановлюсь позднее.
• Пальчиковые игры- это были специально подобранные и организованные игры с речевым сопровождением, которые положительно влияют на развитие мелкой моторики и зрительно- моторной координации. Например, (привести примеры). Овощи
У девчушки Зиночкики овощи в корзиночке
(Дети делают ладошки «корзинкой».)
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
(Сгибают пальчики, начиная с большого.)
Наша Зина – молодец!
(Показывают большой палец.)
Фрукты
Как у нашей Зины фрукты в корзине:
(Дети делают ладошки «корзинкой»)
Яблоки и груши,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы -
До чего красивы!
Посмотрите на ранет!
(Сгибают пальчики, начиная с мизинца.)
Вкуснее наших фруктов нет!
(Гладят живот.)
Самомассаж кистей и пальцев рук – использовался самомассаж, данный в методике Нищевой, как с предметами: карандаш, мячик- ежик. Самомассаж позволяет нормализовать мышечный тонус, стимулировать тактильные ощущения. Примеры. (Растирание, Снимаем перчатку)
«Утка и кот»
Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний
А уточки, а уточки
Все топают по улочке.
Идут себе вразвалочку
И крякают считалочку.
Утка крякает, зовет Поглаживать шею ладонями сверху
Всех утят с собою, вниз.
А за ними кот идет, Указательными пальцами растирать
Словно к водопою. крылья носа.
У кота хитрющий вид, Пальцами поглаживать лоб от середины
Их поймать мечтает! к вискам.
Не смотри ты на утят- Раздвинуть указательный и средний
Не умеешь плавать! пальцы, сделать «вилочку» и массировать
точки около уха.
•
• Использование нетрадиционных техник рисования. Например, рисование ниточками, когда на мокрую затонированную листа бумаги выкладывают ниточки, затем бумагу перегибают и ниточки вытаскивают, получаются необычные узоры. Или мы выкладывали узоры из толстых ниток на листе бумаги, по образцу завязывали узелки на нитках.
8слайд
• Копирование по точкам. Ребенок выполняет задание согласно заданной инструкции, например, соедини точки по стрелочкам, увидишь, что изображено на листе бумаги. Здесь самое главное условие – карандаш не отрывается от листа бумаги, так постепенно достигается плавность движений.
• Штриховка и обводка. Во время проведения этих упражнений штриховки использовались только крупные. Штриховали дети по образцам. Использовались как вертикальные штриховки (сверху вниз и снизу вверх, так и горизонтальные (слева направо).
• Использовались несложные графические диктанты.
• Работа со счетными палочками. Дети составляли различные изображения, элементарно видоизменяли их.
• Работа с камешками. Детям очень нравятся эти игры. Из камешков они выкладывают цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры, чередуя цвета или формы.
9 слайд
Пальчиковые шаги. Для более успешного развития графомоторных навыков мною были разработаны комплексы пальчиковых дорожек. Поскольку мелкая моторика развита недостаточно, то данные упражнения направлены на развитие координаций движений рук и пальцев. Сначала мы знакомились с ритмом стиха или поговорки или потешки, отхлопывали ритм, а затем прошагивали его, используя указательный и средний палец.
10 слайд А затем уже знакомились с дорожками, по которым шагали наши пальчики. Для ходьбы по дорожкам использовали сначала более развитые пальчики, затем вводились остальные пальчики. Самая сложная работа была с безымянным пальцем и мизинцем. Но, чтобы работа шла интересней, я придумывала разные дорожки с использованием разных персонажей. (например)
11 слайд Затем наступал 3-й этап- содружество наших рук. Он предполагал работу одноименных пальчиков обеих рук, когда пальчики левой руки работают по четной стране разворота, правые – по нечетной.
12 слайд Заключительным этапом был самый сложный, который мы осваиваем до сих пор – этот разноименные движения рук.
13 слайд В развитии графомоторных навыков был использован дифференцированный подход в проведении игровых упражнений, который заключался в том, что мною были использованы разные формы игровых мотиваций. Для того, чтобы у ребенка не пропадал интерес к выполнению упражнений используются алгоритмы пошагового выполнения заданий или подробная инструкция выполнения задания. Всегда ребё нка ориентирую на конечный результат: посмотри, какая красивая дорожка получилась! Или зайчик добрался до своего дома и ты в этом ему помог. Весь процесс выполнения упражнения сопровождается одобрением взрослого, а затем мы вместе радуемся нашим успехам или успеху ребёнка.
14 слайд Произошли изменения в предметно- пространственной среде группы:
• Оборудован уголок «Умелые пальчики», в котором представлен материал по развитию мелкой моторики : пошаговые дорожки, трафареты для обводки, набор песочниц для выкладывания мелких предметов, тактильные доски и т. д.
• Собрана картотека пальчиковых игр: тематические по временам года, профессиям, игрушки.
• Картотека интерактивных игр «Что умеют наши пальчики»
• Широко используется оборудование, направленное на развитие тактильных ощущений :
• Сенсорный кубик
• Бизиборды
• Индивидуальные пальчиковые дорожки
16 слайд Взаимодействие со специалистами. Работа по развитию графомоторных навыков осуществлялась в тесном взаимодействии со специалистами ДОУ:
• Был разработан индивидуальный образовательный маршрут, вкоторм одним из направлений работы является развитие мелкой моторики у воспитанников.
• Педагогом – психологом подобраны релаксационные игры, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения.
• Инструктором по физической культуре подобраны игры, направленные на развитие кистей рук и пальцев.
• Учителем- логопедом подобраны комплексы пальчиковых гимнастик с речевым сопровождением.
17 слайд Наши родители – наши единомышленники. В течение года проводился семинар «Тренируем пальчики- развиваем интеллект и речь», на котором родители обучались пальчиковым играм, осваивали пальчиковые дорожки, постигали мастерство автоматизации звуков. Проводятся индивидуальные консультации по развитию графомоторных умений «Как научить штриховать», «Зачем нужны трафареты». «Как пальчиковая гимнастика помогает сделать руки умелыми». Для того, чтобы упражнения для пальчиков проводились и дома для родителей мы выпускаем листовки «Упражнения для пальчиков», в которых знакомим с теми упражнениями, которые проводим в группе. Используем видеоконсультации, которые пересылаем по электронной почте или размещаем на персональном сайте.
Родителей заинтересовали пальчиковые дорожки, т. к. они способствуют эффективному развитию мелкой моторики. Был проведен семинар «Как сделать пальчиковую дорожку с использованием разных подручных средств». Родители сделали много дорожек, все они были представлены на нашей выставке «Вот какие дорожки для наших мальчиков- пальчиков», также были проведены фотовыставки «Волшебные камешки», «Что умеют счетные палочки», на которых родители делились опытом семейных игр.