Надежда Карпова
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие графомоторных навыков
у детей старшего дошкольного возраста»
Работая с дошкольниками, я наблюдаю с какими трудностями
сталкиваются эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие
точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять,
завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т. д.
Публикация «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной
техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у
ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед
любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий. Поэтому
работа педагога не предусматривает целенаправленного обучения рисованию и
письму. Основная наша ЗАДАЧА — РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. Она реализуется через развитие:
Двигательной области коры головного мозга:
формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук,
двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами
(твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);
умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер;
учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя,
закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);
формирование зрительно-моторных координации.
Речевой области коры головного мозга:
формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса
новыми понятиями.
Развитие мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и
слухового восприятия.
Развитие координации крупных движений и умение владеть своим телом,
совершенствование двигательных умений и навыков.
Развитие пространственной ориентации на листе бумаги и в окружающем
пространстве.
Формирование навыков учебной деятельност
и: [/b]
умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;
умение действовать, повторяя показанный образец и правило, а также
ознакомление с написанием цифр.
Реализация этих задач с учетом возрастных особенностей детей способствует
их интеллектуальному развитию. Старший дошкольный возраст связан с
дальнейшим развитием и перестройкой умственной деятельности ребенка.
Расширяется двигательный опыт. Развиваются крупные мышцы туловища и
конечностей, но по-прежнему слабыми, хрящевыми (окостенение продолжается
в дошкольный, школьный и подростковый периоды) остаются части кистей рук
и ступней ног. Не сформировавшаяся и не развитая полностью костно-мышечная
ткань рук не позволяет ребенку этого возраста легко и свободно выполнять
мелкие и точные движения. Но дело не только в мышечном аппарате.
Скоординированные движения рук требуют дифференцированной работы мозга.
Сложная система управления дробными движениями осуществляется четко
дифференцированными и взаимосвязанными процессами нервного возбуждения
и торможения. Какие-то клетки коры головного мозга, и, в частности,
двигательного анализатора, приходят в состояние возбуждения, другие,
смежные, близкие, тормозятся. Эта динамическая мозаика мозговой
деятельности требует не только аналитической зрелости мозговой коры, но и
выработанных динамических ее функций. Даже к концу дошкольного возраста
мозг ребенка еще не достигает такого уровня развития.
Поэтому ЗАНЯТИЯ, В КОТОРЫХ ЗАДЕЙСТВОВАНЫ МЕЛКИЕ
ГРУППЫ МЫШЦ, УТОМИТЕЛЬНЫ, И ОЧЕНЬ ВАЖНО
ПРЕДУСМАТРИВАТЬ ИХ СМЕНУ, ОГРАНИЧИВАТЬ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
И НАГРУЗКУ.
Различные игры-упражнения учитывают эти особенности, дают детям
возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в
целом. Эти занятия полезны для развития мелких и точных движений рук, т. к. от
задействованных мышц — сгибательных и разгибательных — постоянно
поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и
способствуя ее развитию.
В двигательной области коры головного мозга находится самое большое
скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и
указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры
головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое
соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность
оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через
тренировку тонких движений пальцев рук. Чем большее число связей между
клетками мозга задействовано, тем интенсивнее идет процесс психического
развития. Когда ребенок маленький, образование таких связей проходит быстрее
и легче. А повторение игр-упражнений с некоторыми усложнениями в
движениях и действиях с предметами помогает образованию этих связей. Такие
повторения необходимо проводить для правой и левой руки, равным образом
развивая тонкие движения пальцев обеих рук. Развивая функции обеих рук, мы
повышаем уровень организации функций и распределение их между
полушариями мозга, левым и правым.
Таким образом, повторяя различные игры-упражнения, мы совершенствуем,
доводим до автоматизма умение решать те или иные двигательные задачи, т. е.
вырабатываем двигательный навык, а также индивидуальный стиль движений
как таковых, что очень важно как в игровой, так и в учебной деятельности.
Но приучать детей к таким занятиям нужно с простых и легких упражнений.
Они трудны для тех ребят, у которых слабо развиты моторные навыки. В основу
этих упражнений заложено развитие таких навыков.
Ребенок видит образец во всех деталях, но из-за неразвитых мелких движений
рук он не может его воспроизвести. Ему сложно работать еще и потому, что он
видит уже готовое изображение, но не видел, как его делали. Малышу легче
действовать с предметами, вырезать, наклеивать, рисовать, писать и т. д. по
показу взрослого. Но в этом случае требуются подробные пояснения.
Также необходимо помнить: то, что интересно, эмоционально окрашено
чувствами, легче запоминается, дольше хранится в памяти ребенка и
полнее им воспроизводится.
Упражнения для развития графомоторных навыков.
1. Мелкая моторика:
- работа с пазлами, мозаикой, бусами, конструктором «Лего», игра с волчками,
игра «Золушка» (перебирать фасоль и горох) и др. ;
- рисование узоров на листе бумаги в клеточку не отрывая руки от бумаги и не
вращая лист
- вырезание фигур из бумаги разной сложности
- обведение по контуру геометрических фигур (большую фигуру нужно
обводить по внутреннему контуру, постепенно сжимая радиус обводки;
маленькую фигуру – по внешнему контуру с постепенным расширением радиуса
обводки. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится
новых фигур, тем лучше.).
- выкладывание фигур, предметов из счетных
- выкладывание узоров из веревочки
2. Формирование пространственных представлений, рядоположения:
- конструирование,
- расположи матрешки от большей к меньшей;
- пальчиковые игры;
- массаж лица, языка, рук;
- штриховки;
- строить буквы из пальцев, из других предметов;
- работа с мелкими предметами;
- лепка;
- аппликация;
- рисование;
3. Работа над ритмом:
- выполнение упражнений руками на весу, на опоре, одной рукой, двумя
руками;
- чередование ритма;
- акцентуация медленных ритмов в играх.
4.Развитие внимания:
- считывание эмоциональных оттенков;
- путаницы;
- игра «Найди отличия»;
- создание изображения по точкам, по пунктирным линиям;
-выкладывание картинок в правильной последовательности;
- лабиринты;
- отгадывание загадок;
- дорисовывание симметричных фигур;
- чтение детям сказок, рассказов, прослушивание аудиозаписей.
5. Память:
- выкладывание 3-4 картинок в определенной последовательности, в какой они
предъявлялись;
- выкладывание по памяти букв, цифр или фигур в предъявленной
последовательности;
- игра «Чего не стало?», «Что изменилось?»
- запоминание 4-5 картинок, а затем их отбор среди других 8-10 картинок;
- обведение контуров букв, выполненных пунктиром;
- дописывание букв