Чуйко Наталья Анатольевна
Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей:
«Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения»
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Цель: Обучить родителей игровым способам развития артикуляционного аппарата детей и повысить уровень компетентности, а также формировать умение осознанной, адекватной, результативной помощи детям по развитию правильного звукопроизношения в домашних условиях.
Задачи консультации:
• Стимулировать родителей к активному взаимодействию с логопедом;
• Помочь родителям овладеть специальными упражнениями артикуляцион-ной гимнастики, подобранными для ребёнка с учётом нарушения звукопроизношения;
• Повысить уровень компетентности родителей в представлении умении по развитию правильного звукопроизношения у детей;
• Показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата и сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;
• Показать родителям особенности состояния артикуляционного аппарата во время произнесения звуков;
• Дать рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях;
Форма работы: Групповая.
Участники семинара: 10 - 12 родителей дошкольников и мл. школьников с речевыми нарушениями и учитель- логопед (ведущий практикума).
Продолжительность: 50 – 60 минут.
Информационно - техническое обеспечение: презентация «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения», схемы-профили артикуляции, презентация наглядно-дидактических пособий, картинки-задания, буклет «Артикуляционная гимнастика»
Оборудование: шкатулка с лепестками - вопросами, 6 столов, стулья, зеркала, схемы-профили артикуляции, памятки по артикуляционному укладу на каждый звук, карточки картинки к артикуляционным упражнениям, листочки бумаги, фломастеры, бейджики, ноутбук, экран.
Предварительная подготовка:
1. Подбор и изучение литературы по теме семинара.
2. Оформление презентации: «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения»
3. Разработка буклета для родителей «Артикуляционная гимнастика для непослушного язычка,» и памятки «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях».
Ход:
1. Организационный момент:
- Добрый день, уважаемые родители! Я рада видеть вас на нашей сегодняшней встрече. Спасибо, что пришли на наше мероприятие. Сегодня мы с вами поговорим об артикуляционной гимнастике, о её необходимости проведения дома и потренируемся в выполнении артикуляционных упражнений.
Предлагаю вам написать своё имя отчество цветным фломастером на листочке бумаги, вставить в бейджик, прикрепить на себя и представиться.
Логопед: Меня зовут Чуйко Наталья Анатольевна, каждый из родителей поочерёдно представляется. Очень приятно познакомиться с вами!
2. Выступление учителя-логопеда и демонстрация презента-ции «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения»:
- Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков. Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
- А сейчас я предлагаю вам познакомиться с органами арти-куляции. Поставьте перед собой зеркало. Я буду читать стихотворение, а вы будете выполнять действия по тексту, рассматривая свои органы артикуляции в зеркале. Так же перед вами лежит профиль органов артикуляции, на котором вы также можете рассмотреть их расположение.
Игра «Сказочка – указочка» Крупенчук О. И., Воробьёва Т.А.
Не устала ты пока, покажи моя рука:
Это – правая щека, это – левая щека.
Ты сильна, а не слаба,
Здравствуй, верхняя губа, здравствуй, нижняя губа,
Ты не меньше мне люба!
Есть у губ одна черта – в них улыбка заперта:
Вправо – правый угол рта, влево – левый угол рта.
Подбородок тянем вниз, чтобы с челюстью отвис.
Там – к прогулке не привык, робко прячется язык.
Нёбо вместо потолка есть во рту у языка.
А когда открылся рот, язычок пошёл вперёд.
Интересная картинка: есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края –ВСЁ про ротик знаю Я!
Вот мы и познакомились с органами артикуляции.
Самым подвижным органом является язык. Он состоит из корня и спинки, в котором различают переднюю, среднюю и заднюю части. Особо можно выделить кончик языка, которым как бы заканчивается передняя часть языка.
Наибольшей степенью подвижности обладают: передняя часть языка и кончик языка. Кончик языка может опускаться за нижние зубы (при звуках С, З, Ц, подниматься за верхние зубы (при звуках Т,Д,Н, прижиматься к альвеолам (при звуке Л, дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (при звуке Р).
В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку (при звуке У, округляться (при звуке О, обнажать передние верхние и нижние зубы (И,С,З,Ц,Л, слегка выдвигаться вперед (Ш,Ж, но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа.
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объем полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.
От правильного строения органов артикуляции зависит и правильное звукопроизношение. Если присутствуют у ребенка отклонения в строении артикуляции, то ему необходима помощь специалистов (ортодонт - это медицинский специалист, занимающийся диагностикой, профилактикой и лечением зубочелюстных аномалий). А точность, сила и дифференцированность движений этих органов развивается у каждого ребенка индивидуально и постепенно, в процессе речевой деятельности при тесном взаимодействии специалистов (невролога, логопеда, педагогов и родителей.
Что же такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?
Звуки речи являются результатом сложной работы различных частей артикуляторного аппарата. Звуки речи возникают в результате деятельности активных органов произношения, к которым относятся: язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть. Все речевые органы состоят из мышц, если можно тренировать мышцы рук, ног, то это значит, что можно тренировать и мышцы языка и губ. Вот для этого и существует артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, что постановкой звуков должен заниматься логопед. Но, некоторые родители считают, что повторяя многократно слова, чистоговорки и даже скороговорки, они могут воспитать правильное звукопроизношение у ребёнка. Они и не подозревают, что сначала ребёнок должен научиться правильно произносить изолированный звук, только затем начинается этап автоматизации звука, т. е. закрепление его в слогах, словах, а потом во фразе.
Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.
Именно артикуляционная гимнастика является приемом выработки правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения звуков, и объединение простых движений в сложные - артикуляционные уклады различных фонем.
Обычно нарушаются следующие группы звуков у детей: «свистящие», «шипящие», «сонорные». [/i] Каждый звук имеет свой артикуляционный уклад.
«Артикуляционный уклад при произнесении различных звуков».
Родителям раздаются памятки: («Артикуляционный уклад при произнесении различных звуков»)
- Давайте попробуем произнести правильно те звуки, произнесение которых чаще всего нарушается (С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Щ, Р, Л).
(Родители самостоятельно перед зеркалами выполняют артикуляционные уклады при произнесении звуков речи).
Итак, мы видим, что при образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение.
Проверив, какие звуки не произносит Ваш ребёнок, логопед подбирает специальные упражнения, исходя из правильной артикуляции звука. Затем объединяет их в комплекс упражнений именно для того или иного нарушения, имеющегося у ребёнка.
Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, т. е. все то, что необходимо для правильного образования звука.
В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз, можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны. А работа их – координирована.
Артикуляционные упражнения являются подготовительным этапом при постановке звуков речи. Они условно делятся на статические и динамические.
Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу в течение 10 – 15 секунд.
Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 5 – 7 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координирован-ность и переключаемость.
– Сейчас, уважаемые родители, давайте вместе со мной попробуем вы-полнить несколько артикуляционных упражнение. Вы выступите в роли своих детей…
- Каждому из вас я предлагаю выбрать карточки-картинки, обозначающие названия артикуляционных упражнений (родитель выбирает знакомую для него карточку - картинку: [i]«Блинчик», «Заборчик», «Накажем непослушный язычок», «Иголочка», «Грибочек», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Качели», «Лошадка», «Маляр», «Дятел», «Гармошка», «Чашечка», «Горка»)[/i]
Каждому родителю предлагается назвать упражнение и показать, как оно выполняется.
–Если вы обратили внимание, на то, что мы потратили всего несколько минут чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
-подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произ-
ношению звуков;
В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сна-чала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее. Наберитесь терпения! Помните, что выполнение артикуляционных упражнений — это трудная работа для ребёнка. Не укоряйте ребёнка, а хвалите. Поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным звукопроизношением.
– Напомню Вам о главных правилах проведения артикуляционной гимнастики.
1. Упражнения проводятся сидя перед зеркалом, чтобы ребёнок видел своё лицо;
2. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, лучше выполнять упражнения 2 – 3 раза в день по 3 – 5 минут. Но не следует предлагать ребёнку более 3 – 4 упражнений за раз;
3. Каждое упражнение выполняется по 5 – 7 раз;
4. Статические упражнения, направленные на удержание артикуляционной позы в одном положении выполняются по 10 – 15 секунд («Блинчик», «Чашечка»);
5. Соблюдать принцип «От простого к сложному»;
6. Из выполняемых 3 – 4-ёх упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. ;
7. Перед началом выполнения упражнения взрослый называетего, рас-сказывает о технике выполнения и показывает его;
8. Во время выполнения ребёнком упражнения, взрослый ведёт контроль.
Эффективность коррекционно-развивающего процесса зависит от совмест-ной деятельности логопеда и родителей, способствующей скорейшему пре-одолению речевых нарушений у детей, а также позволяющей родителям отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей. К основным задачам сотрудничества логопеда и родителя относятся: формирование мотивации к коррекционной работе с детьми, поддержка и закрепление речевых умений навыков при выполнении домашних заданий.
Логопедическое домашнее задание – это индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя-логопеда, но по его поручению
Домашние задания имеют большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у детей вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, отрабатывается пройденный на занятиях у логопеда материал. Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей, к выполнению «домашних заданий» логопеда.
С самого начала необходимо каждому родителю очень чётко обрисовать свою роль в выполнении домашних заданий. Здесь может быть две крайности: одни ретивые родители заставляют ребёнка делать их, как школьника, абсолютно игнорируя рекомендации об игровой форме работы, развивая у него все предпосылки для будущей низкой учебной мотивации; другие относятся к этим заданиям крайне небрежно, считая это чем-то необязательным и несерьёзным.
Вы, Родители, должны понять, что не выполняя требований логопеда (или другого специалиста-педагога) сегодня, завтра вы не сможете потребовать от школьника собранности, самостоятельности и ответственности. Дети, воспитываются, прежде всего, на примерах старших. Вот и надо пользоваться моментом, чтобы привить им необходимые в будущем навыки. И, конечно, ни в коем случае не делать задания за детей. Ведь я всегда увижу, что задание явно выполнено взрослым, и ребёнок честно скажет, что это сделали мама или папа. Разрешается совместное выполнение задания (наводящие вопросы, поиск предметов по картинкам, в окружающей нас обстановке и т. д).
На занятия обязательно приносить тетрадь и весь материал по домашнему заданию, даже если домашнее задание не сделано.
Рекомендации и домашние задание, которые я вам выдаю необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Особое значение для Вас (родителей) в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал логопедом, вы получаете возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевые умения и навыки в свободном речевом общении. Это возможно в повседневной жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д.
Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребёнка может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.
Подведение итогов /Оценка деятельности:
- Вот и подошла наша встреча к завершению. Вы познакомились со строением артикуляционного аппарата, с артикуляционными укладами различных фонем, с основными специальными упражнениями по подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, с рекомендациями по их выполнению и важности выполнения домашних заданий по рекомендациям логопеда. Предлагаю поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового, с помощью волшебной шкатулки, в которой находятся лепестки с вопросами. Логопед предлагает родителям по очереди открыть шкатулку, достать лепесток с вопросом и ответить на него.
1. Интересна ли была тема семинара-практикума?
2. Что полезного для себя Вы узнали?
3. Считаете ли Вы, что артикуляционная гимнастика способствует правильному звукопроизношению ребенка? Почему?
4. Испытываете ли вы трудности при проведении артикуляционной гимна-стики с ребенком в домашних условиях? Какие? Почему?
(Родители отвечают на вопросы, высказывают своё мнение)
- Уважаемые родители, спасибо вам за внимание, за то, что нашли время прийти на нашу встречу, и я хотела бы вам пожелать здоровья, терпения, веры, надежды, добра, отзывчивости и любви….
Литература:
1. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е. В. Новиковой «Логопедическая азбука». Новая методика обучения чтению. – М. : «Издательство ГНОМ», 2011.
2. Анищенкова Е. С. "Артикуляционная гимнастика для развития речи до-школьников" Издательство: АСТ
3. " Е. Краузе "Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие Издательство: Корона-Принт
4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. - М. : издательство ГНОМ и Д, 2004г. - 16с.
5. Журнал «Ребёнок в детском саду» №5 – 2004, с. 35 -36,
6. Журнал «Ребёнок в детском саду» №3 – 2010, с. 37 – 39.
7. Практикум по профессиональной коммуникации педагогов: рекоменда-ции, игры, тренинги/авт. -сост. О. М. Ельцова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 215с.
8. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родинова Ю. Н. Фонетическая и логопе-дическая ритмика в ДОУ. - М., 2006.
9. Поваляева М. А. «Сказка о весёлом Язычке». Дидактический материал по логопедии. – Ростов н/Д. : Изд «Феникс», 2002 – 64с.
10. «Учимся говорить правильно» Уроки логопеда. - сост. И. Морозова, М. Пушкарёва.