Вита Подзорова
Консультация «Формирование у детей навыков правильного звукопроизношения посредством использования игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учётом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами.
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно и включает:
1. Собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь - звукопроизношение, дикция;
2. Элементы звуковой выразительности речи - интонация, темп;
3. Двигательные средства выразительности - мимика, жесты;
Публикация «Консультация „Формирование у детей навыков правильного звукопроизношения посредством использования игр“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
4. Элементы культуры речевого общения - общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора.
Составные компоненты звуковой культуры : речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.
Правильная речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее происходит психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка, он становится молчаливым, застенчивым, нерешительным.
О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культура речи, отмечает, что «перед, педагогом стоят задачи: воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи».
Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы.
Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.
Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно «чистое» звукопроизношение, т. к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.
Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:
1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: звуковысотный слух, слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи;
2. Формировать произносительную сторону речи: правильное произношение всех звуков родного языка, развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться голосом в соответствии с условиями общения, хорошую дикцию, нормальный темп речи;
3. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка;
5. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах :
1. В ООД;
2. Различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание деятельности по обучению грамоте или развитию речи;
3. Отдельные разделы работы по звуковой культуре речи можно включить в деятельность по музыкальному развитию – слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения;
4. Дополнительная работа по звуковой культуре речи вне организованной деятельности – различные игры, упражнения в игровой форме.
Игра, организованная определенным образом, как подчеркивают учёные, помогает снять психологический барьер, вселяет уверенность в собственных силах, улучшает общение детей со сверстниками и взрослыми. Это прекрасное средство совершенствования речи, в которой дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.
1. Словесные дидактические игры имеют большое значение в речевом развитии детей. Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх у детей формируется умение опираться на имеющиеся представления о предметах, углубляются представления о них. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам, находят алогизмы в суждениях. Словесные игры формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова, воспринимать произведения народного творчества. Выразительность речи, приобретенная в ходе словесных игр, переносится и в самостоятельную сюжетную игру.
Игровые действия в словесных дидактических играх (имитация движений, поиск того, кто позвал, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов.
В младших и средних группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач.
Словесные дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке к обучению в школе. Игры развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять имеющиеся представления в соответствии с поставленной задачей.
С помощью словесных игр у детей воспитывается желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает глубокое удовлетворение, создает радостное настроение, облегчат процесс усвоения новых представлений. В игровой деятельности ребёнок условно может занимать позиции других людей, вступать в ролевые взаимоотношения. Именно через игру происходит формирование у ребёнка сложных эмоциональных отношений к взрослым, сверстникам, совершенствуется развитие его личности, самосознания, а значит, формируется готовность к речевому общению.
Также при формировании звуковой культуры речи целесообразно, помимо словесных игр использовать :
2. Дидактические игры, например, «Чей домик?»;
3. Подвижные или хороводные игры с текстом – «Лошадки», «Каравай»;
4. Дидактические рассказы с включением учебных заданий – повторение слов с трудным звуком, изменение высоты голоса и т. п. ;
5. Игровые упражнения – заучивание и повторение знакомых скороговорок, «Подуем на пушинки» и др.
Используя вышеперечисленные формы игр, воспитатель применяет разнообразные приёмы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей :
1. Образец правильного произношения, выполнения задания, которые даёт педагог;
2. Краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи, двигательного аппарата;
3. Утрированное с подчеркнутой дикцией произношение или интонирование звука - ударного слога, искажаемой детьми части слова;
4. Образное называние звука или звукосочетания «з-з-з» - песенка комара, «топ-топ-топ» - топает малыш;
5. Хоровые и индивидуальные повторения;
6. Обоснование необходимости выполнять задание педагога;
7. Индивидуальная мотивировка задания;
8. Совместная речь ребёнка и воспитателя, а также отраженная речь – незамедлительное повторение ребёнком речи-образца;
9. Поощрение правильного ответа или действия или исправление;
10. Показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.
В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей воспитатель должен учитывать особенности речи каждого ребеёнка, постоянно и настойчиво используя фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, формировать у детей правильную речь, поддерживать связь с учителем-логопедом.
Приложение № 1
Игры и упражнения для формирования правильного звукопроизношения
1. Голосовые игры сопровождаются движениями с целью развития у детей речедвигательной координации, коррекции звукопроизношения, артикуляции и автоматизации произношения звуков.
Например, игра «Путешествие»
Мы на машину сядем и заведем мотор.
Повезет машина нас за большой забор. Дети имитируют звук «р» вибрацией губ одновременно со звуком голоса
На машине ехали, город весь проехали.
Проезжали косогор – у неё заглох мотор.
Замолкают.
Полетит наш самолет, к облакам нас унесет.
С ветерком там поиграет и на землю всех вернет. Дети тянут гласный «у» с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые вытянутые трубочкой губы, изменяя высоту звука : вверх, волнообразно и вниз.
Поезд подает сигнал – он стоять уже устал.
Дети тянут «ту-ту-ту-у-у»
Набирает поезд ход Дети произносят «чух-чух-чух» с ускорением или замедлением темпа
Свою песенку поёт. Дети произносят на выдохе «пш-ш-ш»
На лошадке верхом все поскачем мы потом,
Звонко цокают копытца, не пора ль остановится? Тпру-у-у!
Дети щёлкают языком, изменяя форму губ – вытягивают трубочкой и растягивают в улыбке
2. Игры-инсценировки развивают интерес ребёнка, его творческие способности, способствуют развитию выразительности речи и движений.
Вытянула киска лапки, Вытянуть руки
А на лапках – цап-царапки, Показать коготки
Царапульки, цап-цап-цап! Поработать пальчиками
Киска когти поточила, Потереть ногти друг о друга
Поточила, спать легла. Руки под голову
Крепко кисонька уснула
И во сне произнесла: «Мяу!»
Руки вытянуть резко вперед
3. Упражнения на координацию речи с движением
Например, «Игра с ложками» – произнесение слогов с игрой на ложках, два слога произносятся тихо, третий – громко.
Кто на ложках так играет, кто на ложках так стучит?
Наша Лера выступает,
Отбивает Лера ритм!
Ла-ла-ля, ло-ло-лё,
Лу-лу-лю, лы-лы-ли, лэ-лэ-ле.
Игра «Имена»
Дети стоят в кругу, и каждый называет своё имя.
Условие:
1. Назвать имя четко по частям;
2. С хлопками;
3. Со шлепками;
4. По частям с закрытыми глазами;
5. Только в звучащих жестах без произнесения;
6. Произнести имя в ласкательной форме;
7. Первую часть произносить, а окончание «сдуть с ладошек» : «НА-ТА»-подуть;
8. Все одновременно произносят имя, педагог показывает динамику ладонями;
9. Все ходят и произносят имя, но по знаку педагога надо замолчать и выполнить задание: присесть, подойти к окну и др.
4. Чистоговорки
Например, игра «Слон на арене». Дети шагают по залу.
Лю-лю-лю! Лю-лю-лю!
Хоботом дудеть люблю!
Гу-гу-гу! Гу-гу-гу!
Даже танцевать люблю!
Трам-ра-рам! Трам-ра-рам!
Люблю кашу по утрам!
Ам-ам-ам! Ам-ам-ам!
Песни сочиняю сам!
Ту-ю-ю! Ту-ю-ю!
На одной ноге стою!
Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!
Достаю свою трубу!
Ас-ас-ас! Ас-ас-ас!
Вальс сыграю я для вас!
Ас-ас-ас! Ас-ас-ас!
Приглашаю вас на вальс!
5. Массаж биологически активных зон «Снегири»
Ра-ра-ра – погляди-ка детвора Приставить ладони ко лбу «козырьком» и растиреть лоб движениями в стороны – к центру
Ря-ря-ря – взошла красная заря Раздвинуть указательный и большой пальцы и растирать точки перед и за ушами
Ре-ре-ре – растет рябина на горе Кулачками энергично провести по крыльям носа 7 раз
Ри-ри-ри – клюют рябину снегири Пальчиками легко пробежаться по щекам
6. Развитие речевого дыхания и голоса
Вьюга старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабой – Ягой.
Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з-з»
С усилением голоса
Застонал лес от вьюги:
«М-м-м-м-м-м»
Тихо, высоким голосом
Тяжело стонут дубы:
«Ш-ш-ш-ш-ш-ш»
С понижением голоса
Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с»
7. Игры на автоматизацию, дифференциацию и закрепление звуков в словах и предложениях.
Например, автоматизация звука «ч» в игре «Воробушки и автомобиль»
Дети «воробушки» сидят на стульях (в гнездышках) и спят. Воспитатель говорит: «В гнезде воробушки живут, рано утром они встают, зернышки весело клюют».
Дети продолжают: «Чик-чирик! Чик-чик!», затем разбегаются по комнате, «клюют зернышки, летают». На сигнал – «гудок автомобиля» возвращаются на свои места.
Игра «Козленок» на закрепление звука «з»
Козленка выбирают по считалке: «Козлик, козлик, выходи и немного поводи».
Дети стоят в кругу, в центре круга – «козленок».
Дети: «Выходи, козленок мой, поиграем мы с тобой».
Козленок: «Ме-ме-ме, играть люблю, вот возьму и догоню».
Дети разбегаются, а козленок их ловит. Пойманные дети называют слово со звуком «з».
Игра продолжается.