Светлана Михайлова
Развитие у старших дошкольников инициативы и самостоятельности через использование дидактических игр и Блоков Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие у старших дошкольников инициативы и самостоятельности через использование дидактических игр с развивающим материалом. Блоки Дьенеша».
Цель:
воспитание самостоятельности, инициативности, настойчивости в достижении цели через решение логических задач с блоками Дьенеша.
Темочки:
- Блоки Дьенеша
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
1. Формирование основных приемов логического мышления: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование.
2. Развитие умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, обосновывать свои суждения
3. Развитие знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного решения учебных задач.
Актуальность.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания дошкольников, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности;
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Самостоятельность (из словаря Ожегова) – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки и помощи.
Инициатива (из словаря Ожегова) – внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каких-нибудь действиях.
Инициативность показывает развитие деятельности личности, проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
С переходом к школьному обучению характер самостоятельности меняется: ребенок должен самостоятельно ориентироваться в ситуации, мыслить самостоятельно, высказывать свою точку зрения.
Сформироваться такая самостоятельность не может за 1-2 месяца адаптации к школе. Вот почему такое важное значение формированию этого качества должно уделяться в старшем дошкольном возрасте.
Наш детский сад работает по программе «Детство», в которой предусматривается работа с учебно-игровым пособием «Логические блоки Дьенеша».
Блоки Золтана Дьенеша - это уникальный игровой дидактический материал, через который решается ряд воспитательных и образовательных задач. Одна из которых воспитание самостоятельности и инициативности, настойчивости в достижении цели.
Система работы с дошкольниками по использованию блоков Дьенеша включает в себя следующие направления:
• Составление перспективного планирования.
• Создание развивающей среды.
• Использование дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша в НОД.
• Использование блоков Дьенеша в самостоятельной деятельности.
• Взаимодействие с родителями.
В своей работе я придерживаюсь концепции Л. С. Выготского:
сначала деятельность детей осуществляется совместно со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребёнка.
Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать, начиная с младшего дошкольного возраста.
Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы организована таким образом, чтобы дать возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Она обеспечивает моим воспитанникам познавательную активность, соответствует их интересам и имеет развивающий характер.
В игротеке выделено специальное место, где в свободном доступе находятся комплекты игр, цветные альбомы, разнообразные схемы, алгоритмы.
В работе использую различные методы и приемы, которые позволят обеспечить мотивацию занятий.
Для поддержания интереса к обучению, необходимо использовать игровые методы и приемы.
Сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов, сказочных персонажей).
Сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело (демонстрационный, раздаточный материал, схемы, игры).
Индивидуальная работа. Целесообразно отстающих детей с новым материалом знакомить раньше, чем детей с высоким уровнем развития
Предлагаемые игры-занятия предполагают совместный поиск решения, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество, а не соревнование и поиск ошибок друг у друга.
Не травмирующая оценка. В младшем возрасте – только положительная. В среднем и старшем – сравнение результатов деятельности ребенка с его же собственными предшествующими достижениями, а не с работой других детей.
Логические блоки используют с 2-3 летнего возраста. С ними ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т. д. Блоки Дьенеша – прекрасный материал для замещения любых предметов. Так маленький красный треугольник можно легко превратиться в маленькую красную треугольную рыбку, а большая синяя круглая фигура может стать прекрасным пирожным для медвежонка.
Работу с блоками я начала с младшего возраста. Придерживалась принципа от простого к сложному.
На данном возрастном этапе (младший и средний возраст, дети уже знают все свойства блоков и обозначение этих свойств на кодовых карточках. Но в самостоятельной деятельности пока просто манипулируют с блоками (фигурами, либо используют как конструктор. Здесь инициатива проявляется только как желание конструирования.
В младшем возрасте подойдут простые игры и упражнения на сортировку элементов по форме, цвету, размеру, толщине. На первом этапе знакомства с блоками ребенок изучает фигуры и знакомится с кодовыми карточками. К концу года малыши находят фигуры по 3-м свойствам.
В среднем возрасте игры и упражнения с блоками усложняются. Используются карточки, на которых изображается отсутствие признака (не красный, не маленький и т. п.). Игры становятся разнообразнее. В игре «Угадай, что лишнее», из трех фигур ребенок должен догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
В игре «Расскажи про машину»
, ребенок закрепляет умение ориентироваться в пространстве (слева, справа, учится составлять описательные рассказы с использованием определений.
Игра "Наведи порядок"
, помогает детям самостоятельно придумывать различные варианты расположения карточек-символов.
Основное умение, необходимое для игры с блоками в старшем дошкольном возрасте – это умение выявлять в различных объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их наличие или отсутствие свойств (вводится понятие отрицания частица «не»). Необходимо удерживать в памяти одновременно до четырех свойств, обобщать объекты по этим свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого. Дети получают умение строго следовать правилам при выполнении действий. Приближаются к пониманию того, что нарушение правил не позволяет получить верный результат.
Чаще всего в организованной или свободной деятельности воспитатели предлагают детям выложить две дорожки или цепочку, где каждая следующая фигура отличается от предыдущей каким-то свойством.
Следующий уровень сложности – это работа с обручами, где моделируется разбиение множества на 8 классов (попарно пересекающихся множеств) с помощью трёх свойств. Как альтернативу игр с обручами, можно использовать задания со шнурами.
В старшем возрасте в игре по типу
«Найди недостающую фигуру»
так же уместно использование блоков. Использование карточек со свободными клетками, позволяет детям проявляя свою инициативу самостоятельно ставить задачу перед играющими, договариваться о правилах.
Для игры «Магазин», необходимы карточки с изображением предметов. Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек, изображенных на карточках. У каждого ребенка логические фигуры - «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры.
«Наряди елочку». На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Наряжаем елочку в соответствии с указанными в карточке символами.
Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов, например, машинку, паровоз, трактор, дом, башню, волшебный ключик, различных животных и т. д.
В группе имеются готовые карточки-схемы с 3-4 символами, которые дети самостоятельно используют в играх.
«Домино»
. Первый ребенок кладет фигуру, второй берет карточку, в соответствии с которой выбирается следующая фигура.
«Лото».
Ведущий по очереди вынимает из мешочка карточки с символами, кодирующими 3 – 4 свойства предмета. Если у играющего, он закрывает эту квартиру чистым листом, тот, кто первым закрывает «все квартиры в этом доме», становится ведущим.
Кроме использования карточек, можно использовать альбом с символами. Для этого подойдет любой старый перекидной календарь на спирали. Этот альбом ручного изготовления привлекает детей своей мобильностью – задания ребёнок на ходу придумывает и меняет.
Дети этого возраста любят игры с кубиками. Мы изготовили 4 кубика, на гранях которых изображены символы свойств блоков (размер, форма, цвет, толщина) и символы отрицания свойств. Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств (подбрасыванием кубика, а это всегда нравится детям. Самостоятельно изготовленные кубики со свойствами, можно использовать в игре «Домино». Дети могут придумать игры самостоятельно.
Дошкольники применяют блоки в сюжетных играх в качестве заместителей. В игре “Магазин” – деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. «Почта» – адрес на посылке, письме, открытке обозначаются блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками. «Поезд», «Театр» – билеты, места.
В старшем возрасте дети учатся не только кодировать, но и декодировать информацию о свойствах предметов. Для этого используются игры с различными таблицами. Особый интерес у детей вызывает применение в игре таблица с меняющимися символами. Сложность работы с этой таблицей заключается в выборе правильных контуров таблицы.
"Дешифровка". Предлагаю детям ключ к расшифровке. Используя ключ, дети находят зашифрованные фигуры.
Чтобы игра была более интересной, используются различные игровые ситуации.
Освоив эту таблицу с воспитателем, дети используют её самостоятельно в игре «Школа», «Какая фигура спряталась?»
В особую группу можно выделить игры, которые требуют хороших навыков вычислительной деятельности, умения решать примеры на сложение и вычитание. Когда дошкольники освоили состав числа в пределах 10, игровую среду пополнили таблицей, в которой каждый символ соответствует определенной цифре.
Детям предлагается таблица, в которой каждый символ соответствует определенной цифре.
Интересных игр много! Ребятишки всегда с удовольствием решают логические загадки и всегда испытывают радость от представленной выше игровой деятельности, которая раскрывает перед детьми новые возможности, дает рост их достижениям и связывает растущую самостоятельность и инициативность с успешной перспективой обучения в школе.