Ольга Щетинина
Развитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый родитель желает видеть своего ребё нка успешным в будущем: в учебе в школе, профессиональной деятельности. Безусловно, успешность ребенка будет зависеть от многих факторов, но, прежде всего, от того, насколько развиты у него процессы внимания, памяти, мышления, восприятия, способен ли он проявлять активность, самостоятельность, добиваться поставленных целей, находить нестандартные, творческие решения поставленных задач. Все это, конечно, формируется у детей постепенно, но повлиять на процесс становления и развития личностных качеств должен взрослый, который направляет и стимулирует к деятельности.
Публикация «Развитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков Дьенеша» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Логическое мышление
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Перефразировав известное высказывание Антуана де Сента-Экзюпери из произведения «Маленький принц» можно сказать ребё нку: «Вот тебе коробочка, а в ней лежит всё, что ты захочешь».
Действительно, в этой небольшой коробочке лежат 48 объёмных геометрических фигур, которые отличаются друг от друга по цвету, форме, величине и толщине:
• четыре цвета (красный, синий, желтый, зелёный);
• четыре формы (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
• две величины (большой, маленький);
• две толщины (толстый, тонкий).
Это уникальный дидактический материал для развития интеллекта у детей, и эта уникальность заключается в его простоте. Каждая объёмная геометрическая фигура (или блок) характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одного одинакового блока, которые при желании ребё нка или взрослого могут превратиться во что или в кого угодно: разноцветные машинки, весёлых жильцов многоэтажного дома, непослушных муравьишек, таинственный клад и многое другое. Используя блоки Дьенеша, можно с детьми придумать много сценариев различных игр. Например, на время стать садовниками, выбрать себе клумбу-обруч и «посадить» в неё цветы-блоки, а можно превратиться в пекарей и «испечь» вкусные ароматные блоки-пряники для гостей.
Чему же может научиться ребёнок, что он может освоить, играя с блоками Дьенеша? При непосредственном практическом действии с блоками Дьенеша ребёнок :
• осваивает основные способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте: сравнение (наложение, приложение, упорядочивание (сериация, классификация (группировка, обобщение;
• развивает умения выявлять свойства предметов, называть их, обозначать их отсутствие, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения;
• учится концентрировать своё внимание, тренирует память, развивает мышление и восприятие сенсорных эталонов;
• упражняется в декодировании (расшифровывании) и кодировании информацию, следуя знакам-символам наличия или отрицания свойств блоков.
• развивает творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;
• учится читать схемы, следовать алгоритму, развивать умения выявлять и абстрагировать свойства блоков;
• в процессе решения познавательных задач выдвигает идеи, включается в обсуждение, пользуясь при этом аргументированной и доказательной речью;
• становится самостоятельным, ответственным, настойчивым в преодолении трудностей.
Для поддержания интереса у ребёнка разработаны красочные наглядно-дидактические пособия, вызывающие у него желание творить, искать, решать.
Альбом "Лепим нелепицы"- это игры с небылицами. Как и в любой игре, в игре словами для ребенка главное - упражнение приобретенных знаний, своеобразная проверка своих сил, свобода обращения со словом и игровым материалом. Альбом содержит сюжетные картинки, которые нужно «дорисовать», пользуясь знаками символами блоков.
Пособие «Давайте вместе поиграем» содержит 20 игр, разрезной материал для них, игровые панно.
В альбоме «Спасатели приходят на помощь» даны житейские истории-ситуации, которые необходимо решить в ходе практических действий с блоками, включены также игры с правилами и лабиринтами.
Пособие «Праздник в стране блоков» содержит игры для организации детской коллективной познавательно-игровой деятельности.
Игра "Поиск затонувшего клада" станет помощником в развитии способности действовать в уме, пространственной ориентировки. В трюме затонувшего корабля найден запечатанный сундук с большим количеством камней разной формы, цвета, размера и толщины. Среди них есть камни с необычными свойствами. Как обнаружить их среди других? Оказывается, свойства этих камней зашифрованы на шести листах с помощью знаков-символов, нужно их только расшифровать.
Игры с логическими блоками Дъенеша используются в развивающей и корекционно - развивающей работе с детьми педагога-психолога в форме индивидуальных и подгрупповых занятий. Эффективность включения данной формы работы с детьми по развитию интеллектуальной готовности детей подготовительной к школе групп подтверждается результатами диагностики.
Логические блоки Дьенеша дают ребёнку первое представление о таких сложнейших понятиях как схемы и алгоритмы, кодирование информации, логические операции. Игры с блоками Дьенеша способствуют ускорению процесса развития у дошкольников познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, простейших логических структур мышления. Очень важно, что всё это происходит во время игры. Ребёнок играет, а знания «приходят к нему сами» в процессе игры.