Валентина Радушкевич
Картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша
Развитие мышления в дошкольном возрасте представляет собой сложный, последовательный процесс, претерпевающий различные изменения. В дошкольные годы ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность, его психические познавательные процессы.
Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значимая роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания.
Публикация «Картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
Использование логических блоков Дьенеша позволяет постепенно развивать мыслительные операции: от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. Дети учатся сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам, несколько позже – по трем и по четырем свойствам.
Кроме этого, дети учатся пользоваться знаками, постепенно переходя от наглядно-образной формы мышления к наглядно-схематической форме мышления, а затем к словесно-логической форме мышления.
1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: Развитие интереса у детей к геометрическим фигурам и умение находить и на ощупь определять геометрическую фигуру, называть ее.
Материал: Чудесный мешочек, набор геометрических фигур разного цвета.
Ход игры:
Воспитатель говорит детям, что сегодня утром Вини – Пух, принес им «чудесный мешочек» с посланием:
Я – чудесненький мешочек
Вам, ребята, я дружочек,
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть!
Если вы, ребята отгадаете загадки, то узнаете, что лежит в «мешочке».
А вот и загадки, которые Винни – Пух положил в мешочек :
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на кружку,
На кольцо, на колесо
Кто же я такой, друзья?
(Круг)
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его?
(Квадрат)
Три угла, три стороны,
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочешь сам.
(Треугольник)
Дети рассматривают, что лежит в мешочке, достают фигуры, определяют их форму и цвет. Затем закрывают глаза, воспитатель прячет фигуры в мешочек. Каждый ребенок на ощупь определяет форму фигуры, называя ее.
2. Дидактическая игра «Волшебные камни»
Цель: Расположение предметов «внутри» и «вне» круга.
Материал: Набор логических блоков Дьенеша, обруч.
Ход игры:
Воспитатель:
Ребята, сегодня наши логические блоки превратились в волшебные камни, сейчас мы с ними поиграем.
- Все красные треугольные камни положить внутри обруча, а синие круглые вне обруча.
- Положить желтые толстые камни вне обруча, а желтые тонкие внутри обруча и т. д.
3. Дидактическая игра «Найди клад»
Цель: Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.
Материал: 8 квадратных логических блоков, круги из бумаги («клады»).
Ход игры:
Перед детьми лежат 8 квадратных блоков:
4 синих (большой тонкий, маленький тонкий, большой толстый, маленький толстый) и 4 красных (большой тонкий, маленький тонкий, большой толстый, маленький толстый).
Дети – кладоискатели, кружок из бумаги – клад.
Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатели ищут его, называя различные свойства блоков. Тот кто находит клад, забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад.
Ведущий вначале сам выполняет роль кладоискателя и показывает, как вести поиск клада. Называет различные свойства блоков. Если ведущий правильно указывает свойства блока, под которым находится клад, дети должны говорить «да», если неверно – «нет». Например, ведущий спрашивает:
- Клад под синим блоком?
- Нет, - отвечают дети.
- Под красным?
- Да.
- Под большим?
- Да.
Кладоискатель проверяет. Если находит клад, забирает его себе, если нет – продолжает поиск. Выигрывает тот, кто найдет больше кладов. При повторении игры блоки меняют по форме и цвету, увеличивается их количество за счет присоединения фигур оставшегося цвета.
4. Дидактическая игра «Цветок»
Цель: Классификация блоков по трем признакам: цвету, форме и размеру.
Материал: Набор логических блоков Дьенеша, обручи, карточки – символы.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям построить красивый цветок из волшебных фигур. Для этого раскладывается четыре обруча, так, чтобы каждый обруч имел две области пересечения, путем наложения одного на другой. В каждый обруч положить карточки – символы.
Разные варианты: например: круглые, красные, квадратные, маленькие. Необходимо разложить блоки в обручи и области их пересечения, в соответствии с признаками.
5. Дидактическая игра «Домино»
Цель: Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам.
Материал: Логические фигуры или блоки.
Ход игры:
В игре участвуют четыре человека. Фигуры делятся поровну между игроками.
Игроки договариваются о правилах игры: прикладывать к выложенным фигурам только фигуры другого цвета.
Один из игроков делает первый ход – кладет на стол любую фигуру. Остальные по очереди выкладывают свои фигуры в соответствии с правилами.
Тот, кто первым выложит все фигуры, становится ведущим и делает первый ход в следующей игре. Правила игры меняются: ходить фигурами другой формы или другого размера.
6. Дидактическая игра «Засели домики»
Цель: Развитие классификационных умений.
Материал: Логические блоки или фигуры, карточки с изображением домиков
Ход игры:
Перед детьми таблиц. На ней нарисован новый дом в городе логических фигур. Но жители города - фигуры никак не могут расселиться в нем. А заселить дом надо так, чтобы в каждой комнате оказались одинаковые по размеру жильцы (фигуры).
Знаки внизу домика подсказывают, какие фигуры и в каких комнатах должны поселиться.
Дети разбирают фигуры и раскладывают их в домике. В конце дети проверяют и называют, чем похожи все фигуры в каждой клетке (квартире, какие они.
Упражнения повторяются. Сначала дети классифицируют фигуры по указанным основаниям (заполняют домики со знаками, а затем самостоятельно выделяют признак, по которому можно разделить фигуры (заполняют домики без знаков).
7. Дидактическая игра «У кого в гостях Винни – Пух и Пятачок»
Цель: Развитие способности анализировать, сравнивать, обощать.
Материал: Карточки с логическими таблицами (табл. 2, логические фигуры.
Ход игры:
Винни - Пух и Пятачок отправились в город логических фигур. В каждом доме они побывали только у одной фигуры. Зашли они в первый дом.
У какой фигуры в гостях Винни – Пух и Пятачок?
Дети находят недостающую фигуру и кладут в клетку, где нарисованы Винни – Пух и Пятачок. Если дети не могут самостоятельно решить задачу, взрослый предлагает рассмотреть, какие фигуры находятся в верхнем и среднем рядах. Установить, чем похожи эти ряды. А затем определить какой фигуры недостает.
Затем дети находят недостающие фигуры в другой дом. От поиска одной фигуры пере ходят к поиску двух недостающих фигур.
8. Дидактическая игра «Спрячь зайчика от лисы»
Цель: развитие классификационных умений (классификация по двум признакам: форма, цвет).
Материал: Карточки разного цвета и окнами разной формы с изображением зайчика, соответствующие им по цвету и размеру геометрические фигуры.
Ход игры:
Лисичка охотится за зайчиком, нужно подобрать дверцу в норку таким образом, чтобы лисичка не заметила зайчика.
Дети самостоятельно выбирают геометрическую фигуру, которая наиболее подходит к окошку на карточке.
9. Дидактическая игра «Загадки без слов»
Цель: Развитие умений расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково – символическим обозначениям.
Материал: Логические блоки, карточки с обозначением свойств.
Ход игры:
(Воспитатель предлагает детям отгадать необычные загадки).
Воспитатель: Это загадки без слов.
Я буду показывать карточки со знаками. Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте эти фигуры.
Дети ищут соответствующий блок, найдя, оставляют его себе. Тот, кто допускает ошибку остается без блока. Таким образом, предъявляются по одной различные карточки – свойства.
10. Дидактическая игра «Карусель»
Цель: Развитие классификационных умений по трем признакам: форма, цвет, величина.
Материал: Обруч с лентами, на концах которых пришиты геометрические фигуры разной формы, величины, цвета, билеты.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Но для этого нужно приобрести билеты. Дети покупают билеты (геометрические фигуры).
Дети самостоятельно выбирают блок, соотносят ее с геометрической фигурой, висящей на обруче.
11. Дидактическая игра «Угадай Фигуру»
Цель: Развитие логического мышления, умений кодировать и декодировать информацию о свойствах.
Материал: Логические фигуры и два набора карточек – свойств с перечеркнутыми знаками на каждую пару детей.
Ход игры:
Дети разбиваются на пары.
Каждый выбирает себе одну фигуру так, чтобы не видел партнер. Игроки договариваются, какое свойство фигуры будут загадывать (цвет, форму или размер).
Затем дети карточками обозначают загадываемое свойство своей фигуры. Каждый должен угадать, какая фигура у партнера и правильно назвать ее свойство
Сначала в играх загадывается только одно какое – то свойство фигуры, затем два (например, размер и цвет, размер и форма или цвет и форма).
12. Дидактическая игра «Волшебные цветы»
Цель: Развитие классификационных умений; уточнение знаний о геометрической фигуре – круг. Классификация по одному признаку - цвет.
Материал: круги разного цвета, полоски, соответствующих цветов.
Ход игры:
На волшебном лугу выросли разноцветные цветы, но подул сильный ветер и перепутал все бутоны. Как же вернуть красоту лугу?
Дети самостоятельно подбирают круги к геометрической фигуре – кругу, объясняя свой выбор.