Ксения Аюпова
«Развитие творчества дошкольников в изобразительной деятельности через сказку и сказочные образы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творчества дошкольников
в изобразительной деятельности
через сказку и сказочные образы»
автор: Аюпова Ксения
Актуальность.
Публикация «„Развитие творчества дошкольников в изобразительной деятельности через сказку и сказочные образы“» размещена в разделах
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. В последующие годы не складываются такие благоприятные условия и возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творческих способностей - одна из главных задач воспитания.
Основной целью моей работы является: развитие творчества ребенка в изобразительной деятельности через сказку, сказочный образ, его творческое воплощение.
Задачи:
1. Знакомство детей с творчеством художников, иллюстраторов, учить замечать, какие художественные средства используют художники для характеристики сказочных образов в картинах и иллюстрациях к книгам.
2. Самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности;
3. Создать условия, позволяющие повысить творческую активность дошкольников, посредством организации предметно-развивающей среды, содержащей предметы для театрализованной деятельности.
4. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников с помощью рассказывания и драматизации сказок.
5. Совершенствовать у детей технические умения и навыки в рисовании, лепке и аппликации.
6. Дать возможность детям выразить свое отношение к сказочному произведению делать выбор сказочных персонажей, предметов, строений, подбор красок; использовать разнообразные технические приемы рисования красками;
7. Воспитывать у детей чувство сотрудничества: участвовать в коллективной работе, планировать свою деятельность, давать оценку результатам.
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. Сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Из сказки дети получают первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют детям впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его представлять как выглядит тот или иной персонаж.
Все дети любят сказки. Сказка приходит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, она становится для ребёнка постоянным спутником, сказочные герои живут рядом с детьми. «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», становятся неотъемлемой частью жизни наших детей. И чем же привлекают малыша сказочные герои? Своей непосредственностью, искренностью, чистотой, так как детская душа открыта и вмещает в себя все эти чувства. Дошкольникам свойственно верить всему, о чем они узнают из сказочных историй, дети в этом возрасте необычайно доверчивы, и «по – настоящему» слышат голоса животных, которые «говорят» в сказках. Взрослый должен максимально использовать все вербальные и невербальные средства выразительности: интонацию, мимику, жесты, чтобы привлечь ребёнка, и вместе с ним перенестись в сказку, и окунуться в среду чудесных превращений.
В результате знакомства со сказкой у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное и художественное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Именно поэтому сказки – это неотъемлемая составляющая часть нравственного и художественно-эстетического воспитания дошкольников.
Одним из эффективных методов творческого развития дошкольников является совмещение понятий «сказки» и «творчества», другими словами, это метод «сказочного творчества». После прослушивания и обсуждения сказки, детям предлагается сделать сказку своими руками. Дети лепят, рисуют, выполняют разные поделки из природного материала. Своими изделиями ребята стараются передать то, что им запомнилось, что взволновало и вызвало интерес, поэтому продуктивное творчество оказывает довольно большое влияние на умственное развитие детей.
При изготовлении различных сказочных персонажей ребята приобретают умения правильно изображать животных и людей, выделяя их характерные признаки. С изготовленными изделиями дети обыгрывает отдельные эпизоды сказок, различные ситуации и взаимоотношения героев. В игре с изготовленными фигурками дети придумывают свои собственные сюжеты, придумывают свои концовки к сказкам. На основе формирования художественного воображения у детей развивается словесное творчество. Обыгрывание сказок безусловно расширяет словарный запас детей, помогает правильно строить диалог, развивает связную логическую речь. Необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры, которые всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Приступая к работе по развитию творчества через ознакомления детей со сказкой и сказочными образами, актуальны формы и методы применяющиеся в работе:
• Чтение сказки и ее пересказ;
• Обсуждение поведения сказочных героев причины их успеха и не удач;
• Рассматривание иллюстраций к сказкам, знакомство с художниками, рисующими сказочные картины;
• Обсуждение образов сказочных героев, художественных средств для выделения главных черт;
• Театрализованное исполнение сказок;
• Проведение конкурса знатоков сказок;
• Выставки рисунков детей по мотивам сказок;
• Проведение творческих выставок изготовленных совместно с родителями по мотивам сказок.
Использование произведений изобразительного искусства является одним из путей усвоения детьми способов творческих действий. Это объясняется тем, что в процессе активного восприятия художественного образа в картине, иллюстрации дети знакомятся с выразительно-изобразительными средствами, которыми передано содержание сказок.
При чтении сказок, и рассматривании иллюстраций внимание детей направляется на передачу художниками тех или иных образов (характерные признаки, позы, движения персонажей, на цветовое решение темы. Особое внимание уделяется композиции рисунка.
Что бы разнообразить детское творчество в работе используются дидактические игры «Узнай по силуэту», «Какие герои сказок заблудились?», «Перепутанные сказки», «Найди двух героев одной сказки» они помогли детям в игровой форме усвоить материал.
Создана подборка стихотворений и загадок по сказкам былинному жанру.
Под влиянием сказок, дети постепенно раскрывают свои творческие способности. Для того что бы дети могли выразить свое отношение через рисунок или лепку к той или иной сказочной теме у них уже имелся определенный опыт рисования.
Условия для реализации:
организация предметно-пространственной среды, целенаправленный подбор произведений искусства;
использование разнообразных методов и приемов при изображении детьми сказочных образов в рисунке; обсуждение и анализ рисунков; организация выставки работ детей; рассматривание иллюстраций в книгах;
сочетание фронтальных занятий и индивидуальной работы;
планирование работы по изобразительной деятельности с учетом взаимосвязи между предметным и сюжетным рисованием
Предполагаемый результат:
1. Дети знают признаки, по которым мы узнаем сказку, какие бывают сказки, знают сказки народов мира.
2. У детей пополнился словарный запас, дети могут выразительно передавать содержание сказок, замечать характерные особенности изображения персонажей в книжных иллюстрациях.
3. У детей развивается творческое мышление, любознательность, наблюдательность и воображение с помощью продуктивных видов деятельности.
4. У детей сформированы навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, действуют на сцене в коллективе; держатся уверенно перед аудиторией.
Данная программа составлена с учетом :
- «Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет»/ автор И. А. Лыкова.
- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: средняя группа. Программа, конспекты. – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003, 160 с., ил
-Дронова Т. Н. Художественное творчество детей 2-7 лет: Метод. пособие для воспитателей: Просвещение, 2011.-240с. : ил.
-Занятия изобразительной деятельности Коллективное творчество/под ред. А. А. Грибовской. -М : ТЦ Сфера, 2010.-192с. (Вместе с детьми)