Оксана Деркач
Роль родителей в восстановлении социального статуса особого ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
В семье появился особый ребенок… И не важно, какая это семья: полная или неполная, с разным составом семьи, с разным материальным положением. Все семьи одинаково реагируют на известие, что родившийся малыш будет не таким, как другие дети. Появление ребенка с нарушением развития становится крайне сложным опытом для семьи, нарушая ожидания, связанные с будущим. Такой опыт со временем не забывается, не отходит на задний план. Он остается навсегда, постоянно влияя на отношение родителей и других родственников и на отношение к ребенку, и на отношение с окружающим миром.
Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья становится крайне сложным опытом для семьи. Оказавшись в такой ситуации, семья начинает долгий путь по восстановлению здоровья ребенка. Закончится он успехом или неудачей – во многом зависит от самых близких для ребенка людей.
В психологии принято выделять пять основных этапов переживания горя:
1. Отрицание - человек не верит, что это произошло с ним;
2. Агрессия – произошедшие вызывает чувство гнева, негодования, несправедливости и т. д. ;
3. Торги – человек пытается «совершить сделку» с высшими силами, а взамен надеясь вернуть благополучие;
4. Депрессия – все активные попытки бороться с горем завершены, ресурсы истощены, появляются апатия, безразличие, ощущение собственной беспомощности и т. д. ;
5. Принятие – человек учится примиряться со своей нынешней жизнью – такой, какая есть, принимать ее, видеть в ней положительные стороны, появляется желание жить дальше.
Но для того, чтобы пройти все эти этапы и вновь обрести гармонию, нужна большая внутренняя работа каждого члена семьи. Их решение жить дальше - это уже первый шаг на пути к приятию ситуации. На этом этапе важно не отказываться от любой помощи. Для восстановления гармонии может пригодится и совет специалистов (психологов, реабилитологов, и опыт людей, прошедших этот сложный путь до вас, и общение в различных группах поддержки. Внутреннее спокойствие родителей, их уверенность в успехе – это залог того, что особый ребенок сможет принять и полюбить себя, сможет радоваться жизни и многого добиться.
Сара Ньюмен, мама особенного ребенка, в своей книге «Игры и занятия с особенным ребенком. Руководство для родителей» дает вот такие советы:
- Помните о том, как вы любите своего ребенка, как вы нужны ему, а он – вам. Радуйтесь ему, думайте о нем не как об «инвалиде», а прежде всего как о вашем ребенке, которого вы очень любите.
- Живите настоящим и старайтесь не заглядывать слишком далеко в будущее. Воспринимайте своего ребенка таким, каков он есть, каким будет в ближайшие дни или недели. Разве можно с уверенностью сказать, каким станет ребенок через пять или десять лет?
- Двигайтесь вперед. Каким бы медленным ни было продвижение вперед, сконцентрируйтесь на успехах ребенка и не мучайте себя, сравнивая его с «нормальными» сверстниками».
Отрицание и принятие
На еще нерожденного ребенка, как правило, возлагаются большие надежды: он будет и красивым, и умным, и здоровым и будет обладать еще многими хорошими качествами. А когда ребенок оказывается «несовершенным», эти мечты и ожидания рушатся, и у родителей возникает боль утраты, можно долго не принимать сложившуюся ситуацию, находиться в состоянии внутренней борьбы и обороны от внешнего мира. Но ее принятие будет гораздо эффективнее. Оно позволит начать строить новую жизнь, где есть место особенному ребенку. Принятие создает пространство для наблюдения и понимания, позволяет увидеть возможности и найти ресурсы, которые до этого были скрыты.
Отчаяние и надежда
Отчаяние – частый спутник в начале пути. Диагноз ребенка может быть очень тяжелым и у родителей возникает страх, чувство вины, ощущение бессмысленности и одиночества. Но многие семьи со временем начинают справляться с отчаянием. Они ищут информацию о заболевании их ребенка, о методах его лечения и реабилитации, обращаются в развивающие центры за помощью, находят группы поддержки для родителей детей-инвалидов, создают ассоциации единомышленников, читают методическую литературу по данному вопросу. На место отчаяния приходит надежда.
Вина и прощение
Болезнь собственного ребенка вызывает чувство вины, личной неудачи. Зачастую родители замыкаются, им хочется спрятаться, не выходить из дома и не встречаться с другими людьми. Именно на этом этапе возникают мысли о справедливости в мире и ответственности человека в нем. И как следствие, понимание и принятие ситуации. Происходит осознание ограничений и возможностей своего ребенка, снимается с себя бремя вины, появляется место для прощения, приходит ощущение освобождения и облегчения. Принятие ситуации, в которой оказались родители и их ребенок – это огромный шаг в новый мир, где ребенка принимают таким, какой он есть.
Изоляция и близость
Определенные проблемы ребенка, несомненно, создают в его жизни ограничения. Обычно это сказывается и на его семье. Если ребенок имеет выраженные нарушения, то, скорее всего, он не сможет посещать обычный детский сад и школу, у него возникнут проблемы при выборе профессии. Для семьи изменение социальных возможностей ребенка означает изменение и ее социальных возможностей, семья подвергается риску остаться вне социального процесса. Поэтому очень важно для семьи сохранить близость с окружающими, завести отношения с новыми людьми. Большую помощь в этом процессе может сыграть обращение к семейному психологу или в группы поддержки.
Потеря и обновление
Осознание того, что твой ребенок отличается от сверстников, иногда вызывает чувство потери: потери собственных надежд, потери возможностей своего ребенка. Однако осознание этой потери дает возможность принять реальность и сделать переоценку жизненных ценностей.
Бессмысленность и смысл
Нарушение развития ребенка на первых порах дает родителям ощущение потери стимула для жизни. Но постепенно приходит осознание ситуации, и как следствие, у родителей появляется смысл жизни, смысл борьбы за будущее своего ребенка.
Как помочь ребенку?
Каждый родитель желает своему ребенку, прежде всего счастья. Но представления о счастье у каждого человека свои. Кто-то под понятием «счастье» имеет ввиду любовь, кто-то семейные ценности. Другие – интересную профессию и карьерный рост. Третьи видят счастье в общении с настоящими друзьями. В любом случае представления родителей о будущем своего ребенка тесно переплетаются с необходимостью его успешной социализации.
Помимо социализации существуют и другие стороны жизни ребенка, в которых вы можете ему помочь.
Познавательное развитие
Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, нередко нуждаются в дополнительном внимании к их психомоторному развитию. Мозг человека так устроен, что все функции тесно переплетены и «неполадки» в развитии одной из них может тянуть за собой трудности в развитии другой. Родителям необходимо внимательно наблюдать за своим ребенком, своевременно обращать внимание на его затруднения и оказывать необходимую помощь ребенку. Учитывая его диагноз, потребности и возможности, правильно организовывая жизнь ребенка, можно избежать выраженных трудностей в его развитии, ограничиться только минимальными.
Чем раньше начать развивать ребенка, отталкиваясь от его особенностей и используя специальные упражнения и игры, тем большего успеха вы добьетесь.
Эмоциональное и социальное развитие
Некоторые дети с особыми потребностями не проявляют интереса к окружающим людям. Другие же просто не обладают определенными навыками общения и ведут себя грубо, агрессивно, навязчиво.
Для успешного социального развития ребенку необходимо выработать определенные потребности и освоить некоторые умения и навыки:
• Интерес к людям;
• Соблюдение границ;
• Понимание собственных чувств и чувств окружающих;
• Понимание правил поведения в обществе.
Играйте с ребенком в игры, которые ему нравятся: это позволит ему увидеть смысл в общении с вами. Во время игры старайтесь чаще вступать в контакт с ребенком (зрительный, физический, побуждая его выражать свое желание или не желание играть, общаться, вступать в контакт.
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» гласит русская поговорка. Поэтому не ждите, что ваш ребенок начнет что-то выполнять (или перестанет что-то делать) только благодаря словесному объяснению. Лучше всего воспитывать ребенка личным примером. Свободно и доброжелательно общаясь с другими людьми, вы покажете ему способ взаимодействия с ними. Наблюдая за вами, ребенок начнет подражать вам, тем самым перенимая модель поведения с окружающими. Если ребенок комплектует, замыкается в себе при попытке общения с другими детьми, некомфортно чувствует себя на игровой площадке и в других «обычных» детских местах, то стоит организовать посещение центров развития, где к вашему ребенку заведомо отнесутся с пониманием. Приглашайте сверстников ребенка к себе в гости, где он чувствует себя уверенно в знакомой обстановке. Это станет его первым шагом в полноценную детскую жизнь.
Повышение самооценки
Для успешной социализации особого ребенка необходимо, чтобы он чувствовал себя полноценным членом общества. К сожалению, наше общество далеко от совершенства и на жизненном пути ребенка-инвалида обязательно встретятся люди, проявляющие нездоровый интерес. Поэтому его необходимо подготовить к таким неприятным встречам. Воспитав своего ребенка в любви и приняв его особенности, родители дадут ему крепкую основу, на которую он сможет опереться, столкнувшись с подобной ситуацией. Если родители видят в своем ребенке полноценного человека, а не беспомощного инвалида, дают ему возможность поверить в свои силы, то никакие «доброжелатели» не смогут убедить его в обратном.
Важно помочь найти ребенку занятие, в котором он сможет самореализоваться. Дайте ребенку возможность участвовать в конкурсах, выставках, посещайте занятия в кружках и спортивных секциях, подбадривайте его, замечайте и поощряйте малейшие успехи. Одним словом, пусть он «рискует» и проявляет себя, чтобы не вырос пассивным получателям социальных услуг, научился делать выбор. Способность выбирать поможет ему развить чувство самостоятельности и независимости, поможет ощутить себя хозяином своей собственной жизни.
Пути социализации особого ребенка
Начать путь к социализации своего ребенка родители могут самостоятельно. Существуют специальные организации, оказывающие помощь родителям в воспитании особенного ребенка. Вам и вашему ребенку потребуется психолого-медико-педагогическая диагностика. Эту работу выполняет Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Одна из целей деятельности ПМПК – организация помощи детям с отклонениями в развитии на основании проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания (при наличии у них лицензии на право осуществления медицинской деятельности).
Проведя процедуру диагностики и определив слабые и сильные стороны ребенка, специалисты установят необходимую форму обучения в образовательных учреждениях (специальных, интергативных или массовых, общих или вспомогательных и пр.)
Виды учреждений, осуществляющих помощь в социализации особых детей
Ранний возраст и дошкольный возраст
Службы ранней помощи, детские развивающие центры, реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями, различные виды групп в массовых и интегративных детских садах.
Школьный возраст
Специальные коррекционные школы, интегративные и инклюзивные школы, надомное обучение.
В настоящее время школьникам с ограниченными возможностями доступны три вида получения образования:
• Надомное обучение – подразумевает полную изоляцию от общества и индивидуальный подход к образовательным потребностям ребенка;
• Специальное обучение (в специальных коррекционных школах) где дети общаются только с детьми со схожими трудностями в развитии и где программа адаптирована под их потребности;
• Интегративное обучение – здесь осуществляется максимальная социализация ребенка, но необходимо учитывать, что при обучении в общеобразовательной школе не всегда возможен индивидуальный подход к особому ребенку.
Вопросы профессиональной ориентации
Вопрос профессионального выбора особого ребенка чрезвычайно важен. При выборе профессии необходимо учитывать не только умственные и физические возможности подростка, противопоказания по заболеванию, но и его интересы и увлечения. Важно показывать ребенку как можно больше его возможностей, поближе познакомить с разными, доступными для него, профессиями. Можно также обратиться к психологу или социальному педагогу для проведения профориентационного тестирования.
В настоящее время большую популярность приобрело дистанционное обучение. Это хорошая возможность для ребенка с особыми потребностями получить профессию. Огромные ресурсы интернета дают возможность получить образование не только в учебных учреждениях вашего региона, но и во многих других регионах России и даже за рубежом.
Остается доступным и традиционное обучение в колледжах и ВУЗах. В некоторых колледжах и ВУЗах осуществляется обучение инвалидов определенных категорий, где подростки могут получить широкий спектр профессий – от швеи или столяра до бухгалтера и программиста.
Залог успешной социализации особого ребенка и его семьи заключается в принятии родителями своего ребенка, активной и открытой позиции семьи по отношению к окружающим, и хорошей осведомленности семьи по поводу возможностей, которые предоставляет современное общество и государство.