Наталья Ярухина
Развитие творческих способностей дошкольников в процессе организации конструктивно-модельной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
(ФГОС ДО) задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ. На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития.
Знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников в процессе организации конструктивно-модельной деятельности» размещена в разделах
совместной деятельности организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность. Под конструктивно-модельной деятельностью принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов,изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (ветки, шишки, камни и т. П.) и бросового (картонные коробки, катушки и т. п.) материала. Она способствует развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением.
Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений. Таким образом, данная деятельность, несомненно, в общем умственном развитии ребёнка, поскольку способствует становлению важнейшего умственного действия – наглядного моделирования – основы образного мышления.
Особенность конструктивно-модельной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка.
В процессе данной деятельности дошкольники обучаются планировать предстоящую работу, анализировать собственные действия, делать выводы, исправлять ошибки,составлять из отдельных частей целое, сравнивать и обобщать. Конструктивно-модельная деятельность объединяет детей, приобщает их к коллективной работе, предоставляет возможность проявить находчивость, выдумку, договориться, помочь друг другу, воспитывает усидчивость, трудолюбие и терпение.
Однако в настоящее время недостаточно развит процесс организации конструктивно-модельной деятельности. Следует иметь в виду, что у дошкольника наглядно-образное мышление, поэтому разнообразный наглядно-образный материал в обучении имеет важное практическое значение.
Развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе отвечает всем требованиям, предъявляемым ФГОС ДО:
- содержательно-насыщенная, соответствующая возрастным возможностям ребёнка и содержанию Программы;
- трансформируемая;
- вариативная;
- полифункциональная;
- доступная;
- безопасная;
- здоровьесберегающая;
- эстетически-привлекательная.
В работе с детьми использую конструирование из строительного материала, из деталей конструкторов, из крупногабаритных модулей. С этой целью создана соответствующая развивающая среда. В группе имеются в достаточном количестве крупный и мелкий (настольный) строительный материал, различные виды конструкторов : пластмассовый, деревянный, металлический, мягкий, тематический. В строительном уголке расположены разнообразные мелкие игрушки: мягкие, резиновые, металлические, пластмассовые, изображающие людей, транспорт, животных, птиц для дальнейшего обыгрывания построек.
Также в группе имеются альбомы с фотографиями и рисунками разнообразных построек нашего города, альбом с фотографиями наиболее знакомых детям сооружений, а также альбомы с фотографиями мостов, различных видов транспорта и дополнительного материала (машинки, елочки, клумбы для цветов, цветы, фонари, и другие атрибуты, которые дети изготовляют в свободной деятельности - все это развивает их фантазию). Таким образом, организуя себе среду, ребенок учится культуре труда, что очень важно для его дальнейшего развития. Все детали хранятся на специальных полках по формам, чтобы дети знали, где какая форма лежит. А мелкий строительный материал в коробках, где все детали складываются. Для технического конструирования, прежде всего, должно быть достаточное количество строительного материала, чтобы одновременно могли заниматься все дети или половина группы.
Материала всегда должно быть больше, чем нужно для данной постройки, и по формам и по количеству, чтобы приучать детей брать лишь необходимое количество. Овладение конструированием на начальных этапах проходит под руководством взрослого. Действуя со строительными материалами, дети знакомятся с отдельными свойствами геометрических тел и пространственных отношений. Учатся планировать и организовывать свою деятельность и добиваться результата.
Использование настольного строительного материала в конструктивной деятельности детей дошкольного возраста даёт возможность действовать одновременно большой группе детей, обеспечивая каждому непосредственную работу с деталями строителя. В зависимости от заданий, которые даю детям выделяю конструирование по образу, по условию.
Дети моей группы очень любят конструировать разнообразные постройки из различных видов конструктора, умеют договариваться друг с другом об этапах возведения построек, намечают последовательность возведения построек. В работе с детьми использую показ строительства, т. к. у детей не имеется достаточного опыта конструирования, предлагаю задания по условиям, которые они усложняют, дополняют (такой же дом, но выше, с окном и т. д.). Если ребенок затрудняется, задаю вопросы: «С чего начнешь? Наверное, с колес? (показывает на картину) Что ты положишь на колеса? Сколько кирпичиков?" и т. д. При конструировании по условиям ребенок воспроизводит в конструкции знакомый объект исследования с учетом определенных требований, например, построить маленький домик для куклы или гараж для большой машины.
Учу детей выделять в предметах основные части, выделять части в готовых образцах построек, видеть из каких деталей они выполнены, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга, употреблать слова обозначающие пространственное отношение: справа-слева, ближе дальше, впереди-сзади (окно домика сзади-дверь впереди).
При конструировании по образу ребенок воспроизводит представленный ему образец, который может быть как в форме готовой конструкции, так и общего ее контура. Также предлагаю детям строить по предложенному образцу, но из других деталей или из другого конструктора. Этот приём активизирует мыслительные процессы дошкольников, творчество, инициативу. Использую образцы, частично соответствующие замыслу. Такие образцы побуждают детей вносить изменения в постройку, самостоятельно решать конструктивные задачи.
Таким образом, решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности, носящей творческий характер. При этом важно, чтобы дети умели не только создавать постройки, но и обыгрывать их. С этой целью необходимо обьединять детские постройки общим сюжетом игры: куклы вместе гуляют в саду, уезжают в детский сад, матрёшки живут в одном домике и т. д. По ходу игры можно пользоваться другими игрушками, необходимость в которых возниккает по мере развёртывания сюжета (куклы, животные, транспорт и т. п.)
Учу конструировать так, что-бы дети понимали практические назначения предметов (в автомашинах люди ездят, мост для перехода и т. д.) У детей уже есть умение строить, по этому можно вопросом, советом вызвать у них желание доделать постройку или сделать ещё одну. Конструирование и другие виды продуктивной деятельности воспитывают у детей такие ценные качества личности, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие, аккуратность, умение работать в коллективе. В процессе конструирования и изобразительной деятельности у детей формируется эстетическое отношение к тому, что они делают и видят, развивается художественный вкус.
В результате, можно сделать вывод, что организация образовательной деятельности через конструктивно-модельную деятельность в рамках реализации ФГОС дошкольного образования дает возможность педагогу дошкольного образования осуществлять познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное и физическое развитие воспитанников. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, части и целом, движении и покое и др.). Художественно-эстетическое развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Социально-коммуникативное развитие направлено на становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Физическое развитие включает приобретение опыта в видах деятельности детей, способствующих развитию координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Таким образом, грамотно созданная конструктивно-модельная деятельность дошкольника, полученный опыт конструирования и моделирования оказывают влияние на все аспекты развития личности ребёнка.