Лариса Владиславовна Рогозова
Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования
▼ Скачать + Заказать документы
«Ум ребенка – на кончиках его пальцев»
В. И. Сухомлинский
Ребёнок познаёт окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности-играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности предоставляет ему изобразительное творчество. Интересно рассматривать рисунки детей. Каждая работа-это бесхитростный, самобытный взгляд маленького художника на мир. В рисунке ребёнок может выразить свои впечатления от увиденного, передать образы воображения, воплотив с помощью линии и цвета.
Для педагога одной из важнейших задач становится выявление художественных способностей детей и грамотное их развитие.
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Цель моего опыта – сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.
Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:
1. Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через нетрадиционные методы рисования.
2. Способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности-рисунок, интересен другим (воспитателю, детям, родителям).
3. Развивать эстетическое восприятие и создавать условия для освоения основных цветов.
3. Воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
Свою работу строю на следующих принципах:
1. Единство обучающих,развивающих и воспитательных задач.
2. Деятельный подход к реализации задач.
3. Интеграция совместной деятельности педагога и ребёнка и его самостоятельная деятельность.
4. Психологическая комфортность-создание условий для раскованной деятельности, стимулирующей самостоятельную, познавательную, творческую активность дошкольника.
5. Креативный подход-воспитание у детей способности, потребности и умения самостоятельно делать выбор.
С октября 2014г. во второй младшей группе функционирует кружок «Волшебные пальчики». Работа кружка направлена на развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Первые занятия кружка показали, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляло детям множество положительных эмоций, раскрывало новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляло своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывало ребенка, позволяло почувствовать краски, их характер, настроение. Эмоциональное состояние детей сохранялось на протяжении всего года, дети с волнением ждали следующего занятия. Не заметно для себя дети научились наблюдать, думать, фантазировать.
Благодаря последовательной и планомерной работы дети на данном этапе обладают знаниями и умениями в использовании таких техник изобразительного искусства как: рисование пальчиками, ладошкой, рисование методом тычка, рисование крупой, тампонирование, рисование нитками, рисование ватными палочками (пуантилизм, пластинография, аппликация из скомканных салфеток.
Подводя итоги работы кружка можно сделать вывод, что дети за прошедший период не только познакомились, но и научились владеть различными техниками рисования, составлять композиции, работать в коллективе. У детей развились такие психические процессы как: внимание, мышление, память, речь, воображение. Все кружковцы знают основные цвета и их оттенки, различают, и называют формы, дифференцируют предметы (изображение) по размеру. У ребят заметно возрос интерес к изобразительному искусству. Они стали более уверенными и самостоятельными, более активными в изобразительной деятельности.
Диагностические данные показали, что у большинства детей освоение нетрадиционных техник рисования высокого и среднего уровней. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их.
Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.