Ирина Ершова
Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Ершова Ирина Борисовна, воспитатель,
МБДОУ д/с 10 «Белочка»,
Нижегородская обл., г. Кулебаки.
Проблема развития детского творчества в современном мире является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Данное направление отражено и в государственном образовательном стандарте, который выступает механизмом, регулирующим качество образования.
Цель и задачи методической разработки
Цель:
Формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности. Раскрытие и развитие творческих способностей и задатков, заложенных в ребенке, через занятия изобразительным Задаискусством с использованием нетрадиционных техник.
Задачи:
Обучающие:
Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.
Развивающие:
Развивать художественный вкус, зрительную память, фантазию, воображение; «чувство» цвета, формы, пространства; творческую активность и инициативу;
умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.
Воспитательные
Адаптировать ребенка к окружающему миру через изобразительную деятельность.
Воспитывать вкус, аккуратность при выполнении работы.
Воспитывать умение ценить красоту.
Воспитывать любовь и уважение к окружающему миру.
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения методической разработки детьми в соответствии с возрастными особенностями.
К семи годам ребёнок способен к созданию нового рисунка,конструкции, образа, фантазии, движения и т. д. которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Семилетнего ребёнка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, способность к формулировке вопросов и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер, ребёнок ищет разные способы решения одной и той же задачи.
Дети этого возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, глиной, инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Они с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности красок, бумаги, карандаша, пастели, восковых мелков, ткани, листьев и других природных материалов.
На данной возрастной ступени дошкольного детства интегрирующей основой детской изобразительной деятельности выступает ведущая художественная способностьк восприятию композиции и освоению композиции как средства художественной выразительности.
Общение с искусством даёт ребёнку положительно окрашенное эмоционально-ценностное содержание. К 6-7-летнему возрасту, дошкольник при благоприятных условиях уже имеет элементарные представления об искусстве и его видах, может воспринимать и чувствовать прекрасное на оптимальном для его возраста уровне развития, способен к активному, самостоятельному творчеству на основе усвоенных средств художественного выражения развития продуктивного воображения.
Главные педагогические задачи:
Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических объектов.
Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
Ознакомление с универсальным «языком искусства»- средствами художественной выразительности.
Амплификация (обогащение)индивидуального художественно-эстетического опыта, «осмысленное чтение»-распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов в помощью воображения.
Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
Создание условий для активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Ребенок проявляет желание общаться с прекрасным, с интересом включается в образовательные ситуации эстетической направленности, любит заниматься изобразительной деятельностью совместно со взрослым и самостоятельно.
Эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения (по тематике, близкой опыту детей).
Различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию, выделяет и поясняет их особенности (на уровне конкретных примеров). Узнает некоторые произведения и предметы народных промыслов, осваиваемые в течение года.
В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира и искусства различает формы, размеры, цвета. При косвенной помощи взрослого может внимательно рассматривать художественный образ, отмечать некоторые средства выразительности (цвет, форму, соотносить воспринимаемое с собственным опытом.
В процессе собственной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации) стремится создавать выразительные и интересные образы, выбирает при небольшой помощи взрослого и правильно использует материалы и инструменты.
Владеет отдельными техническими и изобразительными умениями, освоил некоторые способы создания изображения в разных видах деятельности (в лепке, аппликации, рисовании, конструировании) и применяет их в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
При поддержке педагога принимает участие в процессе выполнения коллективных работ.
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности детей.
Ведущую роль в художественно-эстетическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к практической творческой деятельности. интерес, с одной стороны, является стимулом эстетического развития с другой- его результатом.
Средства эстетического воспитания: творческие, сюжетно-ролевые и дидактические игры; целевые наблюдения, эвристические беседы, создание поисковых ситуаций, экспериментирование, исследования с элементами проблемной ситуации; решение занимательных и творческих заданий.
Все это стимулирует активность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных задач по художественному творческому развитию детей, но наиболее эффективным средством формирования культуры детей, являются дидактические игры:
на формирование цветовосприятия,
на формирование зрительно-моторной координации,
на развитие графических навыков,
на развитие чувства формы, композиции.
Дидактическая игра может быть включена в любой раздел программы и её возможности следует использовать как для развития художественной деятельности, так и для формирования эстетической личности ребенка-дошкольника в целом.
Вся эта работа помогает развить у детей чувство цвета, формы, художественный вкус мелкую моторику, координацию движений. А также богатить художественный опыт,эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру.
Система знаний и система деятельности
Для того чтобы обогатить и расширить занятия с использованием нетрадиционных техник целесообразно использовать интегрированный подход, он позволяет обеспечить единство воспитательных и развивающих задач, строить учебно-воспитательный процесс в соответствии с возрастными особенностями детей, спецификой и возможностями основных направлений развития ребенка.
При организации при образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник мы выяснили, что наиболее эффективно образовательная область «Художественное творчество» интегрируется со следующими образовательными областями:
«Социально-коммуникативное развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, а также познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности
«Познавательное развитие» - формирование целостной картины мира;наблюдения, игры, экспериментальная деятельность
«Речевое развитие» - использование художественной литературы, рассматривание иллюстраций, чтение произведений, сказок для обогащения эстетического восприятия и создания художественных образов.
«Физическое развитие» - использование подвижных игр во время занятий и прогулок развитие мелкой моторики;
Тиражирование
Методическая разработка представлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми с помощью нетрадиционных техник рисования в целях развития их художественно-творческих способностей. Методическая разработка адресована широкому кругу читателей: педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных групп, преподавателям изостудий, студентам, а так же всем, кто интересуется вопросами художественного развития детей дошкольного возраста.
Список литературы
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М. : Скрипторий 2003, 2007.
2. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М. : Просвещение, 1990.
5. Короткова Е. А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду. – М. : Академия развития, 2011.
6. Кудейко М. В. Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазеров. – М. : Содействие, 2007.
7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (образовательная область «Художественное творчество»). – М. : ИД «Цветной мир», 2012.