Евгения Анатольевна Шаура
Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Природа наделила детей способностью ярко, эмоционально сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Даже нейрофизиологически дети видят мир целостно, находятся с ним в единении. Это определяется доминированием правого полушария, которое позволяет детям видеть мир симультанно (целостно и одномоментно) и интуитивно чувствовать его. В отличие от взрослых, дети не имеют инструментов, позволяющих воплотить прочувствованное.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Для этого нужно обогатить арсенал способов самовыражения детей. Дать ребенку возможность познавать мир и манипулировать с ним. Всячески поощрять и поддерживать первоначальную познавательную активность. Это лучше всего подходит для освоения техник, не требующих кропотливых, однообразных движений, которые убивают в эмоционально пылких душах творчество. Лучше всего у детей получается работать в нетрадиционных техниках.
Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребенка, проявить творческое воображение – способность создать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий неповторимое внутреннее содержание.
Особенностью обучения изобразительному искусству является то, что издавна соперничают два основных подхода, которые можно определить как академическое обучение и свободное воспитание.
В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями профессионального реалистического искусства. При такой системе обучения дети могут приобрести некоторые изобразительные навыки, полезные для многих специальностей и применимые в житейских ситуациях. Но они не получают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству. Это обучение без творчества.
Во втором случае детям создают благоприятную среду и условия для творчества, не оказывая целенаправленного педагогического воздействия. Они приобретают опыт свободного самовыражения, общения с художественными материалами и т. п. Но это творчество без обучения. Оно поднимается на волне "возрастной талантливости", как бы помимо самого ребенка и в месте с ней сходит на нет. Маленький художник "не вступает во владение" собственным творческим потенциалом. Мы предлагаем путь целенаправленного руководства творческим развитием детей.
Первое, о чем надо подумать: ребенок – не пустой сосуд, который мы наполняем Он субъект творчества. Нужно учитывать, что никто, кроме него, не даст "верного" решения стоящей перед ним творческой задачи.
Творческие задания носят открытый характер, не имеют правильного ответа. Ответов столько же, сколько и детей. Роль педагога состоит в том, чтобы не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих различий, а иногда и защитить нестандартную работу.
Следующим важным моментом является то, что перед детьми с первых же шагов должны ставиться задачи "на выразительность", все более усложняющиеся по содержанию и касающиеся цвета, формы и материалов, то есть всей совокупности изобразительных средств. Решая такие задачи, ребенок делает на доступном ему уровне то же самое, что и настоящий художник.
В-третьих, художественное развитие ребенка протекает нормально, когда он осваивает "технологию" искусства не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных художественных задач. Тогда приобретенный навык становиться не лишним грузом за плечами, а гибким инструментом в руках, средством воплощения собственных замыслов.
Такие отечественные педагоги как Н. М. Максимова, С. Г. Ашикова, С. Н. Корнилова, А. С. Галанов, а также американские педагоги Р. Гибсон, Дж. Тайлер предлагают использовать разнообразные изобразительные техники для развития художественно-творческих способностей дошкольников.