Ольга Тушевская
Развитие творческих способностей у детей средствами нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Цель моего опыта - развитие творческих способностей у детей средствами нетрадиционных техник рисования.
Свою работу строю на следующих принципах:
- От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
Публикация «Развитие творческих способностей у детей средствами нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
- Принцип индивидуализации - обеспечить развитие каждого ребенка.
- Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.
Для развития творчества и систематизации знании детей поставила перед собой следующие задачи:
1. Формировать у детей знания, умения и навыки в области изобразительной деятельности, развивать у них творческую активность, желание рисовать.
2. Способствовать использованию в рисовании разнообразных материалов и техник (графитный карандаш, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварель, сангину, цветные восковые мелки, пастель и др., разные способы создания изображения, соединения в одном рисунке разных материалов с целью получения выразительного образа.
3. Совершенствовать способность видеть и понимать прекрасное в жизни и в искусстве.
4. Развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции.
Эффективное обучение невозможно без опоры на познавательные интересы детей. В стимулировании и воспитании познавательных интересов немаловажную роль играют:
- содержание материала с учетом возрастных, психофизических, индивидуальных особенностей детей;
- используемые методы и приемы;
- формы организации занятий;
- эмоциональный уровень занятий.
Занятия по нетрадиционной технике рисования провожу один раз в месяц. При планировании учитываю возрастные особенности, подготовленность детей (малыши опираются на предметное восприятии, что способствует их внутренним переживаниям, они непроизвольно и эмоционально откликаются, входя в игровую ситуацию).
Структура НОД может быть гибкой и изменяться от целей, задач, но включает в себя 3 части:
Вводная часть - НОД начинается с организационного момента. Именно здесь я создаю эмоциональное настроение у детей и объясняю новый материал.
В основной части или практической дети выполняют задание, а я, при необходимости, помогаю советом и провожу индивидуальную работу.
Очень важна заключительная часть, так как в ней подводится итог занятия и анализируется работа.
Просмотр и анализ детских работ - важное условие успешного развития детского изобразительного творчества. Во-первых, детям это нравится, а во- вторых, позволяет ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что получилось, как рисунок выглядит среди работ других детей и как оценивается.
Развивая интерес к занятию, предоставляю детям как можно больше самостоятельности, помогаю в выполнении поставленных задач. Я не ставлю задачу точно повторить образец, а с его помощью стремлюсь вызвать у детей желание творить самому, изменять, усовершенствовать.
Существуют художественные приемы, которые уводят ребенка от стандарта.
Прием рисования с помощью выдуваемой струи воздуха. Эту технику можно назвать коррекционной, так как она развивает дыхательный аппарат, активизирует мышление и речь и позволяет ребенку увидеть в получаемых кляксах предметы окружающего мира.
Необычна техника «Водяная печать». Нарисовав пейзаж на оргстекле, ребенок кладет на него лист бумаги и, слегка прижав лист, получает зеркальное изображение, которое дополняет различными деталями.
Большую радость детям приносит техника - печатание ладошками, пальчиками - тяп-ляп — и все готово!
Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное самой верить, что художественное творчество не знает ограничений и в материале, и в инструментах, и в технике. Я учу детей рисовать с помощью плоской бумаги и выдуваемой струи воздуха, жесткой кисти и по мокрому фону, на ткани и шпоне и оргстекле.
Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа.
Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. К тому же, при использовании различных материалов можно создать ситуацию свободного выбора, гак необходимую в творческой деятельности.
Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки детского рисунка.
Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает степень мастерства других детей.
Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с родителями детей. И, как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу и от родителей, что для него очень важно.
Я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительного отношения с ними. Провожу с родителями консультации и беседы, выступаю на родительских собраниях.
Работая с родителями, учитывала:
- разную базу личностного развития ребенка, не сравнивала детей друг с другом;
- находила в каждом ребенке хорошее;
- старалась установить доверительные, доброжелательные отношения;
- доступным языком доводила результаты диагностического отслеживания;
По возможности привлекала родителей к творческо-образовательному процессу.
Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество.