Юлия Мисюрова
Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами современных нетрадиционных техник изодеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительное образование детей – единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Оно предназначено для свободного выбора и освоения дополнительных образовательных программ.
Дошкольная жизнь – это тоже сложная система, механизм, успех работы которой зависит от многих факторов. Интеграция в образовании – явление не новое, но сегодня актуальное.
Публикация «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами современных нетрадиционных техник изодеятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Модернизация образования предполагает интеграцию общего и дополнительного образования детей в единое образовательное пространство, в соответствии с этим
возникла необходимость интеграции дошкольного и дополнительного образования, как на уровне содержания, так и организации.
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
В процессе изобразительнойдеятельности у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
В нашем дошкольном учреждении функционирует кружок «Фантазия», руководителем которого являюсь я.
Цель моей работы: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник изодеятельности.
Задачи кружка:
сформировать у детей технические навыки рисования, оформления фона, объёмной аппликации, создания коллажа.
познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изображения.
научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники изображения.
развивать воображение и творческие способности детей.
обогащать и расширять художественный опыт детей.
побуждать ребенка экспериментировать.
поощрять и поддерживать творческие находки.
развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.
воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.
В процессе проведения занятийя заметила, что использование нетрадиционных техник повысило интерес дошкольников к изодеятельности.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.
Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы используются, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов (методов) их вы можете увидеть на слайде.
проблемная ситуация, предусматривающая самостоятельную постановку цели,
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
живая, эмоциональная речь воспитателя.
Ребенку необходимо помочь научиться различным способам изображения, дать понятие о разных техниках изодеятельности.
В своей работе япридерживаюсь разных вариантов использованияприемов нетрадиционных техник, начиная от простых, и постепенно переходя к более сложным. В комплексе использую техники простые, применяемые в образовательной деятельности, а также более сложные, для которых необходимы определенные навыки и умения.
Сейчас я хочу раскрыть некоторые из них, те, которые являются
наиболее востребованные и любимые у детей, несмотря на сложность выполнения.
Монотипия предметная
Средства выразительности : пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Монотипия пейзажная
Средства выразительности : пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
Черно-белый граттаж
(грунтованный лист)
Средства выразительности : линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Цветной граттаж
Средства выразительности : линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
В тесном сотрудничестве с родителями (внедряя ФГОС, очень востребованы на занятиях кружка и в повседневной жизни ДОУ оказались покупные гравюры. Техника граттаж цветной и черно-белый, только в производственном исполнении. Дети процарапывали нанесенный рисунок штихелем и получали изображение, затем вместе с родителями приобретали красивые рамки и вешали картины у себя дома.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности : пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков). Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг
Средства выразительности : точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев
Средства выразительности : фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Тиснение
Средства выразительности : фактура, цвет.
Материалы: тонкая бумага, фольга, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т. д., простой карандаш.
Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев, целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
Коллаж.
Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных техник. Дети работают в парах, в тройках, подгруппах.
Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.
Детям необходимо внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». Я придаю большое значение общению с родителями, т. к. успех воспитания во многом зависит от единства требований, просвещения родителей в вопросах воспитания ребёнка. Провожу с родителями консультации, беседы мастер-классы по данной теме. С огромным удовольствием родители включаются в работу по освоению различных нетрадиционных техник изодеятельности.
Вывод:
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.
Результаты моей работы позволяют говорить о том, что интеграция дополнительного и дошкольного образования позволяет решать проблему эффективного развития ребенка в соответствии с современными требованиями ФГОС ДО, исходя из его способностей и потребностей.