Екатерина Сергеевна Шишкина
Опыт работы «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в декоративно-прикладной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
" Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в
декоративно-прикладной деятельности"
Шишкиной Екатерины Сергеевны
Содержание
Введение
Актуальность
Цели и задачи работы по развитию творческих способностей детей
Публикация «Опыт работы „Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в декоративно-прикладной деятельности“» размещена в разделах
старшего дошкольного возраста в декоративно-прикладной деятельности
Принципы работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Формы работы по развитию творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста в декоративно-прикладной деятельности
Организация работы по развитию творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста в декоративно-прикладной деятельности
Создание развивающей предметно-пространственной среды
Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в декоративно-прикладной деятельности
Результаты работы
Заключение
Вывод
Введение
«Народное декоративное искусство – неиссякаемый
источник мудрости и красоты, его нужно не только
беречь, но у него следует многому учиться»
О. С. Попова
Одной из основных задач дошкольного воспитания является раскрытие в ребенке его творческого начала, ведь дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему изобразительная деятельность, является наиболее близкой и естественной для ребенка-дошкольника и занимает особое место в его жизни.
Раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Известный педагог В. Н. Шацкая определяла творчество дошкольников как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования творческой личности. Устойчивое сохранение у детей интереса к изобразительной деятельности обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, содействует расширению общего умственного кругозора.
Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, как показала практика, она эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно – творческие способности. А наличие художественно – творческих способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе.
Приобщение к народному искусству — это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем. Народное декоративно-прикладное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс. Связанное с декоративным творчеством художественное слово только усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения.
Важную роль в развитии детей дошкольного возраста играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Данный аспект находит отражение в формулировках федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, предполагающего как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников.
Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
Актуальность
Развитие творческих способностей у детей – актуальная проблема дошкольной педагогики. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО) развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями выступает одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.
Дошкольный возраст является сенситивным для развития творчества. Ценность развитых творческих способностей в том, что они позволяют принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Это особенно важно в дошкольном возрасте, где знаний и опыта еще недостаточно.
Сегодня особое значение приобретают гуманизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка. С позиции теории амплификации (обогащения) развития детей (А. В. Запорожец) важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится и декоративно-прикладное творчество.
Детское декоративно-прикладное творчество из-за его созидательной природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника при определенной организации может носить подлинно творческий характер.
Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством можно проводить практически через все виды деятельности. Для развития речи изделия народных мастеров дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские игрушки, матрешки, придумывать сказки. Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это и является основой гармоничного развития ребенка. Сегодня очень важно, чтобы дети не только создавали произведения народного искусства, но и знали о происхождении этого искусства, об истории развития народных промыслов.
Наблюдая за детьми, были отмечены следующее проблемы: дети имеют трудности в знании некоторых видов народного декоративно-прикладного искусства; в умение нарядно украшать предметную основу с помощью ритма, чередования и простейшей симметрии, создавать узоры из геометрических и растительных форм на полосе, квадрате, круге, чередовать элементы узоров по цвету, форме, величине и последовательно их наклеивать; большинство привыкли работать по образцу, не проявляя творчества; у многих детей нарушено восприятие целостного образа картины.
Решая задачи художественно-эстетического развития, было решено, использовать народное декоративно-прикладное искусство, с целью развития творческих способностей детей.
Цели и задачи
Цель работы : развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в декоративно-прикладной деятельности.
Для достижения поставленной цели, опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их творческих возможностей, мы определили следующие задачи:
1. Расширять представления детей о народном декоративно-прикладном искусстве.
2. Развивать творческие способности детей в процессе организации декоративно-прикладной деятельности.
3. Развивать у детей эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.
4. Поощрять активное участие детей в декоративно-прикладной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.
5. Воспитывать у детей самостоятельность, активность, инициативу.
Принципы работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Принцип доступности изучаемого - все задания подобраны с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.
Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, опираясь на зрительные органы чувств, благодаря которым обеспечивается непосредственный контакт с действительностью.
Принцип интеграции - создание у ребёнка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности.
Принцип комфортности - атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ребёнка ситуации успеха.
Принцип индивидуального и дифференцируемого подхода, то есть, учёт личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
Формы работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в декоративно-прикладной деятельности
1. Занятия на основе метода интеграции.
2. Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов.
3. Открыток, таблиц.
4. Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства.
5. Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду.
6. Просмотр видеофильмов.
7. Дидактические игры.
8. Экспериментирование с различными художественными материалами.
9. Развлечения, фольклорные праздники, посиделки.
10. Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов.
11. Сочинение рассказов, историй о своих работах.
12. Использование динамической паузы.
Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.
На тему, предложенную воспитателем (освоения нового материала, повторение пройденного);
На тему, выбранную ребёнком (по его замыслу).
Структура проведения занятия:
· Подбор художественного материала.
· Беседа, диалог.
· Демонстрация.
· Динамическая пауза.
· Практическая деятельность.
· Итог.
Обучающий материал распределён в определённой последовательности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Методы и приемы:
1. метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций,
2. альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
3. словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
4. практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий.
5. эвристический (развитие находчивости и активности);
6. проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной
7. ситуации в ход занятия;
8. «жест» руки (указки) – ребёнок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него, находит
9. такой же или одинаковый по форме, по цвету, по элементу;
10. мотивационный (убеждение, поощрение).
Для оптимального использования методов и приёмов был подобран методическое обеспечение.
1. Занятия расположены от простого к сложному.
2. Подобраны конспекты занятий и развлечений.
3. Составлена картотека художественного слова.
4. По каждому промыслу оформлена накопительная папку, в которой содержится информация о росписи, иллюстративный материал, образцы шаблонов изделий или элементов.
5. Изготовлены образцы и последовательность рисования.
6. Подобрана презентации по разным видам декоративных промыслов (дымковские, филимоновские игрушки, матрёшки, городец, жостово, кружево, хохлома)
7. Созданы дидактические игры: Лото “ Русские ремёсла”, “Укрась посуду”, “Наряди куклу” и др.
8. Разработан проект “Русские народные игрушки”.
Алгоритм ознакомления детей с народным декоративно-прикладным искусством и формирования у них навыков декоративного рисования включает в себя три этапа:
1. знакомство с историей народного промысла и выделение основных элементов узора; освоение этих элементов.
2. углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов, их освоение; знакомство с особенностями декоративной композиции.
3. использование полученных знаний в творчестве.
Организация работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в декоративно-прикладной деятельности
Для реализации поставленных задач был составлен перспективный план, усовершенствована предметно-развивающая среда по изобразительной деятельности. Метод проектов посчитали эффективным для развития творческих способностей старших дошкольников. Помочь детям войти в мир народной русской игрушки, познакомиться с её характерными образами способствовал проект “Русские народные игрушки”. В рамках проектной деятельности познакомили детей с образами Загорской, Полхов-Майданской и Семеновской матрешками, богородской игрушкой и другими.
С помощью мультимедийного оборудования и Интернет-ресурсов расширили кругозор детей в области русского декоративно-прикладного искусства (видео экскурсии в музеи «Русского быта», «Русского костюма»). Показали процесс изготовления игрушек, росписи посуды.
При рассказе об особенностях того или иного промысла использовали слайды, фотографии, плакаты, схемы, отражающие этапы изготовления изделий декоративно-прикладного искусства.
Основной формой обучения и воспитания являлись тематические и интегрированные занятия, тематика которых направлена на формирование устойчивого интереса детей к искусству своего народа, на воспитание чувства любви к родному краю, Родине.
Интеграция таких направлений как: «Художественное творчество», «Музыка», «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Труд», «Чтение художественной литературы» дает возможность интересно и доступно сформировать систему знаний и умений детей по данной теме.
Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то на каждом занятии имела место игровая мотивация, например, “Мастеру поступил большой заказ, и он обращался за помощью к детям”. Это становилось предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров.
Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие, происходил целенаправленный процесс по его изготовлению. Для развития творческих способностей использовали нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, физкультурные минутки, упражнения для прорисовки элементов росписей. На занятиях наряду с учебными задачами, предусматривали и творческие задания. Детям предлагали самостоятельно выбирать мотивы композиции, не нарушая особенности росписи. Основным приемом обучения являлось рассматривание узора на предметах, выделение элементов, их цвета, положения. Также применяли метод обведение элементов рукой, определение их места в узоре. С этой же целью использовали фланэлеграф, на котором располагали готовые формы, показывая тот или иной вариант композиции.
В старшей группе учились выделять особенности каждого вида росписи. При создании декоративного орнамента, узора обращали внимание детей на обязательное выделение знакомых элементов и их украшение, чередование, ритмичность. Показывали, что сложный узор состоит их простейших, знакомых геометрических частей — точки, круга, кольца, прямой и волнистой линии.
Если дети затруднялись, показывали таблицы с элементами и компоновку их в узоре. Воспитывали умение составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, круге, многоугольнике, выделяя середину, углы, кайму.
При рассматривании хохломской росписи отмечали, что чем легче завиток, тем характернее будет узор. Важно показать детям, как волнистая линия, завиток заполняют форму: полоску, квадрат, прямоугольник, круг; как он завивается вокруг бочонка и пр. Учили рисовать линии, завитки легко, концом кисти. Узоры отбирались наиболее простые, с учетом возможностей дошкольников.
Дети сами выбирали цвет бумаги (красный, желтый, черный) и цвет краски для элементов узора так, чтобы передавать его яркость, красивое сочетание с фоном.
В подготовительной группе продолжали формировать детское творчество. Дети составляли симметричные узоры по мотивам народного искусства на бумаге разной формы. Дополнительно вводили новые композиции – ассиметричную, (хохломской, жостовской росписи, когда цветки или завитки заполняют всю поверхность формы.
Обращали внимание детей на особенности цветового и композиционного решения: например, в городецкой росписи в середине изображается большой цветок, а слева и справа – одинаковые по цвету и величине, листья. Учили видеть красоту сочетания розового и темно красного, голубого и темно синего, роль белого в оживлении рисунка, знакомили с приемами украшения листьев.
Показывали общий принцип изображения: сначала у всех цветов рисуется круг, затем маленькие круги и дугу или несколько дуг, подбирая цвет. Поясняли что такое сочетание цветов является основой городецкой композиции.
Развитие детского творчества в декоративной лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками и соответствующими инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой салфетки. Следовательно, работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, таким образом развивается рука, а это очень важно для обучения в школе.
Немаловажный приём в развитии детского творчества — проживание ситуации успеха. Проводили анализ всех детских работ в форме разнообразных мини-выставок, дискуссий, круглого стола, где каждый ребенок имел возможность полюбоваться своей работой вместе со сверстниками, а вечером — с родителями, услышать добрые и такие важные для него слова: одобрения, поощрения, восхищения.
В ходе опыта были выявлены педагогические условия формирования развития творческих способностей детей. Все педагоги знают, как важно, чтобы на занятиях по изобразительной деятельности было интересно. Анализ литературы и педагогический опыт показал, что одно из наиболее важных условий успешного развития творческих навыков посредством изобразительной деятельности – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и многие другие факторы – вот что помогает не допустить в формировании творческих навыков посредством изобразительной деятельности, однообразие и скуку, обеспечивает живность и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы педагог, всякий раз создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить ранее усвоенные знания, умения, навыки, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у детей положительные эмоции, радостные удивление, желание созидательно трудиться.
Создание развивающей предметно-пространственной среды
Для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством в группе организовали уголок народного творчества. В него включили игры, пособия, альбомы, раскраски, изделия народных промыслов. Своими руками изготовили дидактические игры («Составь городецкий узор», «Назови этапы рисования городецких цветов», «Матрешки», лото «Русские ремёсла», кубики «Народные промыслы» и другие). Особое внимание было уделено подбору литературного и музыкального материала (легенды, сказки, стихи, русская народная музыка). Они усилили эстетическое впечатление, а загадки активизировали мыслительные процессы.
Когда у детей был сформирован определенный запас знаний и представлений о вышеназванных видах народного искусства, для уточнения и закрепления этих знаний успешно использовали дидактические игры («Четвертый лишний», «Что лишнее?»). Эти игры помогли уточнить и закрепить знания детей, развить логическое мышление, а также сформировать навыки связной речи.
В процессе ознакомления с той или иной росписью у детей возникало желание отразить изученное в своих работах. Для этого в группе создали необходимые условия: в доступе бумага разных цветов и разного формата, кисти, акварельные и гуашевые краски, тычки, ватные палочки, карандаши, трафареты, дощечки для лепки, пластилин и глина.
Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в декоративно-прикладной деятельности
Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей. С ними были проведены консультации (в том числе и индивидуальные) на темы: «Развитие творческих способностей детей», «Как приобщить ребёнка к русской культуре», «Народные промыслы в системе художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста», «Народная кукла как средство приобщения детей к народной культуре».
Мастер-класс «Отдарок на подарок» (создание куклы).
Анкетирование на темы: «Народное искусство в жизни вашей семьи»,
«Игрушка в жизни вашего ребёнка».
Выставка коллективной работы на тему : “Перо жар-птицы” (хохломская роспись).
Результаты работы
В результате проведённой работы дети :
1. Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства.
2. Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т. п.
3. Самостоятельно переносят свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности : лепке и рисовании.
4. Используют при лепке различные способы : конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой.
5. Самостоятельно строят на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполняют узором большую часть.
6. Самостоятельно составляют композиции узоров, используют цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.
7. Используют новые технические инструменты, разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.
Исходя из результатов, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения в декоративно- прикладном искусстве дал большой толчок развитию детского интеллекта, у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе, а те, кто боялся чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.
Заключение
Целенаправленная, систематическая работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладном искусством поспособствовала развитию творческих способностей детей. Они получили углублённые знания о народном декоративно- прикладном искусстве. Без труда создают узоры на предметах, используя разнообразные материалы и техники. Приобрели практические умения по работе с пластилином и другими различными изобразительными материалами.
Вывод
Цель, поставленная в начале педагогического опыта, была достигнута. В дальнейшем мы планируем совершенствовать своё педагогическое мастерство, использовать в работе новые творческие идеи и технологии, передовой педагогический опыт на пути к приобщению дошкольников к миру декоративно-прикладного искусства.