Анна Абдрахимова
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картин
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию
воспитателя Абдрахимовой А. А.
на тему: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине
и серии картинок»
Публикация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картин» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Тема самообразования: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»
Актуальность темы: Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, логопедам, психологам.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но у меня особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных, как для детей, так и для педагога.
Диагностика умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок показала, что большая часть детей старшей группы имеют низкий уровень умений по данному виду речевой деятельности. Дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден.
Присутствует средний уровень. В рассказах дети допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; словарный запас достаточно широкий. Высокий уровень отсутствует.
По результатам диагностики считаю тему своего самообразования актуальной.
Цель: Повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность.
Задачи:
- изучение методической литературы по теме: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»;
- создать условий для работы с детьми в этом направлении;
- внедрить и применять в работу методы, приёмы, средства, способствующие созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение своего профессионального уровня по вопросу развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок.
2. Создание картотек : «Картины для составления рассказов», «Серии сюжетных картинок для составления рассказов», «Играем, связную речь развиваем!» (речевые игры).
3. Устойчивый интерес детей к составлению рассказов по картине и серии картинок.
4. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по
развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок.
План направленности действий и содержание работы
месяцы педагог дети родители
сентябрь - Постановка проблемы.
- Определение цели и задач над темой.
- Подбор и изучение литературы по теме: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок».
- Составление перспективного плана направленности действий и содержание работы по данной теме.
Мониторинг уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Установление доброжелательных, сотруднических отношений (беседа).
Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста».
октябрь Создание картотеки «Картины для составления рассказов» :
- «Кошка с котятами»,
- «Ежи»,
- «Купание медвежат»,
- «Верблюды» и др.
Составление с детьми рассказов по картине «Кошка с котятами».
Задачи:
- формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием, составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план;
- упражнять в подборе слов, близких по значению и слов обозначающих действия предметов.
Составление рассказов по картине «Кошка с котятами» :
- внимательно рассматривать картину;
- рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя);
- составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план;
- подбирать слова, близкие по значению и слова, обозначающие действия предметов.
- Игра «Отгадай загадку, зарисуй отгадку»;
- Игра «Что умеет делать кошка».
Родительское собрание на тему «Развитие связной речи дошкольника через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок».
Папка-передвижка «Идём тропинкой красивой речи»
Памятка «В игры играем - речь развиваем»
ноябрь
Создание картотеки «Серии сюжетных картинок для составления рассказов» :
- «Как Миша варежку потерял»,
- «Медвежонок на прогулке».
- «Как подружки котёнка спасли»,
- «Девочка и ёж».
Составление с детьми рассказов по картине «Ежи».
Задачи:
- формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием, составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого пункта плана;
- упражнять в подборе слов, близких по значению; в отгадывании описательных загадок на заданную тему;
- воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его.
- развивать внимание, память. Составление рассказов по картине «Ежи» :
- внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя);
- рассуждать над её содержанием;
- составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого пункта плана;
- внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его;
- оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.
- Игра-разминка «Осень».
Стендовая консультация «Давайте научим ребёнка, внимательно рассматривать картину»
«Мастер-класс «Играя, развиваем речь детей»
декабрь Создание презентации «Картины для составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста»
Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял».
Задачи:
- формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу);
- упражнять в подборе прилагательных к существительному и в подборе слов, обозначающих действие;
- развивать память, внимание.
Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял» :
- составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу);
- подбирать прилагательные к существительному, слова обозначающие действие;
- выделять «зимние» слова.
- Игра «Послушай и запомни;
- Игра «Отгадай задуманное слово».
Папка – передвижка
«Составляем рассказы по картинке»
Памятка «Наши помощницы – весёлые картинки»
январь Создание презентации «Серии сюжетных картинок для составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста»
Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Медвежонок на прогулке».
Задачи:
- формировать умение составлять рассказ по сюжетным картинкам, выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой;
- составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений.
- упражнять в подборе слов близких по значению;
- воспитывать умение внимательно слушать рассказ товарищей, следить за повествованием, во время вступать для продолжения рассказа; - Развивать внимание память.
Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Медвежонок на прогулке» :
- составлять рассказ по сюжетным картинкам, выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой;
- составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений;
- подбирать слова близкие по значению;
- внимательно слушать рассказ товарищей, следить за повествованием, во время вступать для продолжения рассказа.
- Отгадывание кроссворда;
Круглый стол на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».
февраль Составление картотеки речевых игр «Играем, связную речь развиваем!»
Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Как подружки котёнка спасали».
Задачи:
- продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинки, выделять главную мысль (с помощью вопросов воспитателя);
- формировать умение выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой;
Формировать умение составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений;
- воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая.
Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Как подружки котёнка спасли» :
- внимательно рассматривать картинки, выделять главную мысль (с помощью вопросов воспитателя);
- выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой;
- составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений;
- слушать друг друга, не перебивая.
- Упражнение «Соедини по точкам»;
- Игра «Предложения в шкатулке». Мастер – класс «Приёмы обучения детей рассказыванию».
Памятка «Играем вместе с ребёнком»
(речевые игры).
март Составление с детьми рассказов по картине «Купание медвежат».
Задачи:
- Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя, рассуждать над её содержанием;
- формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план и литературный текст;
- упражнять в подборе слов, близких по значению и в образовании окончаний прилагательных;
- воспитывать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей.
Составление рассказов по картине «Купание медвежат» :
- внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя);
- рассуждать над её содержанием;
- составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план и литературный текст;
- подбирать слова, близкие по значению;
- слушать друг друга, дополнять ответы товарищей.
- Игра «Умное эхо». Гостиная «Заботливые родители – хорошие успехи».
Памятка «И снова поиграем!».
апрель Педагогическая гостиная «Игры по развитию речи своими руками»
Составление с детьми рассказа по серии сюжетных картинок «Девочка и ёж».
Задачи:
- продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её;
- формировать умение составлять целостный рассказ по сюжетным картинкам, пользуясь разными видами предложений;
- побуждать детей к придумыванию окончания рассказа;
-упражнять в подборе слов на заданную тему; - воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания;
- договариваться и приходить к общему мнению. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Девочка и ёж» :
- отгадывать загадки, аргументируя свой ответ;
- внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль и озвучивать её;
- составлять целостный рассказ по сюжетным картинкам, пользуясь разными видами предложений;
- придумывать окончание рассказа; - подбирать слова на заданную тему;
- выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания; договариваться и приходить к общему мнению.
- Отгадывание загадок;
- Игра «Доскажи словечко». Стендовая консультация «Красивая речь – залог успеха»
май Составление с детьми рассказов по (выбранной индивидуально ребёнком из картотеки) картине.
Задачи:
- продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием;
- формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план.
- воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений.
Подготовка отчёта по самообразованию на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок».
Составление рассказов по (выбранной индивидуально ребёнком из картотеки) картине :
- внимательно рассматривать картину;
- рассуждать над её содержанием;
- составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план;
- слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений.
- Игра «Опиши предмет». Открытый показ ООД по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи»
Формы отчёта.
- Презентация опыта «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок» на педсовете.
- Открытый показ ООД по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи»
- Картотеки : «Картины для составления рассказов», «Серии сюжетных картинок для составления рассказов», «Играем, связную речь развиваем!»
Методическая литература.
1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду/А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991.
2. Гербова В. «Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок», N 8, 1998 г. ;
3. Гербова В. «Занятия по развитию речи», N 12, 1999 г. ;
4. Гризик Т. «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи», N 6, 2000
5. Методические советы к программе «Детство»;
6. Статьи журнала «Дошкольное воспитание»;
7. Сохин «Развитие речи детей дошкольного возраста»;
8. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей»;
9. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников/ Е. И. Удальцова. – Минск, 1976.
10. Ушакова О. «Развитие речи детей»;
11. Ушакова О., Щадрина Л. «Развивайте речь дошкольника», N 2, 1997 г. ;
13. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников.
14. Ушакова О. С., Струнина Е. М. - М. : ТЦ «Сфера», 2007.
15. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возрастав детском саду/ О. С. Ушакова. - М. : ТЦ «Сфера»,2004.