Валентина Зайцева
Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и во-вторых, формирование активного словаря ребенка.
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов.
Публикация «Самоанализ „Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Самоанализ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
От того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда, зависит речевая деятельность ребенка. Благодаря использованию развивающих игр, процесс образования малышей проходит в привлекательной форме. Все игровые пособия и материалы расположены в доступном для детей месте. Речевая зона представлена разнообразными играми на мелкую моторику: наборы «Лего», рамки-вкладыши, шнуровки, мозаика, играми на воссоздание силуэтов из частей, развивающими кисти рук, стимулирующими речь детей.
В речевую зону входит и уголок книг. Рассматривание книжек с картинками относится к одной из самых эффективных форм развития речи в детском возрасте. Книги подобраны с учетом возраста детей: песенки - потешки, русские народные сказки, детские стишки. Дети комментируют текст или картинки и связывают их с собственным опытом и с другими историями. Кроме того, дети при совместном «чтении» книжек с картинками попутно многое узнают.
Для усвоения лексико-грамматических компонентов родного языка, активизации мыслительной и речевой деятельности детей предлагаем развивающие игры («Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных», «Чей малыш»).
Эффективный прием в работе с детьми раннего возраста – это использование малых форм фольклора. Сопровождая действия ребенка словами, мы способствуем непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, постепенно проникать в их смысл. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том,, что они удовлетворяют потребность наших малышей в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми («Пальчик-мальчик», «Ладушки – ладушки…»,«Чики – чики – чикалочки»).
Ежедневное использование народных игр, игровых песенок, потешек, приговоров во всех режимных моментах, совместной игровой и индивидуальной деятельности с детьми, доставляет им огромную радость. («Водичка-водичка», «Петушок – петушок…», «Идет коза рогатая…», «Пошел котик на торжок», прибаутки, колыбельные песенки «Кисонька – мурысонька», «Курочка – рябушечка», «Мишка – косолапый», «Коза рогатая», «Котя – котичек - коток», «Собачка - тучка», «Как у нашего кота», «Тень – тень – потетень…», «Два веселых гуся», стихи А. Барто, З. Александровой «Мой мишка», сказки Маршака, В. Сутеева).
Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр, драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционального положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию. Благодаря такой форме работы общение с детьми становится более интересным и содержательным.
Особенность театрализованных игр – занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий. Ведущая роль в театрализованной деятельности пока принадлежит педагогу. Показываем детям сказки, используя различные виды театра (настольный, пальчиковый, театры на магнитах, фланелеграф).
Это и русские народные сказки по возрасту( «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Заюшкина избушка»). В процессе просмотра привлекаем детей к проговариванию отдельных фрагментов, отрывков из сказок. Дети становятся раскрепощенными и общительными, играют и развиваются, получая первоначальный опыт, проявляют свои творческие способности.
С целью эффективного метода активизации речи детей, развитию артикуляционного аппарата, в своей работе широко используем игры на звукоподражание (поезд едет– чух – чух – чух; петушок поет – ку-ка – ре – ку; часы идут – тик – так)
Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук.
Для развития правильного речевого, диафрагмального дыхания предлагаем малышам игровые упражнения «Сдуй снежинку», «Бабочка, лети».
Использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом, максимально удовлетворяют потребность наших малышей в самостоятельности (речевой и поведенческой).
Для развития коммуникативных навыков вовлекаем детей в обсуждение ситуаций, возникающих в течение дня. Предлагаем ситуации-вопросы «Как вы думаете, куда солнышко спряталось?», «Какую кашу ты хочешь на завтрак?». Задавать дополнительные уточняющие вопросы для того, чтобы помочь ребёнку выделить суть в его высказываниях. Использовать «открытые вопросы» - такие, которые требуют развёрнутого ответа.
Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Для овладения двигательными умениями и навыками, развития координации движений учим детей играть в народные подвижные игры («У медведя во бору», «Пузырь», «Заинька, попляши.»)
Использование игр с проговариванием движений, подготавливает к совершенствованию движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти.
Такие формы работы способствуют развитию связной речи, позволяют сделать жизнь детей в группе насыщенной и интересной.