Богдановская Раиса
Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с трудом взрослых
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определённый уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних этапах.
Публикация «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с трудом взрослых» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В системе задач по развитию речи детей старшего дошкольного возраста словарная работа занимает одно из ведущих мест. Работа над словом, направленная не только на расширение активного словаря, но и на формирование умений задумываться над смыслом слова и сознательно использовать лексические средства в самостоятельном высказывании, является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее усвоение языка и развитие культуры речи.
Понимание всего многообразия лексических значений слова происходит у ребенка не сразу, а развивается и обогащается долгие годы. Однако, как подчеркивают многие исследователи, его целенаправленное формирование необходимо начинать как можно раньше. Дальнейшая работа над осознанием детьми смысловой стороны слова обеспечит семантическую точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов в соответствии с контекстом, речевой ситуацией, а также будет содействовать развитию умений свободно выбирать языковые средства (слова, словосочетания, которые наиболее точно связываются по смыслу.
Роль словарной работы в обучении родному языку старших дошкольников была раскрыта М. М. Кониной и ее учениками (В. И. Яшина, Н. П. Иванова,
А. П. Иваненко и др.). Вычленяя обогащение, закрепление и активизацию
словаря как главные задачи словарной работы, Конина писала: «Руководство развитием детского словаря начинается не с обучения детей новым словам и оборотам речи, а с активизации имеющегося у них словарного запаса, с привлечением систематизации опыта детей». Картинку она рассматривала как средство, способное вызвать у ребенка интерес к слову, который является необходимым условием развития связной речи; затем можно подводить ребенка к активному использованию словарного запаса и без наглядных средств. Необходимо ознакомление ребенка со словом в разных видах деятельности, уточнение понимания значения слова детьми разных возрастных групп, освоение обобщающего значения слов, введение слов, обозначающих элементарные понятия. Воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений слов, обогащение связей слова с другими словами развивает точность словоупотребления, оказывает положительное влияние на связность монологической речи. Это связано с тем, что семантика отдельного слова тесно взаимодействует с семантикой всего высказывания (Е. М. Струнина, А. А. Смага).Исследователи предлагают вводить слова в языковую систему, учитывая такие ее особенности, как непосредственная связь слова с предметным миром, смысловые связи слова с другими словами, изменение лексического значения слова в зависимости от контекста, ассоциации. (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, Н. И. Жинкин, Д. Н. Богоявленский и др.).
В отечественной методике развития речи выделены следующие задачи словарной работы :
1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе.
Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет обогащения употребительной лексики (например, название предметов труда, их признаков и качеств, трудовых действий, процессов и др.).
2. Закрепление и уточнение словаря. Данная задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. В связи с этим, необходимо углубленное понимание уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
3. Активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь и активный словарь. В работе с дошкольниками важно, чтобы новое слово вошло в активный фонд. Это происходит лишь в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвуют, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении – еще мускульно-двигательный и кинестетический.
Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Например, дошкольники свободно говорят строфы В. Маяковского: «Все работы хороши, выбирай на вкус!» - но редкий ребенок, наблюдая за трудом строителя, фермера, продавца, скажет: «Нужная, важная работа!».
4. Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектных, просторечных, жаргонных). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагоприятной языковой среды.
Лексическая работа необходима ребенку не только для обучения, но и для ориентировки в окружающей социальной действительности. Одним из содержания ознакомления с социальной действительностью является труд
взрослых. Система знаний о труде взрослых положительное влияние оказывает, прежде всего, на формирование представлений и обогащения лексики. Сущность трудовой деятельности может быть раскрыта детям, если в основу программы знакомства с трудом будет положено научное понятие о труде. Логико-дидактический анализ понятия «труд» позволяет выделить центральную связь и ее компоненты: преобразование человеком исходного материала (предметы труда) с помощью трудовых действий, инструментов, трудового оборудования в продукт (результат) труда, необходимый для удовлетворения потребностей человека.
Принципы развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
В развитии словаря дошкольника важным является принцип объединения слов в тематические группы. Единицы языка связаны между собой и зависят друг от друга. Совокупность слов, составляющих тематический ряд, является семантическим полем, которое располагается вокруг ядра. Необходимо определить семантические поля слов, относящихся к профессиональной лексике. Например, игла для шитья входит в семантическое поле: шить — зашивать — вышивать, платье — рубашка — одежда — узор, швея – портниха – рукодельница, острая — тупая — тонкая.
Основу обогащения детского словаря составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.
Синонимическая работа с детьми : подбор слов, близких по своему значению переплетается с усвоением тематических групп слов (глаголы, обозначающие действия объекта : сочиняет, придумывает (писатель, сочиняет, придумывает (композитор) или глаголы, обозначающие любую мыслительную деятельность: сочинил, придумал, выдумал, изобрёл, открыл.
Работа над антонимами (словами с противоположным значением)
проводится с детьми при составлении словосочетаний и предложений. Дети находят антонимы в пословицах, поговорках о труде. «Труд кормит, а лень портит», «Делу время – потехе час», «Маленькое дело лучше большого безделья». Подбор антонимов к многозначным словам расширяет представления детей о слове, помогает уточнить его значение. А подбирая словосочетание со словами близкого и противоположного значения, дети глубже осознают многозначность слова (старый дом — ветхий; старое платье — рваное; старый друг — давний, старый билет — недействительный, или: свежий хлеб— черствый; свежая газета — вчерашняя; свежая рубашка — грязная, свежая мысль – известная).
Такие упражнения помогают детям понимать слова не только в прямом, но и в переносном значении: золотые руки, фен жужжит, дом растет, молоко убежало, высокая температура, класть кирпич. Для развития понимания слов в переносном значении необходимо проводить упражнения с именами прилагательными и глаголами, которые в зависимости от противопоставлений в словосочетаниях меняют свое значение: Подушка мягкая, а скамейка. (жесткая). Пластилин мягкий, а камень. (твердый). Кроме того, необходимо формировать и умение выбирать адекватное слово из синонимического ряда: жаркий (горячий) день, жаркий (взволнованный) спор.
Многозначность слова показывается дошкольникам на хорошо знакомых словах с конкретным предметным значением (ручка, игла, молния, спинка, ножка, лист, звонок, причем здесь могут использоваться слова разных частей речи : имена прилагательные (острый, старый, тяжелый, легкий, глубокий, мелкий, полный, глаголы (идти, бежать, прыгать, лить, плыть, бить). Употребление в предложениях: Повар варит суп. Сварщик варит трубу. Пожарный тушит пожар. Повар тушит капусту.
Составляя предложения с многозначными словами, дети показывают, на какой смысл того или иного слова они ориентируются. Работа над многозначными словами может идти по такому направлению: название слова, подбор к нему признаков и действий, составление словосочетаний, затем предложений и, в конечном итоге, использование многозначных слов в связном тексте.
В процессе словарной работы, как и в решении других речевых задач, необходимо добиваться таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. Основной смысл словарной работы состоит в том, чтобы выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые будут точно отражать его замысел.
В словарной работе необходимо учитывать:
— тематический принцип организации лексики;
— семантический аспект ознакомления ребенка со значением слова;
— ассоциативный метод объединения слов.
Все виды лексической работы проводятся в форме словесных игр, упражнений, выполнения творческих заданий во взаимосвязи с другими речевыми задачами.
Таким образом, дети старшего дошкольного возраста активно владеют бытовым словарем; точно и правильно используют слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение, материал и его особенности. Продолжают осваивать слова, обозначающие более тонкое дифференцирование цвета (розовый, бежевый, зеленовато- голубоватый и т. д., формы, размера и другие признаки объекта. Самостоятельно пользуются необходимыми для выявления качеств и свойств различных предметов обследовательскими действиями, называя их (погладил, подул, смял, взвесил на руке, понюхал и т. д.).
Ведущим содержанием словарной работы в старшей группе является освоение детьми осознанного использования слов, обозначающих видовые и
родовые обобщения. Уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять на их основе предметы, что помогает перейти от простого использования звуковой формы словак осознанию его истинного содержания. Понимать причины объединения в одну группу предметов — посуды, мебели, одежды, обуви, головных уборов, постельных принадлежностей, транспорта, овощей, фруктов и др. Овладение понятийным содержанием слова позволяет детям перейти на новый уровень понимания и использования слов — в их переносном, иносказательном значении.
Это является условием для освоения детьми средств языковой выразительности:
— на шестом году жизни находить в текстах литературных произведений и создавать свои образные сравнения, эпитеты;
— использовать средства языковой выразительности при сочинении загадок, сказок, стихов.
Обогащение словаря детей 5—6 лет связано с возрастанием их интереса к явлениям и событиям социальной жизни, к человеку с его внутренним миром и внешним поведением. В процессе знакомства детей с трудом людей разных профессий их словарь пополняется названиями предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовых действий и качества их выполнения.
Анализируя поведение, состояние и качества литературного героя – труженика, ребенок начинает понимать, использовать в речи слова, обозначающие личностные характеристики: честность, справедливость, доброта, заботливость, верность и т. д., состояния и настроения, внутренние переживания человека, трудолюбие, творчество, усердие.