татьяна л
Мастер-класс для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр»
▼ Скачать +Заказ
Мастер-класс для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр»
Автор: Лебедева Татьяна Викторовна
Соавтор: методист Кандыба Светлана Викторовна
Соавтор: Амбарцумян Карина Григорьевна, старший воспитатель
Организация: МДОУ №96 «Радуга»
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июнь 2022
Цель: Демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников с использованием словесных игр в образовательном процессе ДОУ.
Задачи:
1. Повысить профессиональный уровень педагогов по использованию игр для развития речи воспитанников.
2. Сформировать мотивацию и познавательную потребность в реализации представленного опыта по речевому развитию детей.
3. Осуществление индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер - класса, обобщение позитивных результатов деятельности каждого педагога.
Планируемые результаты:
Участники активно и доброжелательно взаимодействуют друг с другом при выборе дидактических игр по речевому развитию, с интересом участвуют в обсуждении представленного опыта.
Оборудование:
Дидактические игры
Ход мастер-класса
Прекрасна речь, когда она, как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток и восклицать:
«О, как же ты красива!»
Е. Щукина.
Вступительное слово педагога :
Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вас здесь сегодня!
Позвольте представить Вам тему моего мастер-класса
«Играя – речь развиваем!»
Актуальность темы мастер-класса :
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции. А. М. Горький писал: «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка.
В соответствии с этим, я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности. И хочу сегодня представить их Вам.
Итак, начнем мы с вами с мимики, т. к. мимика тесно связана с артикуляцией, поэтому, стимулируя, ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики в частности развитию подвижности мышц губ и щек.
Игра «Эмоции».
Воспитателям раздаются изображения «лиц» с разными эмоциями. Каждый из них по очереди изображает разное выражение лица, все остальные должны догадаться и назвать эмоцию (радость, грусть, злость, испуг, удивление)
Игра «Волшебная бусинка»
Оборудование : силиконовая бусинка на леске, нитке (индивидуальные)
- поднять бусинку язычком вверх – вниз; влево- вправо. Работает только язык.
Игра направленна на развитие подвижности языка; на подъем языка вверх, на выработку целенаправленных движений.
Игра «Вкусная баранка»
Оборудование: Маленькие круглые сушки (индивидуальные)
- попасть кончиком язычка в отверстие баранки.
Игра направленна на работу кончика языка, на выработку положения
«тонкий язычок», на повышение тонуса язычка.
Игра «Непослушный червячок»
Оборудование: мармеладные червячки (индивидуальные)
- удержать губами червячка, который пытается убежать.
Игра направленна на работу круговой мышцы рта.
Игра на развитие речевого дыхания
Вдох через нос – выдох через рот
Забей в ворота гол!
Оборудование: ворота, трубочки коктейльные, шарик для пинг-понга. Нужно дуть в трубочку и загнать шарик в ворота
Игра на развитие фонематического восприятия
Оборудование: звуки (домашние животные, молоточки с присосками, картинки с изображением домашних животных
- Угадай, кто издает голос?
Кто первый догадался, ударяет молоточком по картинке с данным животным – картинка «прилипает», игрок забирает ее себе. У кого больше картинок, тот и выиграл!
Игра на различение твердого и мягкого согласного звука
Оборудование: Поп-ит синего и зеленого цвета
Когда услышишь слово с твердым звуком…Л – нажимаешь на синюю кнопочку, когда слово со звуком Ль – на зеленую кнопочку.
(лось, лиса, колос, калитка, улитка, канал…. и т. д.)
Игры на автоматизацию звуков и развитие речи
Игры с фонариком.
Оборудование : фонарик, картинки с сюрпризом.
Сейчас мы с вами превратимся в волшебников и расколдуем картинки, которые решила от нас спрятать злая волшебница.
На картинке нарисована РАКЕТА – мы берем фонарик и подсвечиваем с обратной стороны – у нас проявляются уже 5 РАКЕТ и т. д.
Цель: автоматизация звука Р в словах; согласование сущ. с числительн. ; работа над предложением (была одна ракета, а стало 5 ракет)
Игра Добль
Оборудование: карточки для игры в добль, молоточки с присосками.
Цель: развитие памяти, внимания, мышления; развитие речи, работа над предложением; автоматизация звуков.
2-3 игрока. Раздается по одной карточке. Остальные карточки лежат в колоде. – Картинки на карточках нарисованы так, что одна из них совпадает с картинкой в колоде. Надо первому увидеть совпадающую картинку, назвать ее и стукнуть молоточком по картинке, чтоб она приклеилась. Кто больше собрал картинок – тот и выиграл.
Игра «Кто быстрее»
«Веселые колпачки»
Оборудование: цветные колпачки (игра из Фикс прайс, звонок, карточки
Подготовка к игре: звонок по середине стола;
Карты в одну колоду, картинкой вниз;
У каждого игрока 5 колпачков разного цвета.
Ход игры:
- открыть верхнюю карту;
-игроки ставят колпачки так,что бы их цвета шли в той же последовательности, что и цвета на открывшейся карте.
- кто первый выстроил колпачки – звонит в звонок и забирает карту.
Игра «Пора по парам»
Цели: автоматизация звуков; расширение словарного запаса; развитие выдержки, быстроты реакции
Играют 2 (3, 4) ребенка.
Перед ребенком лежит набор картинок изображением вниз. По сигналу логопеда, дети переворачивают по одной картинке. Если картинки совпали, они выходят из игры и остаются у игрока, который первым сказал : «Хлоп!»
Если картинки на совпали, по сигналу логопеда переворачивают еще по одной картинке и т. д. Выигрывает тот, кто набрал больше пар картинок. Затем каждый игрок называет : у меня два топора…
Логопед предлагает вспомнить все пары картинок, за каждый правильный ответ – фишка.
Подводится итог.
Игра «Скажи наоборот»
Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч и произносим слово. Возвращающий мяч, называет слово, противоположное по значению.
- Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
Так же можно играть в игру «Назови ласково»; «Один- много»; «сосчитай до 2,5»…
Игра "Почему? Да потому что…"
На задаваемые вопросы надо обязательно отвечать- «Потому что», также можно проводить игру с мячом.
- Почему улетают птицы?
- Почему нельзя купаться зимой?
- Почему снег тает?
- Почему люди берут зонты?
- Почему вызывают врача?
- Почему засыхают цветы?
- Почему мяч катится?
- Почему летом не носят шубы?.
Данное упражнение направлено на формирование навыков связных речевых высказываний, развитие умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос, учитывая установку педагога.
Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями.
Игра «Шаги» («Кто быстрее доберется до…»)
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса и развитием речи в общем.
2 игрока стоят на старте. Через 8-10 шагов финиш. Называется тема: «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое - нибудь вежливое слово.
Другие темы: «Все круглое», «Ласковые слова для мамы», «кто умеет летать», «что кладут в суп», «что бывает красным?»….
Теперь разделимся на 3 команды.
Игра «Опиши свой день»
Предположим, что вы сегодня работаете в 2 смены. Опишите свой день, одна команда - только существительными, вторая только прилагательными, третья - глаголами.
В работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста можно использовать метод «синквейн», это – один из эффективных методов развития речи дошкольника.
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме. Многие из Вас с ним знакомы.
Рефлексия.
И я сейчас хочу вам предложить выразить свое отношение к проведенному мастер- классу через синквейн. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
Порядок написания синквейна:
• Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
• Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.
• Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.
• Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
• Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
В нашем случае ключевым словом будет словосочетание – «мастер-класс»
В итоге хотелось бы отметить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом.
Спасибо за внимание!