Евгения Аникаева
Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики
▼ Скачать + Заказать документы
Человеку для успешной деятельности, для адаптации в обществе необходимо умение ориентироваться в пространстве.
Формирование ориентировки в пространстве - одна из важнейших сторон умственного развития ребенка - дошкольника. В современных психолого - педагогических исследованиях отмечается особая роль пространственных восприятий, представлений и умения ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребенка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимание пространственных направлений, отношений и расстояний являются важными условиями при подготовке к обучению в школе.
Публикация «Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Ориентировка в пространстве
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритмика и ритмопластика
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Одной из важнейших задач подготовки детей с нарушением зрения к самостоятельной жизни является обучение их пространственной ориентировке.
С самого раннего детства, когда развитие двигательной сферы лежит в основе физического и умственного развития, очень важно научить детей ориентироваться в малом и большом пространстве, помочь ребенку преодолеть страх перед огромным и незнакомым пространством, научить приемам защиты при передвижении и при поиске упавшего предмета, научить обследовать помещения и др.
Теоретические основы овладения ориентировкой в пространстве заложены в исследованиях отечественных тифлопедагогов (В. А. Кручинин,, В. И. Никитин, Т. Н. Никольская, Е. Б. Островская, Л. А. Семенов, Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова, Н. Г. Хопренинова, Ф. Н. Шемякин и др.). Большая часть исследований посвящена изучению хода развития и формирования пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения.
Для дошкольников с амблиопией и косоглазием характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность. В свою очередь, это вызывает трудности пространственной ориентировки. Недостатки в её развитии ограничивают в дальнейшем самостоятельность и активность детей с нарушением зрения во всех сферах деятельности. У них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов. Поэтому очень важно развивать и использовать все сохранные анализаторы. Дети рассматриваемой категории спонтанно, самостоятельно не могут овладеть навыками пространственного ориентирования и нуждаются в систематическом целенаправленном обучении.
Цель исследования: На основе выявленных особенностей развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения составить и реализовать коррекционно- развивающую программу с использованием средств коррекционной ритмики.
Объект исследования: процесс развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предмет исследования: развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики.
В основу исследования была положена следующая гипотеза:
Процесс развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения будет осуществляться успешно, если будет проведена работа по следующим направлениям:
-уточнение и обогащение представлений о пространственных признаках окружающих объектов,включающая подробный анализ объектов, предметов, геометрических фигур разного размера, формы или их изображений, вычленение главных, существенных признаков, которые отличают один объект от другого или делают их сходными.
-развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;
- уточнение и развитие представлений о схеме своего тела.
- развитие слухового восприятия
В соответствии с темой исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психолого – педагогическуюи специальную литературу по проблеме развития ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения
2. Определить критерии и подобрать методики исследования уровня развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
3. Адаптировать диагностический инструментарий и осуществить исследование уровня развития ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения
4. Осуществить качественный и количественный анализ полученных результатов (с помощью математической статистики) и дать оценку эффективности коррекционно – развивающей работы.
Методы исследования:
1 теоретический анализ психолого - педагогической и специальной литературы по проблеме исследования,
2 Психолого- педагогический эксперимент в единстве трех этапов (констатирующий, формирующий, контрольный)
3Методы обработки данных: качественный и количественный анализ полученных результатов (с помощью математической статистики)
Исследование проводилось на базе МДОУ № 125 – детский сад комбинированного вида для детей с нарушением зрения г. Тулы. В исследовании принимали участие дети с общим диагнозом косоглазие и амблиопия.