Юлия Светлова
Использование игр с песком в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня игры с песком становятся все более популярными как в психологической, в педагогической, так и в коррекционно-развивающей практике. Игра на песке – это естественная деятельность ребенка. Поэтому перенос обучающих, развивающих и коррекционных задач в песочницу дает уникальный эффект. Игры с песком не являются специальными играми для коррекционной работы с детьми с нарушением зрения. Но они помогают ребенку лучше познать окружающий мир с помощью природных материалов (в данном случае с песком).
Публикация «Использование игр с песком в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
Песочная терапия - это такая универсальная форма обучения, в которой одновременно реализуются два направления: 1 – развитие ребёнка; 2 – восстановление, компенсация и коррекция нарушенных функций : зрительных, глазодвигательных, психических. У дошкольников с нарушением зрения по сравнению с нормально видящими детьми процесс познания окружающей действительности протекает медленнее и со значительными трудностями. Связано это с тем, что у таких детей зрительная информация об окружающем сильно ограничена, к тому же они, как правило, не умеют пользоваться при ориентировке пусть и неполноценным, но все же зрением и другими сохранными анализаторами.
Использование песочной терапии в работе с детьми с нарушением зрения позволяет развивать зрительные функции, мелкую моторику, коммуникативные навыки, а также «мануальный» интеллект (т. е. тактильное восприятие). Дети с нарушением зрения особо нуждаются в развитии мелкой моторики, так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсируют недостаточность зрения.
С помощью игр с песком формируются многие необходимые личностные качества ребенка, гармонично развиваются познавательные процессы, снимается психоэмоциональное напряжение. Также повышается мотивация к занятиям, они проходят более интенсивно, интересно и эмоционально.
Все игры с песком условно можно разделить на три направления:
-обучающие (облегчают процесс обучения, направлены на развитие мелкой моторики, тактильно-кинестической чувствительности)
-познавательные (дают возможность узнать о разнообразии окружающего мира, развивают когнитивную сферу)
-проективные (диагностика и коррекция нарушенных функций : зрительных, глазодвигательных, психических.)
Игры с песком можно использовать, как на индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях.
Что можно делать с песком?
1) Рисовать на песке дыханием через трубочку для коктейля.
2) Рисовать на мокром песке тонким предметом.
3) Осуществлять работу с помощью рук (посыпание, пересыпание из руки в руку или из ёмкости в ёмкость).
4) Искать игрушки, спрятанные в песке.
5) Создавать на песке композиции, используя различные игрушки, иллюстрировать свои истории, разыгрывать уже известные сказки, менять сюжет в соответствии со своим настроением или актуальной проблемой.
6) Песочная анимация.
Работать с песочницей мы начинаем с младшего возраста: сначала строим вместе сказочные города, придумываем, что произойдет с жителями в разных ситуациях. Такие занятия проводятся с целью диагностики и психопрофилактики. Затем, на занятиях, включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук:
- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения;
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
- «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
-можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола.
Эти несложные упражнения доступны и интересны детям. Любое упражнение или игра с песком всегда сопровождается словесными комментариями со стороны педагога, так как дети с нарушением зрения очень нуждаются в руководстве воспитателя.
Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильной чувствительности и мелкой моторики ребенок говорит о своих ощущениях, развивает речь, внимание память.
Вначале ребенку доставляет большое удовольствие знакомиться с песком через простые действия, потом у него появляется желание поиграть с материалами, что-то сделать из песка. С возрастом упражнения и игры усложняются, детям дается больше самостоятельности на развитие их творческих способностей.
Добавляются творческие игры с мокрым песком : «Песочные строители» - жители песочной страны просят построить домики : колобок-круглый, бегемотик – квадратный и так далее. Подобным способом мы даем ребенку расселить всех жителей песочного городка, одновременно закрепляя знание геометрических фигур.
Игра «Узоры на песке» На мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, их можно использовать в играх на классификацию. Например: по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, на заборчике сидят только птицы – ребенок выбирает нужные фигуры или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось».
Эти и другие игры дают возможность ребенку играя с песком, не только развивать тактильно- кинестическую чувствительность, мелкую моторики, но и расширять знания об предметах и явлениях окружающего мира.
Отличным приемом для развития тактильной чувствительности и мелкой моторики является рисование на песке. Для слабовидящих детей графическое изображение более доступно и приемлемо, поскольку подчёркивает главные, характерные черты объектов и опускает второстепенные, несущественные. Методика рисования на песке предполагает соотнесение зрительной стимуляции с тактильными раздражениями.
Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же стимулирует развитие головного мозга ребенка. Благодаря рисованию пальцем контуров предмета, прослеживания глазами за движением пальца по песку, у ребёнка постепенно складываются образы предметов, формируется эмоциональное отношение к ним.
Подсветка светового стола для рисования детей песком служит адекватным раздражителем для зрительного анализатора и обеспечивает более комфортные условия для работы глаза, при проведении коррекционных упражнений, игр, связанных с рассматриванием, поиском.
При рисования детей песком также можно применять разноцветные листы бумаги, использование которых, растормаживая сетчатку глаза цветом, способствует повышению остроты зрения амбиопичного глаза.
Рисование песком может быть рекомендовано в индивидуальной работе тифлопедагога при подготовке детей к аппаратному лечению по компьютерной программе «Контур»; в индивидуальной работе с детьми младшего дошкольного возраста, а также с детьми с замедленным психическим развитием.
Длительность таких занятий с детьми 3 - 5 летнего возраста – 10 минут, а с детьми старшего возраста – 20 минут.
Подбирая задания в соответствии с индивидуально – психологическими особенностями ребёнка, можно в какой – то мере управлять его активностью. Ведь рисунки – это изображение действительности, которое отражает внутренний мир ребёнка, его душевные переживания, состояние интеллекта, его работоспособность, восприятие, мышление, настроение.
В песочнице взаимодействуя со взрослым и со сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения в группе. Воспитатель становиться для ребенка с нарушением зрения проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и о самом себе.
Таким образом, любую ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но постепенно «песочный опыт» проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в реальной жизни.