Екатерина Сергеева
Развитие ИЗО-творчества средствами цвета у младших дошкольников с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности. Процесс рисования сказывается на детях весьма положительно: развиваются зрительное восприятие, внимание, формируются представления, осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной организации.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
До настоящего времени в детских садах для детей с нарушениями зрения на занятиях по изо не уделяется внимания глубокому изучению многообразия цветовых оттенков и их гармонизации.
Дети не могут самостоятельно без специальной педагогической работы создавать цветовые комбинации. Поэтому возникает необходимость системной работы, направленной на развитие изо-творчества средствами цвета как основы восстановления зрительных функций.
На базе нашего детского сада ведется работа по развитию цветовосприятия и изобразительного творчества младших дошкольников с нарушением зрения средствами цвета.
На занятиях мы помогаем детям открыть краски окружающего мира, повышаем эффективность лечебной работы, а также формируем и совершенствуем все компоненты психических функций.
Цель занятий состоит в формировании интереса к цвету как выразительному средству в процессе изобразительного творчества. (1 блок) В формировании умения использовать цвет в процессе создания художественных образов (2 блок, а также в стимуляции детской активности, самостоятельности, творчества (в обоих блоках).
Остановимся на этих блоках поподробнее.
1 блок: Три брата. Здесь мы формируем эстетические представления о выразительных возможностях цвета (знакомить с основными и составными цветами)
Детям предлагается:
- поиграть в художников и составить цвета для овощей и фруктов на картинах;
- нарисовать аппетитные, ароматные фрукты и овощи.
Черно-белый мир. Здесь мы вызываем интерес к контрасту и желание составлять контрастные композиции, используя ахроматические цвета.
Детям предлагается:
- Разложить карточки от светлого цвета к темному; от темного к светлому по предложенному образцу или без него.
- Получить оттенки серого цвета с использованием белой краски.
- Выполнить композицию «Осенние листья» с использованием техники эстампа.
Веселая семья. Мы продолжаем формировать эстетические представления о выразительных возможностях цвета и его оттенках. Мы учим детей смешивать основные цвета и их оттенки с помощью белой и черной красок, формируем умение очеловечивать «неживую» природу
Детям предлагается:
- «Поиграть» с карточками в ранжировании оттенков цвета от светлого к темному и от темного к светлому, в их назывании.
- Экспериментировать с цветом. С этой целью предлагаются различные краски, в первую очередь черная и белая и различные цвета для смешивания на выбор.
- Изобразить веселые или грустное солнышко. Дети сами выбирают тон бумаги с темным или светлым фоном, выбирают нужный оттенок краски и наносят на небо. Картинам дети дают название самостоятельно.
Дополнялки. Мы вызываем интерес к созданию абстрактных композиций средствами цвета.
Детям предлагается:
- Познакомиться с цветовым кругом,
- Составить свой цветовой круг в виде какого-нибудь образа.
Переходим ко 2 блоку.
Цвет и эмоции. Знакомим со спецификой использования цвета при передаче в рисунке эмоций.
Детям предлагается:
- Поиграть с пиктограммами, подобрать цвета к эмоциям на лицах.
- Нарисовать «Танец осенних листьев», в процессе которого дети могут полюбоваться и оценить понравившиеся листочки.
Цвет и вкус.
Знакомим со спецификой использования цвета при изображении различных вкусовых ощущений (горькое - сладкое - кислое - соленое).
Детям предлагается:
- Поиграть с цветными карточками, подобрать цвет для того или иного вкусового ощущения.
- «Приготовить» начинку для пирожков разного вкуса.
Цвет и тактильные ощущения. Знакомим со спецификой использования цвета при создании твердого и мягкого, колючего и нежного, пушистого художественного образа.
Детям предлагается:
- Поиграть в «Чудесный мешочек». Малыши совмещают ощущения с цветными карточками.
- Нарисовать ощущение.
Цвет и характер. Знакомим со спецификой использования цвета при изображении характера сказочного героя.
Детям предлагается:
- Рассмотреть иллюстрации к детским сказкам.
- Подобрать сказочному герою цвет, отражающий его характер.
Практический опыт работы с детьми позволяет сделать вывод, что развитие изо-творчества средствами цвета, раскрывает перед нашими детьми с нарушениями зрительных функций большие возможности для выражения разнообразных эмоций, способствует проявлениям в изобразительной деятельности элементов творчества, оказывает благотворное влияние на развитие личности, поведения и общения.