Ольга Чильчигешева
Консультация для педагогов «Организация и проведения утреннего и вечернего круга в группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Утренний и вечерний круг — это элементы в режиме дня.
Утренний круг – это начало дня, когда дети собираются все вместе. Для организации утреннего круга используем социо-игровые подходы (игры «Соберитесь вместе», «Волшебная палочка», «Телеграмма», «Мы похожи?», которые помогают объединить детей и подготовить к дальнейшей деятельности. «Волшебная палочка» является предметом организации круга в нашей группе. Чаще всего проводим утренний круг в спальне. Организуем его после утренней гимнастики, для того, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.
В ходе проведения утреннего круга чаще предлагаем «Проблемные ситуации»: «Где найти ветер?», «Почему хлеб в дырочках?», «Что случается, если люди на планете не дружат между собой?», «Для чего нужно колесо?», которые при поддержке детской инициативы, перерастают в проект или образовательное событие.
С начала этого учебного года исходя из обсуждений новостей, дискуссий, проблемных ситуаций вводим планы реализации совместной деятельности, фиксируем
и отмечаем их выполнение. Например, в проекте «Юные волшебники», при помощи стикеров было запланировано детьми изготовить колпаки, плащи и волшебные палочки. Но в ходе дискуссии на следующем утреннем сборе, дети пришли к выводу, что не так важен колпак и плащ, а нужно побольше показать и научиться волшебству, поэтому стикеры с +
Чтобы поддержать детскую инициативу, и дать равные возможности самореализации тихим и бойким детям, предлагаем учавствовать в выпусках групповой газеты. Где и скромные дети могут быть редакторами рубрики, например, «Откуда хлеб на стол пришел?», с удовольствием, не стесняясь, рассказывают на групповом сборе свой доклад, выученное стихотворение, научный факт, загадывают загадки, подготовленные дома совместно с родителями.
Обращаясь к социо-игровым подходам на утреннем круге, развиваем навыки общения: учим детей культуре диалога, говорить по очереди, не перебивать, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое мнение. Используем игры «Я умею» (быть внимательным, слушать друга, не повторяться, «Ловить зверюшку» (слушать друг друга, уважать чужое мнение, «Люблю – не люблю» (культура диалога, говорить по очереди).
Вечерний круг в нашей группе чаще проводится в форме рефлексии – обсуждение наиболее важных моментов прошедшего дня. Например, в ходе проекта «В гостях у Карлсона» в детском саду в первую половину дня изготавливались различные вертушки, султанчики, веера, самолетики. Своими наиболее эмоционально интересными и важными впечатлениями дети хотели поделиться с пришедшим воспитателем. Такую возможность предоставили им на вечернем круге, формируя тем самым положительное отношение друг к другу и детскому саду в целом.
Обычно на вечернем круге организуем обсуждение планов реализации совместных дел, что получилось, что захотелось изменить в плане, что понравилось больше всего. Обсуждаем проблемные ситуации, если они возникли, подводим детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы.
Вечерний круг помогает научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга.
Мы считаем, что групповой сбор эффективен, происходит развитие навыков общения и развития речи, умение доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, вести диалог, готовность к совместной деятельности, развитие познавательного интереса, умение формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения. А также помогает развивать умение соблюдать установленные нормы и правила.