Екатерина Нечаева
Технология развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовили:
Учитель-логопед Нечаева Екатерина Владимировна
Музыкальный руководитель Голубева Екатерина Юрьевна
Актуальность:
В коррекционной работе с детьми с ОНР положительную роль играют совместная нод учителя- логопеда и музыкального руководителя, которые сочетают в себе движение, речь и музыку, и способствуют нормализации моторики и ритмической стороны речи, что помогает более интенсивной адаптации детей. Во время проведения таких нод развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность и эмоциональную сферу.
Публикация «Технология развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Причины использования интегрированной деятельности:
развивается потенциал воспитанников.
форма проведения нестандартна, интересна.
дети не переутомляются.
внимание детей поддерживается на высоком уровне.
интеграция в современном обществе.
за счёт усиления межпредметных связей высвобождается время.
возможность для самореализации педагога.
Цель:
Преодоление речевых нарушении посредством развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
Способствовать активизации высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания.
Формировать навыки правильного звукопроизношения в различных формах и видах речи и развивать слухо-зрительно-двигательную координацию.
Развивать музыкальный, тембровый слух, чувство ритма.
Развивать музыкальное мышление, речевую, общую, тонкую моторику мимику и пантомимику.
Воспитывать коммуникативные качества личности, чувство прекрасного через музыкальные образы.
Формирование двигательных навыков и умений, развитие ловкости, силы, выносливости, координации движений.
Укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных функций.
Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма.
Условия использования интегрированной деятельности:
Соблюдение соответствия в планировании работы музыкального руководителя и учителя-логопеда (лексико-тематический план, разработка НОД. Подбор методического материала, музыкального репертуара,художественноизобразительных и музыкально-дидактических игр и упражнений. Подбор фонотеки и презентаций. Реализация системы работы и взаимодействия педагогов ДОУ.
Формы взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя:
Совместные мониторинговые исследования.
Проведение НОД (логоритмика, музыкально-речевая деятельность с использованием музыкально-речевых игр).
Участие в работе методических объединений, педсоветов.
Применение основных форм воздействия: воспитание, обучение, коррекцию.
В нашем детском саду интегрированная НОД проводятся 1 раз в месяц, так как процесс этот очень трудоёмкий. Перед проведение идёт большая подготовительная работа педагогов ДОУ.
Воспитатели:
Проводят работу по лексическим темам;
разучивают с детьми стихи,
создают творческие работы;
проводят игры в группе и на улице;
поют логоритмические распевки.
Учитель-логопед:
Проводит работу по лексическим темам;
работает над правильной постановкой речи во время декламации стихов;
с детьми просматривает презентации;
работает над правильным произнесением сложных слов;
Музыкальный руководитель:
Основополагающий принцип-это взаимосвязь речи, музыки и движения.
Музыкально-дидактические и подвижные игры
Виды музыкальной деятельности с коррекционной направленностью
Слушание музыки, игра на ДМИ, разучивание песен (сопровождение движениями рук)
Упражнения на различения музыкальных звуков по высоте, пальчиковая и дыхательная гимнастика
Упражнения под музыку на развитие общей моторики
Распевки на автоматизацию звуков
Коммуникативные игры и танцы
Происходит взаимосвязь, взаимопроникновение различных искусств и видов
детской деятельности, работающих на создание одного образа. В результате этой интеграции у детей из дифференцированных, разрозненных знаний складывается более ёмкое, многогранное представление об окружающем мире, о том, как можно показать научное явление.
Совместная работа учителя логопеда, воспитателя и музыкального руководителя дает положительные результаты:
Развиваются дыхание, голос и артикуляция;
Закрепляются и автоматизируются поставленные звуки;
Регулируется мышечный тонус;
Активизируются психические процессы;
Формируется музыкальное мышление, чувство ритма,
Координируются движения, их переключаемость и точность;
Овладевают мелкими движениями пальцев и кистей рук;
Улучшается память, коммуникативные и личностные качества.
Вывод
Таким образом, через систему взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя, обуславливается достижение каждым ребенком уровня речевого развития и музыкальных способностей, соответствующих возрастным нормам и обеспечивается социальная адаптация и интеграция каждого ребенка в обществе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. – М., 1985.
Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М. :ТЦ Сфера, 2005.
Лазарев М. Л. Здравствуй! Учебно-методическое пособие для педагогов дошк. Образоват. Учреждений. – М. :Мнемозина, 2004.
Овчинникова Т. С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду. – СПб. : КАРО, 2006. и др.