Лариса Хамидуллина
Проект «Развитие музыкально-творческих способностей через обучение игре на детских музыкальных инструментах»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила:
Музыкальный руководитель МАДОУ
г. Нижневартовска ДС №61 «Соловушка»
1категории Хамидуллина
Содержание:
№ Наименование
Страницы
1. Содержание 2
2. Пояснительная записка 3
2.1 Актуальность 3
2.2 Постановка проблемы 4
2.3 Цель, задачи проекта 5
2.4 Участники проекта 5
3. Этапы реализации проекта 6
3.1 Подготовительный этап 6
3.2 Основной этап 6
Публикация «Проект „Развитие музыкально-творческих способностей через обучение игре на детских музыкальных инструментах“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальные инструменты
- Музыкальные инструменты. Проекты
- Проекты
- Проекты творческие
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
3.3 Заключительный этап 6
4. План реализации проекта 7
4.1 Ожидаемые результаты 8
5. Обеспечение проекта 9
6. Список литературы 10
7. Приложение 11
1. Пояснительная записка
Проект «Развитие музыкально-творческих способностей детей через обучение игре на детских музыкальных инструментах» осуществляется, как увлекательная игровая деятельность, направленная на активизацию музыкального творчества. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве музыкальную, речевую,познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
Игра на детских музыкальных инструментах способствует формированию музыкально-творческих способностей и давно признана плодотворной, а её применение как вида деятельности в современном дошкольном образовании доказывает её эффективность, целесообразность и жизненность.
На сегодняшний день игра на детских музыкальных инструментах еще не имеет такого широкого распространения, прежде всего из-за недостаточной разработки методического материала, что определило направление данного исследования.
Необходимость многообразного исследования сферы общения детей с музыкой с помощью музицирования на детских музыкальных инструментах предупреждает последствия нарушений в контексте психологических проблем детского возраста, которая осознается как остроактуальная проблема не только в педагогике, но и в современной психологии.
1.1. Актуальность
Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая учит детей выражать в творчестве свою индивидуальность, дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.
Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития музыкальных и творческих способностей ребенка. Можно утверждать, что музыкально-творческие способности в процессе игры на детских музыкальных инструментах средствами театрализованной деятельности является источником развития музыкальных способностей детей, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь.
1.2. Постановка проблемы
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. Прежде чем музыка стала чистым искусством, она много столетий была связана с речью и движением. Поэтому процесс обучения детей музыке методически мало эффективен и не оправдан, если не опираться в своей деятельности на речь, движение и музыку. Эти три средства составляют главное содержание орфовской музыкальной педагогики. Музыкальное воспитание по Орфу - это не просто приобщение детей к исполнению. «Задача учителя - облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям»(Э. Жак-Далькроз). Дети должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку. Поэтому для воспитания, сегодня как никогда актуально «развивать в игре индивидуальность. Играя, ребенок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра- могущественное оружие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания»(Э. Жак-Далькроз). Соответствовать данному утверждению нам помогает современные авторские методики Т. Э. Тютюнниковой, Т. А. Боровик, В. А. Жилина, основанные на системе К. Орфа.
Мои педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данных методик, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.
Карл Орф - творец уникальной концепции музыкального образования для детей считал, что «удобрения обогащают земли и позволяют зернам прорасти, и, как и музыка, вызывает у ребенка силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели». Музыка является одной из сторон жизни, а «жизнь- главный предмет школьного обучения» (по образному выражению Д. Родари). Элементарная музыка предназначается не для воспроизведения, а для творческого самовыражения детей. Основным предназначением является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их способностей, раскрепощение индивидуально-творческих сил, раскрытие природной музыкальности.
Следуя этим советам, занятия организую как игровое общение, которое создается посредством общения равных партнеров- детей и педагога. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. Повторяющаяся структура занятия помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим участникам и радоваться их успехам и удачным находкам. Элементарноемузицирование использую как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную. Сущность приобщения детей к элементарномумузицированию определяется такой формулировкой: «меньше обучать - больше взаимодействовать». Этот девиз способствует созданию условий для развития творческих способностей детей. В своей педагогической практике применяю приёмы, направленные на поддержание интереса, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.
Орфовская система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка (“Учимся, делая и творя”, поэтому в основе данной системы лежит раскрепощение индивидуально-творческих сил ребенка, развитие природной музыкальности.
1.3. Цель:формировать умения и навыки игры на музыкальных инструментах через театрализованную деятельность.
Задачи:
1. Создать условия для развития музыкально-творческих способностей детей.
2. Знакомство с различными музыкальными инструментами, овладение приёмами игры на них;
3. Развитие музыкальных способностей детей (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, тембрового, динамического слуха); формирование художественного вкуса, совершенствование диалогической речи.
4. Пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности;способствовать формированию коммуникативных способностей, эмпатии.
1.4. Участники:
• Дети среднего дошкольного возраста
• Родители воспитанников ДОУ
• Педагоги МАДОУ №61 «Соловушка»
2. Этапы реализации проекта
2.1. Подготовительный этап:
• Изучение литературы по теме.
• Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач.
• Разработать сюжет музыкально-театрализованной игры русской народной сказки «Колобок».
• Подобрать соответствующие музыкальные инструменты персонажам сказки, наглядно-дидактические пособия, демонстрационный материал, музыкальный материал.
• Консультация для родителей.
• Консультация для педагогов.
2.2. Основной этап:
• Чтение и рассказывание русской народной сказки «Колобок», беседа по прочитанной сказке, отгадывание загадок по сказке «Колобок»
• Разучивание музыкального материала-песни «Колобок», игры «Козлятки и волк»
• Театрализованный показ русской народной сказки «Колобок»
• Обыгрывание каждого персонажа на музыкальных инструментах
• Музыкально- театрализованная игра русской народной сказки «Колобок»
• Музыкально-игровая образовательная ситуация «Путешествие Колобка»
2.3. Заключительный этап:
Презентация музыкальной сказки «Колобок» (Приложение)
3. План реализации проекта
№
п\п
Состав действий
Ожидаемые результаты
Сроки
Участники
Подготовительный этап
1 Изучение литературы по теме Расширение знаний по теме проекта 1 день Родители, педагоги
2 Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач Разработка плана реализации проекта 2 день
Педагоги
3 • Разработать сюжет музыкально-театрализованной игры русской народной сказки «Колобок» Разработка плана реализации сюжета музыкально-театрализованной игры русской народной сказки «Колобок» 3 день Педагоги
4 • Подобрать музыкальные инструменты соответствующие персонажам сказки, музыкальный материал, наглядно-дидактические пособия, демонстрационный материал Пополнение предметно-пространственной развивающей среды 4день Педагоги,дети
5 • Консультация для родителей Разработка плана реализации проекта 5день Родители, педагоги
6 • Консультация для педагогов Педагоги
Основной этап
7 • Чтение и рассказывание русской народной сказки «Колобок», беседа по прочитанной сказке, отгадывание загадок по сказке «Колобок» Расширение знаний детей о сказке. Воспитывать интерес к русским народным сказкам 6день Дети, родители, педагоги
8 Разучивание музыкального материала-песни «Колобок», игры «Козлятки и волк», Развитие музыкальных способностей, развитие коммуникативных навыков 7-9 день Дети, педагоги
9 Театрализованный показ русской народной сказки «Колобок» Формировать способы самостоятельных и творческих действий 10 день Дети, родители, педагоги
10 Обыгрывание каждого персонажа на музыкальных инструментах Побуждать ребенка самостоятельно импровизировать, сочинять. 11-12 день Дети, педагоги
11 Музыкально- театрализованная игра русской народной сказки «Колобок» Формирование художественного вкуса, совершенствование диалогической речи. 13 день Дети, педагоги
Заключительный этап
13 • Презентация музыкальной сказки «Колобок» Развитие творческой активности детей, совершенствование художественно-творческого умения импровизировать 14день Дети, родители, педагоги
4. Ожидаемые результаты проекта :
• -Развить творческую активность детей, освоить детьми дошкольного возраста различных видов творчества.
• -Привить навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и моделирования творческих процессов,обогатитьсловарь детей.
• Формировать коммуникативные способности,эмпатии.
Продукт проекта :
• Показпрезентации музыкально-театральной сказки «Колобок».
• Участие в конкурсах.
5. Обеспечение проекта
Кадровый ресурс
Педагоги:
Воспитатели группы
Музыкальный руководитель
Заместитель заведующего
Материально-технический ресурс - музыкальный зал;
-технические средства обучения (фэндер, мультимедийное оборудование, компьютер,
- музыкальные инструменты,наглядно-методические пособия;
Родительский ресурс Взаимодействие с семьями воспитанников через следующие формы :
- консультации;
- индивидуальные беседы;
- рекомендации по каждому конкретному ребенку;
- семейные выставки
Информационный
ресурс - использование ИКТ;
- обмен опытом работы (семинары, выставки, консультации и т. д.);
- изучение методической литературы;
- участие в конкурсах различного уровня.
6. Список литературы:
1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М: Просвещение. 1983г.
2. Баренбойм Л. А. Система музыкального воспитания К. Орфа. М. -Л., 1970г
3. Боровик Т. А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. - М. : ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004г. №1 с. 9-25, №2 с. 18-33, №4 с. 29-41, №5 с. 23-28, №6 с. 9-14.
4. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с. 116-120, 2000г. №5 с. 133-141.
5. Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников. www.in-ku.com.ru.