Новикова Ольга Фёдоровна
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 8 «САЛЮТ» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
(МБДОУ «Детский сад № 8 «Салют»)
Доклад из личного опыта на тему:
«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр»
Воспитатель: Новикова О. Ф.
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
(Сухомлинский В. А.)
Развитие умственных способностей у детей имеет особое значение для подготовки их к школьному обучению. Важно не только, какими знаниями, умениями и навыками владеет ребёнок, а готов ли он получению новых знаний, умеет ли рассуждать, делать самостоятельные выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Психолого-педагогические исследования показали, что у детей дошкольного возраста при целенаправленной работе возникает потребность в изучении нового, развивается желание мыслить самостоятельно, выполнять задания и преодолевать трудности, без какой-либо помощи со стороны взрослых. Изучение психолого-педагогической литературы, практика работы в дошкольных учреждениях убеждает в необходимости дальнейшего исследования и усовершенствования процесса развития у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей, поиска новых методов и приёмов работы с детьми. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных развивающих дидактических игр, задач, головоломок, логических упражнений.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. В игре происходит развитие всех сторон личности ребенка - умственных способностей, моральных качеств, творчества, которые формируются в единстве и взаимодействии. Особая роль в умственном воспитании, развитии интеллекта принадлежит математическим играм. Математические игры – это игры, в которых смоделированы все важные математические стороны: построения, отношения, закономерности. Поэтому обучение математике в дошкольном возрасте целесообразней осуществлять через математические игры. В своей практике я делаю так что бы дети не видели, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, измеряют. Более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции, идет развитие способностей познавательного характера, развитие таких важных для ребенка качеств, как наблюдательность, критическое восприятие, воображение, любознательность, сообразительность, смекалка.
Обучающая задача, поставленная в игровой форме, более понятна и доступна для ребёнка дошкольного возраста. В ситуации развивающей игры возникает внутренняя необходимость приобретения новых знаний и способов действий. Ребёнок, увлечённый замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.
Интересным занятием для детей являются логико – математические игры. Они снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование логико - математических игр в моей работе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.
Игра стимулирует проявление творческих способностей ребёнка, создаёт условия для его личного развития. Если у дошкольника не развиты творческие способности в дошкольном детстве, то восполнить подобный недостаток, потом окажется делом трудным.
В математических играх проще усваиваются знания, умения, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребёнка, он лучше запоминает материал. Основными моими логическими приёмами являются : сравнение, анализ, классификация, обобщение, систематизация.
В работе с нашими детьми, я ставлю следующие задачи: формировать логическое мышление, развивать умения узнавать новое, опираясь на уже имеющиеся знания и навыки. Для этого в группе создаются условия для математической деятельности детей, при которых они проявляют самостоятельность в выборе игрового материала, исходя из развивающихся у них потребностей и интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.
Опыт моей работы показывает, что использование логико-математических игр даёт возможность проявить себя даже пассивным детям, позволяет им получить моральное и эмоциональное удовлетворение. У детей появляется интерес к другим играм, стремление играть со своим сверстниками.
Самостоятельная игровая деятельность в группе позволяет детям совершенствовать ручную умелость и интеллект, и самое главное, проявляют неограниченные возможности придумывать и творить. Уровнем сформированности интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте в дальнейшем во многом определяет возможность человека ориентироваться в стремительном потоке информации и самостоятельно решать встающие перед ним задачи.
Одним из важнейших условий для развития самостоятельной игровой деятельности детей является наличие разнообразных игр в группе. Детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
Содержанием для самостоятельной игровой деятельности детей я использую разнообразные логико-математические игры, требующие нестандартного пути решения: головоломки, математические кубики, логические задачи, лабиринты, игры на составление целого из частей, задачи-шутки, задачи в стихотворной форме, загадки, считалки, счетные палочки, геометрические фигуры, лабиринты, математические домики, фигуры, лото – цифры, д/и продолжи ряд, цифры, игра озорная математика, учим фигуры, счётный кубик, цвета и фигуры, касса цифр, азбуко-математическое лото, отгадайка, геометрические формы, цветные квадраты, шашки.
Счетные палочки я использую как счетный материал, однако их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение. В играх со счетными палочками создаются большие возможности для открытия новых способов действия с материалом, активности и самостоятельности.
Свою работу я строю на основе следующих принципов:
• от простого к сложному, который предполагает постепенное возрастание трудностей заданий в играх;
• индивидуальность — предполагает учет индивидуальных и психофизиологических особенностей детей;
• безоценочность: при проведении всех игр необходимо исключить замечания, гораздо важнее и эффективнее поддерживать и поощрять каждого ребенка;
• сотворчество детей и взрослых.
В своей работе я использую игры на развитие интеллектуальных способностей. Данные игры развивают способность анализировать сходство и различие предметов, которое совершенствуется в ходе решения задач «на сопоставление».
Существует и ещё один вид занимательного математического материала – это математическая сказка. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой.
Опыт моей работы показывает, что для появления у детей самостоятельной игровой деятельности необходимы следующие условия:
- систематическое внимание воспитателя к формированию у детей сенсорных умений и способностей : умение различать геометрические фигуры по строению, размеру, пропорциональному соотношению сторон, умение сравнивать, представлять, воссоздавать, видоизменять и др. ;
- использование разнообразных, требующих активной умственной деятельности, постепенно усложняющихся логико-математических игр и упражнений;
- косвенное руководство детской игровой деятельностью, направленное на стимулирование активности, инициативы, творчества, желания добиваться лучшего результата.
Игры, возникающие по инициативе детей, способствуют развитию интереса к математической деятельности, качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.
Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.
Применение математических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка
В результате проведённой работы, можно отметить, что дети пойдут в школу общительными, интеллектуально развитыми. Они не боятся решать поставленные перед ними задачи, высказывать своё мнение сверстникам и взрослым, доказывать его правильность. Наблюдая за детьми во время игр, я вижу, что дети становятся самостоятельнее, стараются выполнить задание быстро и качественно. Не смеются над товарищами, если у тех, что-то не получается, а спешат помочь. У детей появляется желание узнавать новое, ответить на вопрос раньше других, но не просто быстро ответить, а ответить правильно. Дети умеют находить нужную им информацию, задавать вопросы, чувствуют себя равными партнёрами взрослого в совместной деятельности.
Используя, в работе логико-математические игры со всей очевидностью можно убедиться в том, что систематическое использование данного вида игр способствует формированию у детей логического мышления, стимулирует их познавательную и умственную деятельность.