Папки-передвижки

Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста

мария ивановна кречун
Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, признанной воспитывать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Чтобы избежать развития у дошкольников интеллектуальной пассивности, необходимо развивать у детей продуктивные формы мышления. Ведь именно развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их базе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Одним из наиболее эффективных методов работы является именно поисково – исследовательская деятельность. Чем она разнообразнее и интереснее, тем больше новой информации получает ребенок и тем быстрее и полноценнее он развивается. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?

Темочки:

Да! Решающую роль в работе с младшим и средним дошкольным возрастом детей играет образовательная деятельность с четко поставленной проблемой или «решение проблемных ситуаций», познавательная деятельность с элементами экспериментирования. Первые виды деятельности позволяют развивать у детей познавательную активность, выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы самостоятельно или с помощью взрослого. Вторая форма работы конкретно формирует представления об объектах и явлениях, и через опыт или эксперимент доказывает подлинность получаемых детьми знаний.

Для младшего дошкольного возраста свойственен постоянный повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг и в принципе ко всему, что их окружает. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, черты сходства и отличия, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести ребенка от знакомства с окружающим миром к его пониманию.

Для детей старшего дошкольного возраста планируется наиболее сложная и многосторонняя интегрированная образовательная деятельность. Ее целью является выявление причинно – следственных связей, умение у ребенка логически размышлять. В основе образовательной деятельности с экспериментированием лежит особый вид речевой деятельности, связанный с логично построенным обсуждением ряда конкретных факторов, итогом которых являются выводы и индивидуальные умозаключения ребенка. [3]

Одна из главных образовательных задач это развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка. У каждого ребенка преобладают свои индивидуальные познавательные способности. И нюанс обнаружения этих самых способностей заключается в том, что способности ребенка отображаются не в ЗНУ, как таковых, а в динамике их приобретения [1].

Исследовательская деятельность достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности. При разработке и внедрении содержания познавательно – исследовательской деятельности следует учитывать следующие условия:

• Ребенку должна предоставляться разнообразная и разносторонняя интеллектуальная и практическая деятельность, т. к. однообразие и монохромность быстро вызывает скуку и потерю интереса, а это в свою очередь снижает активность и продуктивность работы ребенка.

• Любой новый материал должен быть максимально возможно связан с имеющимся личным опытом ребенка, т. к. такой материал будет максимально интересен для детей.

• Предлагаемое содержание должно быть трудным, но посильным: слишком простой, либо слишком сложный материал не вызовет интереса, не создаст радость интеллектуальной победы.

• Очень важна эмоциональность педагога, его умение поддержать ребенка и направить его интерес к содержанию деятельности, что стимулирует и подпитывает познавательную активность детей.

Вся воспитательно – образовательная работа с дошкольниками направлена на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умений сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам проектам, опытам. [2]

Формирование познавательно – исследовательской деятельности напрямую зависит от условий жизни ребенка. Чем шире спектр предлагаемых материалов для исследования, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Таким образом, наличие хорошо подобранного материала позволит не только поддерживать изначально присущие ребенку познавательную направленность, любознательность, но и не дать ей остановиться в развитии и развивать всесторонние познавательные интересы.

В ходе экспериментирования ребенок познает объект, его свойства и другие показатели касаемо данного объекта. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Как гласит китайская пословица: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Любой материал усваивается прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и должно основываться внедрение детского экспериментирования в воспитательно – образовательной деятельности. [4]

Познавательно-исследовательская деятельность в работе с детьми организуется согласно следующих форм:

Совместная – наблюдение, макетирование, эксперимент, проекты: Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:

• доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования,

• структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов,

• непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).

Совместно-групповая: Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или солёной, например).

Индивидуальная: Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений отстаёт от общего в группе (ребёнок переведён из младшей группы или не посещал детский сад ранее, если возможно развить стихийно возникший интерес к изучению чего-либо.

Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности предлагаю выделить самые актуальные для использования в УРО: наблюдение, экспериментирование, беседа, познавательный рассказ, дидактические и конструктивные игры, коллекционирование, моделирование, макетирование, познавательно-исследовательские проекты, решение проблемных ситуаций, игры-путешествия, творческие мастерские, детские лаборатории, творческие гостиные, творческие лаборатории, целевые прогулки, экскурсии, интерактивные праздники.

Эвристический метод – это вопросно-ответная форма обучения, когда вместо сообщения детям готовых знаний педагог помогает им при помощи системы вопросов прийти к новым понятиям и выводам. Беседа проводится с опорой на опыт ребенка.

Наблюдение. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников.

Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч., малыши приобретают сведения об их свойствах. Ребята с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Этот метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

Проектная деятельность. Этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей. В достижении познавательной цели проекта задействуются не только мыслительные способности ребёнка, но и творческие навыки. Педагог побуждает к самостоятельному построению хода наблюдений и опытов, лишь при необходимости направляет действия воспитанника.

ТРИЗ-технологии. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) пришла в педагогику из инженерной области и эффективно применяется в работе с детьми младшего возраста и школьниками. Суть ТРИЗ-технологий — в побуждении ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникшей проблемы. Этот метод применяется вне образовательного процесса: «Не работает игрушка? Определи, что случилось?»

Эксперимент. Важнейший метод исследования. Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения. Самые интересные эксперименты с реальными предметами и их свойствами с магнитами, с воздухом, с водой, с песком и др. выше были приведены примерные конспекты проведения экспериментов

Макетирование. Осознание явлений окружающего мира, прослеживание за изменениями в природе или социальной среде вызывает у детей объективные трудности. Макетирование может помочь в решении этой проблемы. Макет отражает существенные особенности натуры, воспроизводит значимые стороны и признаки объекта. Макетирование способствует развитию речи, логического мышления, закреплению математических понятий, пространственных отношений, сенсорному развитию. Макет это результат конструктивно-творческой, познавательно-исследовательской деятельности детей. Он может быть напольным, настольным, подиумным, настенным.

Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как: исследовательские карточки, личный дневник наблюдений, стенды, лэпбуки и др.

О высоком уровне познавательно-исследовательской деятельности свидетельствует наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов, грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов. Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения наблюдений, не боится выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её.

Современные формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: коллекционирование, маршрут выходного дня, образовательный квест, фотокросс, метод кейсов, посткроссинг и т. д. [5]

Всё воспитание и обучение детей следует строить в личностно – ориентированной модели. Очень важна необходимость развития каждого ребенка как личности, для этого необходимо создавать условия подходящие для формирования не только знаний, умений и навыков, но и самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу, свободы поведения и самооценки.

В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально – ключевые компетентности:

• Социализация (через опыт, наблюдая, дети, взаимодействуют друг с другом);

• Коммуникация (проговаривание результатов наблюдений);

• Информационная (через опыты, наблюдая дети, получают знания);

• Здоровье сберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей и др.);

• Деятельностная (идет подборка материалов для опытов и последовательность их проведения).

В соответствии с требованиями «Куррикулум», «Стандарты обучения и развития детей от рождения до 7 лет» и «1001 идея» педагог должен стремиться к развитию у ребенка следующих качеств: любознательность, активность, заинтересованность в узнавании нового, стремление изучать окружающий мир, задавать вопросы взрослому и любить экспериментировать и совершать различные практические действия.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на формирование нового. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. [3]

Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. У детей появляется желание узнавать новое.

Дети по природе своей исследователи. Им присуща неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Поисково – исследовательская активность – естественное состояние детей, которое помогает детям исследовать, открывать, изучать, а это значит делать постоянные, стремительные шаги в неизвестность. И наша задача, как педагогов – помочь детям в проведении этих исследований, направить их и сделать полезными.

Детская поисково – исследовательская деятельность красной нитью пронизывает все области детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Играя, ребенок неосознанно получает новые знания. Таким образом, есть острая необходимость включать всевозможные развевающие игры во все области деятельности ребенка. Развивающие или мыслительные игры помогают детям приобрести навыки исследовательского поведения, воображения и развития дивергентного мышления. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

В. А. Сухомлинский говорил: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости»

Резюмируя все вышесказанное, предлагаю вашему вниманию различные виды игр, развивающие у детей поисково – исследовательскую активность.

Игры для развития дивергентного мышления: для малышей: «Парные картинки», «Найди два одинаковых предмета», «Найди 5 различий», «Найди ошибку художника», «Что хотел нарисовать художник?», «Картинки – путаницы» и многие другие. Для детей старшего дошкольного возраста: «Расставь тени по местам», «Найди похожий силуэт», «Найди недостающую фигуру», «Закончи ряд последовательности», «Отгадай предмет по описанию», «Отгадай предмет по его частям», «Что будет, если…» и многие другие игры. [1]

Игры – упражнения для развития речи, фонематического слуха, ЗКР: «Звук заблудился», «Рифма», «Запутанное письмо», «Ребусы», «Превращение слов – волшебная цепочка». Составление описательных рассказов по картинкам и игрушкам, путем решения проблемных ситуаций. Использование художественной литературы содержащей возможные проблемные ситуации. Например: «Крошка Енот, или тот, кто сидит в пруду» - эксперимент с собственным отражением в зеркале; А. Усачев «Умная собачка Соня» - кладезь идей для опытов и экспериментов: «Круговорот воды в природе», «Большой – маленький», «Узнай по запаху», «Далеко – близко», «Эхо» и др. [3], [1]

В музыкальном воспитании процесс экспериментирования со звуковым материалом развивает инициативность, произвольность и креативность, способствует развитию интеллектуальной компетентности ребенка. Это такие упражнения как: «Звуковые ассоциации», «Группирование звуков по признаку», «Описание услышанных звуков», «Ассоциация звуков природы с искусственно созданным звуком» и др.

В рамках трудовой деятельности проводится основная работа по изучению условий, необходимых для жизни живых организмов. Это и работа с почвой, и выращивание рассады «Огород на подоконнике», и уборка снега (свойства снега, польза, защитные свойства и др., и уборка игровых площадок (важность сохранения чистоты и порядка) и др.

Еще один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализуется в художественно – продуктивной деятельности, а именно в использовании нетрадиционных приемов рисования: пальчиками, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку; а так же в экспериментах с различными материалами. Это позволяет детям лучше узнать свойства предметов и веществ.

Все это и многое другое дает возможность развивать у детей любознательность, инициативность, возможность экспериментировать и синтезировать полученные знания, выявлять проблему и самостоятельно искать нужное решение.

Правильно организованная исследовательская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.

Литература:

1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников.» – М. : 2013 Мозаика – Синтез.

2. Дыбина О. В. «Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. Ребенок в мире поиска.» М. : Сфера 2005 г.

3. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников.» Второе издание, исправленное. – М. : 2013 ТЦ «Сфера»

4. Мегнщикова Л. Н. «Экспериментальная деятельность детей 4 – 6 лет»: из опыта работы – г. Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

5. Савенков А. И. «Методика проведения учебного исследования в детском саду». Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Развитие графомотроных навыков у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Развитие графомотроных навыков у детей дошкольного возраста» Одним из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе является уровень развития мелкой моторики или хороший.

Использование домино в развитии исследовательских умений дошкольниковИспользование домино в развитии исследовательских умений дошкольников Всем хорошо известна игра домино, но современные технические игрушки все чаще вытесняют доступные игровые средства прошлого. А ведь в них.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»Мастер-класс для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме» Цель: познакомить участников с опытом проведения речевых игр, танцевальных движений, музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 февраля 2025 в 12:28
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем мария ивановна кречун (УИ 3418202) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 февраля 2025 пятница
Родной язык - народа достоянье!
Идем на экскурсию!
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД